Маленькой Словакии повезло. После разделения с братской Чехией практически все Татры, Высокие и Низкие, достались ей. Более 80% территории страны находятся на высоте более 750 м над уровнем моря. Пару лет назад мы с семьей облюбовали для активного зимнего отдыха Высокие Татры. Про них и расскажу.
Лыжные трассы в Высоких Татрах в основном сконцентрированы в трех городках - Смоковцах, Штрбском Плесо и Татранской Ломнице.
Смоковцы
Всего их три - Старый, Новый и Горный Смоковец. По сути, это три разных городка, слившихся в один.
Мы с семьей жили в Новом Смоковце в 300 метрах от трассы. Вообще Смоковцы показались мне идеальным местом жительства в Высоких Татрах по нескольким причинам.
Во-первых, они расположены посередине между двумя другими городами (Татранской Ломницей и Штрбским Плесо), и отсюда до них можно было довольно быстро добраться. Во-вторых, именно отсюда пролегает прямая дорога до Попрада - еще одного города, расположенного у подножья Татр. Последний несколько больше населенных пунктов в горах. В Попрад мы ездили за покупками и в аквапарк. В-третьих, трассы в Смоковце как раз для таких как мы, то есть начинающих.
Кстати, здесь можно купить ски-пасс, который действует только в Смоковцах, но стоит гораздо дешевле того, который можно использовать на всех трассах Высоких Татр.
Кроме трассы для совсем начинающих (Якубкова Лука) длиной 1000 м с двумя бугельными подъемниками, начинающимися прямо из Нового Смоковца есть еще две для более опытных лыжников - Гребиенок I (2800 м, перепад высот - 255 м) и Гребиенок II (наиболее трудная из трех, длина - 530 м, перепад высот-178 м). Добраться до них можно на фуникулере из Старого Смоковца, на котором в 2008 году ездила даже Елизавета II.
Отдельного упоминания заслуживает великолепная архитектура начала XX века, наиболее сохранившаяся именно Смоковцах.
Но о ней
у меня есть отдельный рассказ.
Татранска Ломница
Всего здесь находится 9 трасс протяженностью 12 км. Из них для начинающих - 6 км, средней тяжести - 4,2 км, сложных - 1,8 км. Самая длинная трасса - 6 км. Общее количество подъемников - 13. Вечером трассы освещаются. Перепад высот - 785 - 2190 м.
Также из города можно подняться на вторую по высоте гору Словакии - Ломницкий Штит (2632 м).
А еще можно покататься на самой экстремальной трассе Татр, расположенной на высоте 2190 м над уровнем моря.
Мы наведались в Татранску Ломницу лишь раз - просто посмотреть, а кататься предпочли у себя в Смоковце.
Штрбске Плесо
Популярный и самый высокий курорт в Татрах. Снег здесь идет почти всегда, даже когда в других городках светит солнце.
Это конечный пункт электрички, курсирующей из Попрада, и людей здесь куда больше, чем в других городках. От станции (и парковки) до подъемников около 500 метров, которые можно пройти пешком или на бесплатном автобусе.
Трассы для начинающих и средней сложности находятся на высоте 1400-1840 м на горе Солиско, 6 подъемников. Рядом со склоном есть два трамплина для прыжков (70 и 90 м).
Покататься можно не только на горных лыжах, но и на беговых. Для любителей этого вида спорта есть трасса протяженностью 42,5 км. Собственно, ради последних мы сюда и приезжали. Горнолыжные трассы показались нам слишком крутыми для «чайников», а вот помахать палками и побегать по живописным дорожкам и холмам вокруг озера Штрбске Плесо оказалось самое то.
На гору Солиско мы тоже поднялись. На подъемнике и без лыж.
Таких как мы, оказалось совсем немного (а точнее, совсем не оказалось). Все нормальные люди ехали кататься, а мы любоваться окрестностями. Однако то, что предстало перед нами наверху, точнее всего описывается фразой «не видно ни зги».
