Баларама Селянинович

Feb 20, 2007 19:29

Не смог припомнить ни одной былины, в которой Микула Селянинович бил бы кого-нибудь своей сошкой. Однако помню, что вся молодшая дружина Вольги Всеславьича микулину сошку не могла из земли выдернуть, отряхнуть да в кусты ракитовые закинуть. Сам же Микула сделал это всё одной рукой. И вот в этот момент - когда он стоит, держа в одной руке соху, - он ( Read more... )

обзоры, культуроложество, картинки

Leave a comment

Comments 33

ex_gardener February 20 2007, 16:36:56 UTC
украинский герой Котигорошко бется со змеем с помощью Неиллюзорного Лома.
украинский герой Кожемяка использует в качестве доспеха 300 пудов пеньки.

Reply

yatsutko February 20 2007, 16:39:35 UTC
> украинский герой Кожемяка

С каких это пор он украинский?

Reply

ex_gardener February 20 2007, 16:45:52 UTC
а какой же?

Reply

yatsutko February 20 2007, 16:49:45 UTC
Ну, насколько я знаю, русский. Точнее, существуют многочисленные пересказы этой былины, записанные в самых разных областях, как великоросских, так и белорусских и украинских.
Имхо, говорить об украинских былинах вообще странно, так как само слово "Украина" в отношении этой местности стало употребляться относительно недавно. Во время, когда формировались былины, его точно не было.

Reply


saulina_foto February 20 2007, 16:52:45 UTC
Знаете, а мне как-то больше кажется, что Селянининович по доброте душевной у этого вашего Халаюдха сошку отобрал и пометил ею маленько, когда ему перца некачественного продали. А поскольку сошка золотая да в драгоценных каменьях была, судя по предыдущему хозяину,дружина ее и спереть пыталась.:)
Не может быть общего у русского мужика с этим женоподобием.

Reply

yatsutko February 20 2007, 17:00:30 UTC
Ну, вспомните, что у Селяниновича тоже перчаточки золотом шиты, сапоги красные, а шуба соболья.
А Балараму таким вот метросаксаулом только современные кришнаиты изображать стали. А ваще он именно что селянин, здоровяк, с плугом, вот, шарахается.
Индийская изобразительная традиция уж тысячелетия как огламурела, но образ Баларамы древнее, чем эта традиция.
Нате, вот, тут он, кажется, посерьёзнее:

... )

Reply

saulina_foto February 20 2007, 17:06:49 UTC
Нет, здесь просто постарше будет:) А так - ночная рубашка не иначе как венецианским кружевом шита, да и инструментарий бутафорский - больно ненапряженно держится, а мышечная масса - смех один. Но о метросаксаульности русских героев запомню, пожалуй.

Reply

yatsutko February 20 2007, 17:17:59 UTC
Венецианского кружева тогда не было. А ненапряженно держится он именно благодаря огромной силе.

Кстати, не надо забывать, что все эти изображения - религиозные, плод любви верующего к божеству. В русской иконописной традиции воины тоже не очень-то воинами выглядят. Вот, например, такого Илью Муромца видели?


... )

Reply


zlenko February 21 2007, 07:02:26 UTC
А еще помнится, Илья Муромец побивал татар другим татарином, ухватил оного за ноги. Вряд ли татарин - это оружие

Reply


lodygin_kirill February 21 2007, 11:18:22 UTC
Про Добрыню поравочка. Не боярской шапкой, а "шапкой земли греческой", монашеским клобуком, и не множетсво раз, а один единственный - зашиб змея около реки (что принципиально важно). Сюжет очень архаический, восходит к обрядам юношеской инициации.
Юдин с Фрояновым в свое время его разбирали.

Reply

yatsutko February 21 2007, 11:22:56 UTC
Я встречал и про боярскую. А "множество раз" - это об интерпретациях одного и того же сюжета.
А почему важно, что у реки?
И важно ли, что именно шапкой?

Reply

lodygin_kirill February 21 2007, 11:27:15 UTC
Река, островерхая шапка и змей (угроза поглощения змеем) - составляющие обряда юношеской инициации, позднее переосмысленные эпосом.
Просто Вы тут про архаическое оружие речь завели. Так вот все это - приметы самой что ни на есть архаики, хотя к оружию это отношения и не имеет :)

Reply


sorcino March 7 2007, 07:16:24 UTC
Вроде бы скалой Полифем кидался.

Reply

yatsutko March 7 2007, 07:17:30 UTC
Да, но я бы не назвал Полифема героем.

Reply

sorcino March 7 2007, 07:31:27 UTC
Ммм... Пожалуй, да.
Тогда вот еще: Иван Крестьянский сын в каком-то из вариантов несколько раз кидает в Чудо-Юдо солью, перед тем, как отрубить ему голову.

Reply

yatsutko March 7 2007, 09:33:55 UTC
Хм. Не помню такого. А можно подробнее?

Reply


Leave a comment

Up