Святость войны

Feb 26, 2021 11:12


Несколько длинных абзацев из потока сознания турбопатриотов:

«В Волгограде блогер-тиктокер записал ролик, в котором полуголым танцует у основания монумента «Родина-Мать» на Мамаевом Кургане. Танцует именно там, где находятся братские захоронения десятков тысяч бойцов, павших защищая Сталинград. Танцует на костях. [...]

Что же это за тренд такой, гадить на память тех, благодаря кому они все живы? Осознанно или нет - честно говоря, не вижу особой разницы между какими-то соплячками, которые жарят сосиски на Вечном огне и теми шизанутыми либералами, которые ноют о «победобесии» и которых каждое Девятое мая корчит, как чертей от святой войны. [...]

Но знаете, что нужно сделать? Взять и один раз наплевать на всю эту гниль. И не пожалеть подонка. Он совершил преступление, а не какой-то лёгкий проступок, за который можно отделаться штрафом. Он глумился над костями тех, кто пал защищая Родину и делал это вполне осознанно. И за это положен реальный срок. Не стоит жалеть о «загубленной молодой жизни». Надо думать о других молодых жизнях, которые ещё не потеряны. И возможно, этот пример, поможет в том, чтобы их не потерять. [...]

Уже тысячи слов сказаны о необходимости патриотического воспитания, о том, чтобы дети и подростки знали настоящую историю. Пора наконец заняться и этим. Ещё не поздно. Но с каждым днём времени остаётся всё меньше. И работает оно на тех, кто мечтает уничтожить историческую Россию».



Что здесь хочется сказать? Вспомните, как в СССР 1958 года холили и лелеяли память о славной Русско-турецкой войне, когда к империи присоединилась Бессарабия, Батум и Ардаган? Помните, как строго наказывали тех, кто проявлял неуважение к этой святой войне?

Не помните? Это удивительно слышать. Прошло всего восемьдесят лет, а память о тех грозных событиях уже стерлась из коллективного бессознательного, и для живущих в пятидесятых рассказы о героической борьбе против османов, о восстановлении государственности Болгарии - это именно строчки из учебника, а не объект поклонения. Странно и абсурдно было бы слышать от тогдашних работников пера и радиоточки призывы бросать в тюрьму тех, кто не испытывает священного трепета при упоминании Скобелева и Тотлебена, не правда ли?

Мне скажут: то было другое государство, и жители СССР не ассоциировали те победы с собой. Ну, так и граждане РФ - это не граждане СССР, в чем разница-то? Мне скажут: Великая Отечественная была войной на уничтожение, и там были чудовищные потери. Но какое отношение имеют потери почти вековой давности к тому, как жить людям сегодня? А, может быть, восемьдесят лет - тоже малый срок, то не является ли святотатством и фильм «Гусарская баллада», где Кутузов похотливо пырится на сиськи Шурочки Азаровой? Нет ли здесь насмешки над героями 1812 года, нет ли признаков неуважения к славной истории России?

Проблема-то вообще не в этом. Бешеная сакрализация войны, которая случилась восемьдесят лет назад, уголовная ответственность за оскорбление ее погибших ветеранов - абсурд с точки зрения как здравого смысла, так и нынешней молодежи. Тех, кому сейчас двадцать лет, ничего не связывает с той войной: прадеды давно умерли, а остальные родственники в лучшем случае будут бормотать: «а вот дед рассказывал...» Рассказы о героических красноармейцах - это в лучшем случае семейные легенды, а в общем случае - те самые строчки в учебнике, не имеющие зримого отклика ни в душах, ни в головах молодежи. А гневные рассказы о «святотатстве» не вызовут ничего, кроме усмешки и закономерного вопроса - почему по мемориальным паркам можно бегать в спортивном костюме, выгуливать собак и ездить на велосипеде, а возле памятника Родины-матери танцевать нельзя под угрозой тюрьмы?

Зачем придумана сакрализация, понятно. В двухтысячных это была последняя «скрепа», последний общий момент идентификации для каждого в России и СНГ. «У моего деда вся грудь в орденах, до Берлина дошел! - А мой в лесах партизанил, так что только медали, зато есть личная благодарность от Ковпака!» Но, будучи пущенной на самотек, она приобрела пугающие масштабы и засветилась непрошенной святостью: не удивлюсь, если в ближайшее время начнут причислять Маресьева и Гастелло к лику святых, и бородатый патриарх примется махать кадилом рядом с их иконами.

Поймите правильно: эти люди, конечно, были героями, отважно сражались и совершали подвиги на войне. Но рассказы о святости - это перебор. И этим, кстати, отечественный подход к истории радикально отличается от западного, что особенно проявляется в кино. Буржуины в своих фильмах показывают, как маленький человек преодолевает свою маленькость и совершает что-то великое ради других - оставаясь в живых или погибая, тут уж как повезет. В наших картинах бронзовый герой идет на подвиг как на работу, окутанный собственной святостью как плащом.

Героизм в западном понимании: презрев личное, пожертвовать собой ради общего блага. Героизм у нас: пожертвовать собой. Если бы «Властелина Колец» снимали в России, Фродо голыми руками прокопал бы тоннель до Ородруина, бросил кольцо в лаву, после чего булькнул туда и сам - потому что дома все равно расстреляет НКВД.

Зачем в людях десятилетиями взращивается эта непрошенная героичность - мне в целом понятно, но это понимание навевает тревогу.

Россия, война, умное

Previous post Next post
Up