Деньги и Церковь

Nov 30, 2010 08:23




Некоторых эти слова, упоминаемые вместе коробят, другие принимают это как само собой разумеющееся, третьих приводит в состояние радостного возбуждения от возможности понаезжать на "попов, обдирающий честной народ".
Чтобы разобраться в каком отношении должны находиться деньги и церковь, а также составляющие и производные от этих понятий, нужно рассмотреть все то, что говорят об этом Бог и люди приближенные к Богу: святые, пророки и апостолы.
Это очень важно, именно потому, что атеисты, активно критикуя христиан, спекулируют на этой теме. Для них чуть ли не оскорблением их самых лучших чувств, являются тот факт, что Церковь "осмеливается" без их разрешения тратить свои собственные деньги по своему собственному усмотрению.
Да что греха таить, и среди православных встречаются люди, считающие, что самый лучший метод обращения с деньгами - это взять, да и раздать все нищим. Как говорится, и выглядит благочестиво, и ответственности никакой.
Итак, читая Библию, мы часто встречаем фразы, в которых с одной стороны о богатстве и деньгах говорится положительно, а с другой - отрицательно.
"Противоречие!" - воскликнет, было, пылкий атеист.
"Нет" - ответим мы спокойно ему - "Дело не в противоречии, а в отношении к богатству."
Богатство, как собственно и любая другая вещь, становится в руках разных людей или орудием порока, или благословением Божием. Кухонным ножом нужно резать хлеб, но некоторые применяют ножи и при убийствах. Спортом можно заниматься ради здоровья, а можно и ради тщеславия, когда спортсмены, пичкая себя анаболиками, наоборот вредят своему здоровью. Так и богатство, можно применять по-разному. Можно покупать каждый месяц новую машину и строить особняки стоимостью в миллионы долларов, в которых никто не живет кроме прислуги и любимой собачки хозяина. Можно поставить у себя сантехнику из золота или проиграть за одну ночь в казино зарплату среднестатистического россиянина за несколько лет. А можно и по-другому: вкладывать деньги в производство увеличивая рабочие места, заниматься благотворительностью …..да и много чего хорошего можно сделать деньгами.
Потому и Библия говорит о деньгах по-разному.
С одной стороны богатство понимается как благословение Божие для человека, награда за его праведность и трудолюбие:
"Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек". (Пс 112:1)
"Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство." (Прит 11:16)
"Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает." (Прит 10:4)
При этом богатство, приобретенное неправедным путем, благом не считается.
"Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца." (Пс 62:10)
"Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет". (Прит 22:16)
Кстати такая позиция, доведенная до абсурда, популярна у части западных христиан, полагающих, что христиане должны обязательно жить в полном достатке, а если этого нет, то значит человек - плохой христианин.

С другой стороны, в Священном Писании указывается на то, что богатство - это причина не только для того, чтобы жить для себя, а еще и для того, чтобы этим богатством пользоваться на благо людей, особенно бедных.
"Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. "(Прит 19:17)
При этом постоянно подчеркивается, что хотя богатство и дар Божий, но оно не должно заслонять собой Самого Бога. Не в богатстве, не в деньгах смысл жизни человека.
"Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти". (Прит 11:4) "потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?" (Прит 27:24) "Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый."(Прит 19:1)
Когда читаешь Евангелие, то создается первое впечатление, что Христос выступал за бедность и отвергал Ветхозаветное понятие о богатстве. "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне." (Матф. 6:24).
Однако Христос опять таки осуждает не само богатство, а служение ему - о чем и говорилось в Ветхом Завете.
Всем также известны Его слова о том, что "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие."(Мр 10:25) .
Действительно, если читать только эту фразу Христа, то получается что богатые никогда не спасутся, потому что верблюд, при всем своем желании, сквозь игольные уши не пролезет…
Однако давайте прочитаем всю эту евангельскую сцену:
"Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу." (Мр 10: 17-27)

Тут хочется отметить несколько моментов:
1. Христос ставит спасение в зависимость не от богатства, а от исполнения заповедей.
2. Христос уточняет, что сложно спастись не просто богатому, но надеющимся на богатство.
3. Христос говорит, что спасение человека зависит не только от самого человека, но прежде всего от Бога.

