ДУМАЕМ ПРО ЛЕНИНА

Jun 08, 2002 14:48

В традиции любой приличной религии есть практика размышления о её основателе. Буддисты, медитируя, размышляют о Будде Гаутаме, о его жизненном пути и просветлении, христиане думают о Христе, стараясь соизмерять свою жизнь с его жизненным подвигом, все мысли кришнаитов круглосуточно направлены на темнокожего пастушка с флейтой, на его трансцендентные развлечения. Сосредоточиться на образе божества помогают его изображения, иконы, статуи. Типичный пример такого размышления-молитвы перед иконой - знаменитое стихотворение Маяковского "Разговор с Лениным":

Грудой дел,
       суматохой явлений
день отошел,
       постепенно стемнев.
Двое в комнате.
       Я
               и Ленин -
фотографией
        на белой стене.

Поэт рапортует портрету Ленина о своих достижениях, как добрый католик рассказывает о своих благих деяниях распятию или статуэтке Божией Матери.

Ленину с божественностью повезло: он получил её ещё при жизни. Мужики хвастались друг другу, что видели Ленина. В рассказах о лицезрении Вождя всегда подчёркивалась его простота и человечность: "Росточку-то Ленин махонького..." Человечность в Ленине подчёркивалось неспроста: в неё с трудом верили, народ мог представить, что лишь сказочный великан мог перекроить всю веками устоявшуюся и самим Богом освященную жизнь. Но простота и человечность Ленина были не такими уж и простыми - они были слишком: Ленин был всё-таки не вполне обычным, но низеньким, рыженьким, плюгавеньким, картавым, т.е. - ущербным. А ущерб - обязательное качество героя народных сказок - последнего сына в семье, дурачка, Емели, Иванушки, лентяя. Ущербный Ленин органичнейшим образом вписывался в мифологическое сознание народа. В науке о религии и мифах для маленьких страшненьких ущербных персонажей, которые изменяют установленный Богом (богами) порядок есть даже общее наименование - трикстеры. Так вот, Ленин - типичнейший трикстер. Для трикстера часто характерны какие-нибудь животные черты. Народное сознание щедро наделяло ими своего Ленина. Вот, например, сибирская народная сказка о Ленине:

Стоял посреди земли столб, такой высокий, что про него говорили, что если кто на него взберётся, всю правду увидит. Многие пробовали, но ни у кого не получалось: очень уж высоко. Тут Ленин пришёл, посмотрел на столб, на руки поплевал и шустро, как белка, на столб и взобрался. Так он до сих пор на том столбе и сидит, правду людям указывает.

А вот строчки из популярнейшей в своё время народной песни:
На дубу высоком, да на том зелёном
Два сокола ясных вели разговоры,
А соколов этих сразу все узнали:
Один сокол - Ленин, другой сокол - Сталин.

В этих текстах, помимо животных признаков, показательны ещё некоторые моменты.

Религиоведы выделяют в мифах и религиозных практиках несколько более-менее обязательных элементов. Один из них - наличие некоторого вертикального стержня, Мирового Древа или Мировой Колонны, поднимаясь или спускаясь по которому, можно вырваться за пределы обыденного. В сказке про столб этот элемент очевиден, в песне это дуб. По бокам от Мирового Древа древние очень часто изображали двух животных. Два сокола на дубу - прекрасный пример. Во многих религиях божества имеют способность к аватарам, реиркарнациям, воплощениям и т.п.: Кришна и Рама - аватары бога Вишну, Иисус Христос - более или менее полное воплощение Бога Небесного, Шри Матаджи Нирмала Деви - это "все божества", "Сталин - это Ленин сегодня".

Мифологический персонаж, который основал что-нибудь великое и масштабное или дал людям что-нибудь полезное, называется культурным героем. Ленин - безусловный культурный герой: он основал советскую власть, дал людям Лампочку Ильича и много всего другого, что также было закреплено в канонических текстах.

Павло Тычина

Слушаем про Ленина

... Ленин школы дал ребятам,
Дал он свет крестьянским хатам...

