Папа Римский Иоанн Павел II и моё знакомство с ним

Apr 28, 2014 12:57


В 2002 году в августе я побывал в паломничестве к Ченстоховской иконе БМ, что находится в Ченстохове (Польша). Меня пригласили мои друзья из общества Verbum Dei (Слово Божье - этакое полумонашеское-полуобщественное объединение католиков, ратующих за изучение и пропаганду библейских ценностей с католическим подтекстом), они и организовывали поездку верующих из Петербурга и Москвы в Люблин и потом в Краков. (Не буду вдаваться в подробности моего личного увлечения католичеством, которое тогда переживало свой высший подъем).

Шли из города Люблина. Как я туда добрался после опоздания на поезд Петербург-Брест (а билет был коллективный), я не буду здесь рассказывать.
Шли массы и массы людей после мессы на площади перед кафедральным собором в Люблине, которую провел архиепископ Люблинский (он же провожал напутственным словом при выходе из города на специальном помосте). Шлю люди разных возрастных групп, но в основном молодежь, много было студентов известного Люблинского католического университета (именно тут многие годы преподавал будущий епископ Кракова и потом папа-славянин Кароль Войтыла, появился даже предмет "богословие Иоанна Павла Второго"). Все были поделены на группки по 40-50 человек, к каждой был приставлен или священник, или монахи/монашки, часто и те, и другие. Люди постоянно молились, пели песни, останавливались на "перекус", сопровождали машины с медицинской помощью, с биотуалетами, с технической поддержкой. Много было интересных событий в течение этих 10 дней, так как шли пешком, останавливались на ежедневные мессы, которые заранее были запланированы (и в старинных соборах, и на лесных полянах), ночевали и у сердобольных католиков по домам или по хлевам, и где придётся. Помню, однажды даже ночевал я на крыше здания, в мансардной надстройке... Много чего я понял и повидал за это время. Финал - это восхождение по широкой улице на саму гору, на которой находится монастырь, в котором находится в часовне Ченстоховская икона. Специальная сцена выдавалась вперед в виде носа корабля, на котором беспрерывно шли богослужения и каждую группу паломников встречал приветственным словом епископ города, из которого эта группа пришла.

Этот день в Польше знаменательный - и день Ченстоховской иконы, которая особо почитается в Польше (хотя ранее она принадлежала православной церкви), и день Успения Божьей Матери (у католиков - День взятия на небеса и коронации Царицей Небесной), и день Войска польского, потому что Ченстоховская икона помогла в какой-то там битве против Царской России (!), это был единичный случай в истории Польши, поэтому так всё важно... Про историю самой иконы вы можете почитать в интернете, не буду распространяться. Интересно, что возле монастыря прямо тут на холме возвышался многометровый памятник Иоанну Павлу Второму, простёрший в благословении правую руку над верующими. Толпы, тысячи, десятки тысяч восходили к монастырю и проходили в часовню с иконой, останавливаясь небольшими группами на несколько минут, чтобы помолиться. Все стены в часовне увешаны дарами известных поляков (и простых, наверное, тоже), большей частью саблями и драгоценными вещами - в дар за какое-либо чудо со стороны "Черной Мадонны", как её любят называть в Польше. В общем - сплошное сплетение государственного и церковного, общественного и религиозного, что встречается в Польше везде и всюду. Не секрет, что избрание первого славянина, поляка Кароля Войтылы, было важным шагом для идеологической битвы с коммунистическим лагерем стран Восточной Европы и в итоге - для развала Советского Союза. И "Солидарность" Леха Валенсы тоже имела непосредственную поддержку от нового понтифика - человека незаурядного, харизматичного, знакового в истории Католической Церкви XX века, повлиявшего на ход её развития в дальнейшем. В Польше найти памятные доски, бюсты, памятники папе-поляку можно увидеть практически везде. Это такое почитание, которое граничит почти с идолопоклонством (уж извините за такое слово).