Итак, получается, что богатому сложно спастись не потому что он богат, а потому что это богатство рождает в душах слабых людей грехи и страсти: лень, заносчивость("Да не хвалится богатый богатством своим" (Иер 9:23)), гордость, пренебрежение к бедным, алчность, склонность к разврату: все то, что не позволяет человеку выполнять Божии заповеди. Этих чувств не лишены и бедные, но у богатых они получают крепкую основу и питательную среду для укоренения и дальнейшего развития этих страстей. Однако, если человек понимает губительное действие богатства и старается превозмочь его, помогая ближним и нуждающимся, то безусловно Господь это видит и сделает то, что возможно только Ему…
И апостол Павел поэтому пишет:
"Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения;
чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни"
(1Тим 6:17-19)
Так что слухи о том, что Христос "приговорил" всех богатых, несколько преждевременны. И тому множество подтверждений мы можем прочитать в Евангелии.
Христос не возмущался, когда видел что богатые жертвуют в храме, но просто заметил что вдова положила больше чем они, потому что для нее эти две лепты значили больше, чем большие деньги для богатых. Христос не только не чурался богатых, но и общался с ними. Он воскресил дочь начальника синагоги, который наверняка был не бедным человеком и рассказывал притчи с примерами из жизни торговцев.
С другой стороны не надо думать, что и бедность сама по себе является пропуском в Царствие Небесное. Если человек в бедности озлобляется и ненавидит соседа, за то, что у того новая иномарка, а у него - старая "копейка", то можем ли мы сказать что он на верном пути? Конечно, нет.
Даже бедный монах, оставивший все и ушедший в монастырь порой подвержен такой страсти обладания какой-нибудь вещицей, что и не каждый богач так свои деньги полюбит.
В фильме "Остров" режиссера Павла Лунгина показан такой эпизод, когда юродствующий старец сжигает в топке любимые кожаные сапоги настоятеля, подаренные тому его митрополитом.
Тут кстати мы плавно подошли к "главному" вопросу, мучающему атеистов: могут ли иметь деньги священники? "Могут" - отвечает нам Священное Писание - "Не просто могут, а даже и должны".
В Библии подробно описывается, как левитам (священнослужителям в Ветхом Завете) предписывалось кормиться и иметь заработок от алтаря, от того, что приносили в жертву Богу люди:
"так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела." (Чис 18:24)
"И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила;
вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания;" (Чис 18:30-31)
Не отменено священство и их заработок и Новым Заветом. Христос протестует не против священства как такового, а против лицемерия и фарисейства священнослужителей:
"итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;" (Мф 23: 3- 4)
И апостол Павел в первом послании Тимофею пишет "Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей." (1Тим 5:17)
Поэтому в самой зарплате ничего зазорного нет, священник тоже человек, и у него есть семья, которую надо кормить. И если для священника автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения, а телефон - не понты, а средство общения, то в этом ничего плохого нет.
Другое дело, если священники начинают злоупотреблять деньгами: покупать дорогие иномарки, строить шикарные коттеджи. Это конечно уже не есть хорошо. Подобное поведение очень сильно компрометирует церковь в глазах людей.
Но, тем не менее, ошибается тот, кто думает, что борьбы с такими явлениями в церкви - нет. Борьба с такими явлениями идет постоянно. В декабре 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на Епархиальном собрании духовенства Москвы, высказался против коммерциализации Церкви. Предстоятель РПЦ подверг критике священнослужителей, не способных противостоять натиску секулярного мира с его ценностями. "Тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления является все усиливающаяся коммерциализация многих сторон приходской жизни. Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное", - отметил Алексий II.
"Ничто так не отторгает от веры людей, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом", - также сказал Патриарх. Но при этом Алексий Второй не отвергает самой материальной части существования церкви.
"Мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божьего, и потому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения не должны быть назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием", - сказал Алексий II.
Также на епархиальном собрании духовенства Санкт-Петербургской епархии правящий архиерей митрополит Владимир (Котляров) подверг резкой критике "подчеркнутое проявление роскоши ряда священнослужителей, являющееся большим соблазном для простого народа, живущего в нищете". Особое негодование у владыки вызвали крутые мобильные телефоны с "наворотами" и дорогие иномарки.
Итак, подытоживая все вышесказанное, можно сказать что наиболее "спасательным" является срединное финансовое состояние человека, когда у него отсутствует и соблазн вести греховную жизнь пользуясь избытком материальных средств, и соблазн впасть в злобу и зависть от нехватки денег на жизнь. С другой стороны ни бедность, ни богатство сами по себе как не закрывают путь спасения, так и не являются гарантом обретения Царствия Небесного.
В жизни христианин должен, прежде всего, собирать духовное богатство, но это не исключает самих материальных благ. Дело в приоритете. Душа должна стоять на первом месте, деньги - вторичны.
"Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы." (Матф. 6:31-34).

аргументы атеистов, апологетика, мои статьи

Previous post Next post
Up