Мирмухсин

Лампочка Ильича

Вечером, когда старый Савурбай вернулся с поля, его окружили дети. Сегодня они нашли на чердаке какую-то старую жестяную банку, от которой пахло керосином.
- Папа, это что? - спросил Лобар.
- Это лампа.
- И она может гореть? - спросил Лобар.
- Прежде горела, - ответил Савурбай. - Зажжёшь её, бывало, и вся комната наполнится копотью.
- А почему вы не зажигали эту лампочку? - спросил Лобар и указал на электрическую лампочку, которая ярко горела под потолком.
- Таких лампочек раньше не было, - сказал Савурбай.
- А откуда вы её взяли?
- Её нам дал Ленин.
- Дедушка Ленин?
- Да, дедушка Ленин.
- А ту лампочку, что над кроваткой Насибы, кто дал? - не унимался Лобар.
- Тоже дедушка Ленин.
- Ну, а лапмпочка, которая светит в доме Тургуна, - она откуда?..
- Её тоже дедушка Ленин дал.
- Значит, все лампочки дал дедушка Ленин? - переспросил Лобар.
- Да, все лампочки, которые теперь горят всюду, дал нам дедушка Ленин, - тихо сказал Савурбай.
Дети взяли керосиновую лампу, найденную на чердаке, вынесли во двор и бросили в мусорный ящик. А потом вернулись в комнату и при свете лампочки, которую подарил им дедушка Ленин, стали смотреть книжку с картинками.

Постоянный эпитет "Дедушка" и выражение "октябрята - внучата Ильича" напоминают о культе предков.

Обладает Ильич и чертами сезонного божества плодородия: на его портрет, как на изображения, например, Кришны, вешают венки из цветов, да и родиться его угораздило весной.

М. Стельмах

Апрель

Зеленеют леса в апреле,
Зацветают поля и луга.
Снова речки все посинели
И не входят в свои берега.

Дети в школе венок весенний
На портрет Ильича сплели.
Ведь в апреле родился Ленин,
Вождь трудящихся всей земли.

Божества дают людям правила, заветы, учения. Будда оставил своим последователям восьмеричный путь и Три Корзины Учения, Яхве дал евреям десять заповедей, Иисус оставил христианам Новый Завет. После Ленина осталось 55 томов учения и заветов. Один из самых распространённых лозунгов советской эпохи: "Жить и учиться - как завещал великий Ленин", "Жить по ленинским заветам".

Религиозные люди очень любят говорить о детстве божества, о его играх. У кришнаитов описания детских игр Кришны вообще составляет чуть ли не большую (и уж точно любимую) часть учения. У христиан так называемые "Евангелия детства" не канонизированы, но достаточно популярны и даже получили литературную интерпретацию в рассказах Сельмы Лагерлёф. Трансцендентные игры Ленина тоже запечатлены - в произведениях М. Ивенсен "Как Володя играл", "Честное ленинское", "Ленин маленький", "Как Володя Ульянов учился". Обратим внимание на то, что эпитет "маленький" стоит не до, как это принято в русском языке для определений, а после определяемого слова - как эпитеты божеств и царей: Ника Самофракийская, Иисус Пантократор, Иван Грозный, Афина Паллада, Ленин Маленький.

В праздники верующие устраивают шествия с несением изорбражений божеств: крестный ход православных христиан с хоругвями с ликом Спасителя; киртан кришнаитов с несением мурти Кришны; демонстрация трудящихся с несением плакатов с портретами Вождя.

Мощи святых, земных аватар божеств нетленны и чудодейственны. Над ними воздвигают соборы, мазары, пирамиды и мавзолеи. К ним ходят паломники. К нетленным мощам Ильича, лежащим в хрустальном гробу в мавзолее на главной площади Советской Страны, паломники шли неиссякаемым потоком много лет.

Как и о всяком божестве, о Ленине существуют не только канонические, но и апокрифические, не освященные официальной церковью Партией, сказания и тексты.

- Василий Иваныч, а ты стакан водки залпом можешь выпить?
- Могу, Петька. Отчего не смочь?
- А, Василий Иваныч, скажем, бутылку?
- Могу, Петька, могу.
- А море водки сможешь выпить?
- Нет, Петька... Море - это только Ленин может.

Народное сознание почти серьёзно ожидало воскресения Ленина, возлагая на него мессианские функции.