После прохождения по монастырю на огромной площади состоялась главная праздничная месса с участием всех высших католических иерархов Польши. (Католики вообще любят массовость, как я понял... Видать, православные московского патриархата тоже решили не отставать и при Патриархе Кирилле стараются организовывать литургии на открытом воздухе при стечении большого количества верующих и сочувствующих). Потом была поездка не без всяких приключений в Краков, точнее в местечко Тынец в 10 км от него, возле старейшего в Восточной Европе Бенедиктинского монастыря. Начали распределять всех по домам прихожан и в спорт. зале примонастырской школы. Меня и ещё одного католика слегка за 40 взяли на поруки одни прекрасные верующие - престарелая пара сердобольных католиков Иосифа и Марии (не смейтесь, да, такое вот совпадение). Другим нашим со-паломникам повезло меньше. Они так о нас заботились... Думая, что я такой убежденный верующий, возили меня (нас) к утренней молитве в монастырь, чтобы я помолился о них (вообще в Польше принято всячески принимать, кормить и заботиться о паломниках, так как это должно обязательно вернуться сторицей самим принимающим, а также паломники должны молиться везде и всюду о своих благодетелях; по ходу паломничества нас кормили прямо на улицах люди, приглашали домой пообедать или поужинать, помогали чем могли, но тут всё рассказать не получится, иначе получится очень и очень длинный рассказ). В этом Тынце (кто-то прозвал его Тунцом) мы провели 2 с половиной дня. В день приезда отдыхали после Ченстоховы и осматривали сам старейший монастырь - действительно, настоящий средневековый чудесный во всех смыслах монастырь - духовная обитель и, в то же время, свободный для посещения всеми и каждым музей). В эти дни с пастырским визитом в Кракове был папа Римский и бывший епископ этого города Иоанн Павел Второй. Краков превратился в улей для паломников, люди ходили толпами за папа-мобилем, выслеживали и выстаивали на улицах с целью увидеть или даже прикоснуться к уже святому для них человеку.

Я бы не поехал, наверное, в эту поездку, если бы мне накануне не приснился сон, в котором мне привиделся понтифик, он был в белой блистающей одежде и повернулся ко мне спиной, уходя вдаль, словно прощаясь с этим бренным миром.

Один день я посвятил прогулкам по самому Кракову и знакомству с его достопримечательностями. В некоторых храмах и монастырях были утсановлены большие экраны и можно было прямо там следить за прямой трансляцией пребывания Папы в Кракове, за его молитвами, перемещениями и так далее. Побывал в Санктуарии Божьего Милосердия им. святой Фаустины Ковальской (история про неё - очень долгая, можете почитать подробнее в Интернете, она очень значительная святая для всех поляков). Приобрел изображение Иисуса Милосердного, именно так являлся Он святой Фаустине и напутствовал изобразить Себя, даже молитву её подсказал, как молиться к этому изображению, взывая о Божьем Милосердии ко всему миру.

Днем ранее рядом с монастырем, в котором эта святая провела свою жизнь, прошло освящение огроменного здания (мне показалось, размером со стадион! построенного в виде ветхозаветного Ковчега) - этого самого Санктуария, храма-святилища, освящение проводил сам Папа Римский, но у меня не было билета на это мероприятие, у меня был билет (как и у всех паломников из России) только на последнюю мессу с Папой, на Блонях Краковских, то есть на пригородных полях Кракова, которые были поделены на сектора для верующих. Если кто-то занимал места на этих полях ночью, я спокойно выспался и приехал к 9 утра на мессу, которая начиналась в 10 утра.
Паломники отовсюду стекались, я шел в специально купленной накануне футболке с изображением папы. Я тогда поделился с некоторыми рядом идущими паломниками из прихода св. Екатерины (Санкт-Петербург) впечатлениями, что мол так любить одного человека просто невозможно, это смахивает на обожествление (говорил во мне тогда мой протестантский разум). На меня посмотрели с недоумением и возразили, что это настоящая любовь к своему пастырю и Духовному Отцу. Кстати, везде в городе и в пригородах люди вывешивали флаги Ватикана, изображения Папы. Вспомнил, мои благодетели из Тынца - Иосиф и Мария - оказалось, были знакомы с семьёй К. Войтылы.

(продолжение следует)

религия, я, события, человек, прошлое, встреча, Папа Римский, память, Иоанн Павел II, личное, молитвы, святой, путешествие, круг жизни, церковь и общество, вера и жизнь, католичество, церковь, вера и разум, молитва, событие, вера и общество, история

Previous post Next post
Up