Понял, что не подытожил давешний
пост о загадочном народе русов, живущих на огромном острове посреди лесов и ходящих набегами на земли славян.
Легко заметить, что арабский автор (ибн Руста в данном случае) не считает русов славянами. Более того, он неоднократно противопоставляет одних - другим. Одни живут на острове и ходят набегами на соседей, другие от этих набегов страдают, живя в убогих землянках.
Естественно, приведенный текст (и многие другие, не приведенные) очень сильно играет на руку норманнской теории, а русы выглядят как типичные скандинавы-викинги, осевшие в прибыльном месте и живущие грабежом угнетенных окружающих народов.
Существуют и более подробные описания русов, сделанные арабскими авторами примерно в 9-10 веках, что очень ценно, потому что западные путешественники тогда еще в наши края не забредали.
Вот, например: «Существует три вида русов. Одни живут возле булгар, а их князь обитает в городе, именуемом Киевом; город сей больше Булгара. Другие живут дальше; их называют словенами. А есть и такие, что зовутся Артанией; их князь живёт в Арте, а люди приходят торговать в Киев. Говорят, что ни один чужестранец никогда не входил в Арту, ибо убивают они всякого пришельца, ступившего на их землю. Спускаются они по рекам для торговли и ничего не рассказывают ни о делах своих, ни о товарах. Никому не позволяют они сопровождать их или входить в их страну. Из Арты привозят чёрные собольи меха и свинец».
Что за Артания имеется в виду, в очередной раз неясно - есть мнение, что речь о древнем Городище на озере Ильмень, но есть также версия, что имеется в виду несуществующий ныне остров примерно на месте современных Черкасс. Ирдынские болота (заболоченный рукав Днепра) неплохо совпадают с названием «Артания», так что теоретически загадочный остров мог находиться именно там. Впрочем, поехали дальше.
«Русы - народ, сжигающий своих мертвецов. Рабыни по собственной воле сжигаются вместе с богатыми покойниками. Некоторые мужчины бреют бороды, а некоторые заплетают их. Носят они короткие кафтаны, тогда как одеяние хазар, булгар и печенегов - длинные кафтаны. Эти русы ведут торговлю вплоть до земель хазарских, а также с Византией и Великой Булгарией, что граничит с Византией на севере. Народ сей весьма многочислен. Столь велика их мощь, что они взимают дань с земель, соседствующих с Византией».
Или вот тоже неплохо:
«Почему русы сжигают своих мертвецов. Один из русов стоял рядом со мной, и я услышал, как он говорит с моим толмачом. Я спросил последнего, что тот сказал. Он ответил: "Вы, арабы, глупцы!" "Почему так?" - спросил я его. Он сказал: "Потому что вы кладёте тех, кого любите больше всего, и самых благородных среди вас, в землю, и земля, черви и насекомые пожирают их. А мы сжигаем их в огне в одно мгновение, так что они тотчас же и без промедления входят в Рай."
Затем он начал смеяться чрезмерным образом. Я спросил его, почему он смеётся, и он сказал: "Его бог, из любви к нему, послал ветер, который унесёт его отсюда в течение часа." И действительно, не прошло и часа, как ладья, дерево, девушка и господин превратились в пепел и прах».
А вот еще:
«Они люди сильные и могучие, совершающие пешие походы в дальние края для набегов; также плавают они на ладьях по Хазарскому морю [Каспийскому], захватывая корабли и грабя товары. Плавают они в Константинополь по морю Понтийскому, невзирая на цепи в заливе. Однажды вошли они в Хазарское море и овладели Бардой на некоторое время. Их доблесть и отвага широко известны, так что каждый из них равен нескольким воинам любого другого народа. Если бы были у них кони и были бы они всадниками, стали бы они великим бичом для человечества.»
И наконец:
Я видел русов, пришедших для торговли и разбивших лагерь у реки Итиль. Я никогда не видел тел более совершенных, чем их. Они были точно пальмы. Они белокуры и румяны. Они не носят ни курток, ни кафтанов, а только одеяние, закрывающее одну сторону тела и оставляющее свободной одну руку. Каждый из них несёт топор, меч и нож и никогда не расстаётся ни с одним из упомянутых оружий. Их мечи широколезвийные и со впадинами, как франкские. От кончиков пальцев ног до шеи каждый мужчина татуирован тёмно-зелёными узорами и так далее [...] Когда они приходят из своей земли, они бросают якорь на Итиле [Волге - прим. Я-К.], который является великой рекой, и строят на берегах большие деревянные дома. В каждом из этих домов живут вместе десять или двадцать человек. Каждый мужчина имеет возвышенную платформу, на которой сидит. Вместе с ними находятся красивые рабыни, предназначенные для продажи купцам. Каждый из мужчин совокупляется со своей рабыней, пока его спутники наблюдают. Иногда они собираются вместе таким образом, на виду друг у друга. Если в этот момент входит купец, чтобы купить у одного из мужчин молодую рабыню, и находит его занимающимся с ней сексом, то мужчина не встаёт с неё, пока не удовлетворит свою страсть.»
Что же из этого следует?
Во-первых, читать не только западных авторов, но и восточных, потому что при чтении натурально отверзаются бездны, не задокументированные более нигде (при всех неточностях и неодолимом желании приврать для красоты слога у арабов).
Во-вторых, бить дорогих россиян по лицу каждый раз, когда они возбуждаются от слова «русский», мгновенно возводя свою историю к древним племенам, жившим там, где никаких русских и близко не было. Это называется исторической апроприацией и должно пресекаться.
Ровно так же, как древние эллины имеют очень слабое отношение к современным грекам, а древние франки - никакие не французы, древние русы - совершенно не предки нынешних россиян, и громкая и мрачная слава первых никак не касается вторых.
Нужно это помнить.