Я с ужасом наблюдал, как в белую пропасть раз за разом сигают лыжники и сноубордисты.
Жуть! А им, судя по всему, было классно.
Теперь самое интересное - цифры
Катание - стоимость ски-пасса увеличивается каждый год. Кроме того, в высокий сезон (новогодние праздники) стоимость выше, чем до и после него. Зато, какое удовольствие покататься 1 января на совершенно пустой трассе! В 2013-2014 году цены для взрослых следующие: 1 день - 30 Евро, 2 дня - 59, 3 - 87, 5 дней - 135 (цены высокого сезона). Для детей дешевле.
Как я уже говорил, ски-пасс для Смоковцев стоит дешевле общего. Так что для начинающих выгоднее всего кататься именно здесь.
Более подробно цены можно найти на сайте:
http://www.vt.sk/cenniky/cennik-skipasov-zima-201314/ Рядом с трассами полно лыжных школ. Стоимость индивидуального занятия 25-30 евро, в группе дешевле. Мало кто из инструкторов владеет русским языком, но понять можно и по-словацки.
Прокат снаряжения - как и везде, выгодно брать на несколько дней подряд. Средняя стоимость - 11-15 евро в сутки (чем дольше, тем дешевле). Лучше всего найти прокат чуть подальше от трасс. В метрах 200-300 от подъемника цены на комплект «лыжи плюс ботинки» ниже на 1-2 евро в сутки.
Жилье - самое разнообразное. От 15 евро за человека в сутки в частных домах до 200 в пятизвездочных гостиницах. В отличие от Польши, снять домик целиком на компанию сложнее. Их выбор не очень велик, а в разгар сезона почти невозможно найти свободные места - так что бронируйте заранее. Можно найти гостиницу на букинге, а можно поискать на местных сайтах. На фото ниже - небольшая гостиница, в которой останавливались мы.
Питание - рестораны с местной кухней (Koliba) кажутся недорогими даже по сравнению с белорусскими ценами. Средний счет на семью из трех человек - 20-25 евро, включая алкоголь. Порции не просто большие - они огромны. Кстати, стоит попробовать местную настойку на чае и травах - Tatratea. Но осторожнее! По словам пробовавших, валит с ног не по-детски.
Транспорт - мы добирались на машине через Варшаву, Краков, Закопане и т.д. Дорога хорошая, но на подъезде к Татрам можно попасть в пробку, которые тут случаются регулярно. Выезжать в обратный путь лучше пораньше - путь от Татр до Кракова может занять несколько часов. Тут уж как повезет. Можно ехать другим маршрутом - Брест, Люблин, Решов, Прешов, Попрад. И по дороге заехать в маленький, но очень симпатичный
городок Бардейов.
В самих Татрах машина нам была нужна только для того, чтобы съездить в аквапарк и торговые центры Попрада. Между городками в горах удобно перемещаться на электричке.
Она ходит часто и довольно быстро (вверх в два раза медленнее, чем вниз). Бонусом - потрясающие пейзажи за окном.
Цена билета зависит от длины маршрута.
Сувениры - их много, и они недорогие. Конечно, в Буковеле еще дешевле. Но покупка медовухи или местных изделий из дерева уж точно не разорит.
Язык - самая веселая часть пребывания. Почему-то туристам из России словацкий язык кажется очень смешным. Ничего удивительно, учитывая слова типа «потравИны» (продукты) и т.п. Но в целом, язык простой и понятный. Да и многие местные понимают и немного говорят по-русски. В сложных случаях я переходил на польский, и вопросов с взаимопониманием становилось куда меньше.
Что в итоге? Горнолыжных курортов в Европе много. Есть дешевле (в Украине и Польше) и дороже (Италия, Австрия, Франция). Словакия показалась мне оптимальным сочетанием красивой природы, интересной архитектуры, доступных цен и расстояния для поездки на машине. Так что в следующем году мы с семьей снова сюда!