Воскресли Ленин и Дзержинский. Поселили их в Кремле. Прошла ночь. Дзержинский утром нигде не может найти Ленина. Заходит в его мемориальный кабинет и видит на столе записку: "Феликс, срочно выезжай в Цюрих. Начинаем всё с начала".

Интересную окраску получили в апокрифических сказаниях упоминания о лицезрении Вождя.

- Дедушка, а ты Ленина видел?
- Видел... Стою я как-то на посту, голодный, устал, как собака... А мимо Ленин идёт и бутерброд с чёрной икрой ест... Я говорю: "Владимир Ильич, дай укусить..." А он мне: "Да пошёл ты на хуй..." А глаза такие добрые-добрые...

Некоторых персонажей апокрифической народной ленинианы лицезрение Ильича повергает в священное безумие.

Скачет по станице казак на взмыленном жеребце, кричит: "Батько!.." Навстречу ему красна девка. Рубанул её казак шашкой, дал коню шпор и дальше понесся. Навстречу братец младший. Рубанул и его, влетает на двор, глаза бешеные, кричит: "Батько! Батько!! Я Ленина видел!!!"

Особенно много апокрифов родилось в год столетнего ленинского юбилея.

К столетию Ленина были произведены, выпущены и построены
- птицефабрика "Яйца Ильича";
- фонтан "Струя Ильича";
- трёхспальная кровать "Ленин с нами";
- презерватив "Ленин в тебе".

Кроме народной, существовала и существует по сей день и литературная апокрифическая лениниана.

Вот, например, "Скифские саги о Ленине" Махатмы Бхалудева Джи.

+++
В стране Саха, в краю чолбонистом
сижу на берегу под пихтою.
В реку Вилюй закинув удочку,
вытащил рыбу непонятную.
Я знаю, что эта рыба - Ленин.

+++
Две тысячи лет назад
пришёл в мир Христос Спаситель
Не поняли тогда его люди и распяли.
А теперь спорят - а был ли Христос,
или не было его?
Говорят, через две тысячи лет и про Ленина также спорить будут.
Успокойтесь, люди добрые
Был Ленин, был!
Кто ж, по-вашему, в Мавзолее-то лежит -
Пушкин, что ли?

+++
...
"Всех несогласных хоть в чём с коммунистами
вешать на первом суку", -
Ленин резиновый шёл и насвистывал
дырочкой в правом боку

До полного логического совершенства ленинскую мифологичность-божественность довёл Владимир Сорокин в своём "Голубом сале":
С тех пор три Ахмата
В Небесной Москве живут,
В Невидимом Кремле живут,
На Ленине-Сталине живут:
Ахмат Гаптиев
На рогах Ленина-Сталина живет,
На шести рогах Ленина-Сталина живет -
На могучих рогах,
На тягучих рогах,
На ветвистых рогах,
На бугристых рогах,
На завитых тройной спиралью рогах:
Первый рог в Грядущее целит,
Второй рог в Минувшее целит,
Третий рог в Небесное целит.
Четвертый рог в Земное целит,
Пятый рог в Правое целит,
Шестой рог в Неправое целит.
Ай-бай!
Ахмат Газманов
На груди Ленина-Сталина живет -
На широкой груди,
На глубокой груди,
На могучей груди,
На текучей груди,
На груди с тремя сосцами:
В первом сосце - Белое молоко,
Во втором сосце - Черное молоко,
В третьем сосце - Невидимое молоко.
Ай-бай!
Ахмат Хабибулин
На мудях Ленина-Сталина живет,
На пяти мудях его живет -
На тяжелых мудях,
На багровых мудях,
На мохнатых мудях,
На горбатых мудях,
На мудях под ледяной коркой:
В первом муде - семя Начал,
Во втором муде - семя Пределов,
В третьем муде - семя Пути,
В четвертом муде - семя Борьбы,
В пятом муде - семя Конца.

Так и живут они вечно.
Ай-бай!

Что к этому можно добавить? Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Как верно подмечено в надписи на одной популярной картинке, Ленин - это Дао. Лениным вчера был Сталин. Кто Ленин сегодня? Время покажет. Пока - кому как. Каждый следует своему Ленину, каждый себя под своим Лениным чистит.





Previous post Next post
Up