Ответ на вчерашний вопрос

Jan 25, 2024 20:37

Естественно, никто не угадал ответ на мой вчерашний вопрос, т.к. желающих отметиться публично в моём журнале маловато, ну за исключением того, чтобы назвать меня мудаком за то, что я решил пойти навстречу. :-)))

Прежде чем продолжить, поясню некоторые моменты.

Исследовать тему "Большого террора" я начал буквально за пару-тройку месяцев до того, как p-balaev объявил о своём желании написать книгу на эту тему. Поэтому никакого умысла "сводить личные счёты" в этом деле у меня не было, хотя, признаюсь честно, следил за его черновиками и очень удивлялся, когда мы практически одновременно изучали одни и те же сборники неполживых документов. Это придавало определённый азарт. Только в моих и его поисках были две существенные разницы. Первая заключалась в том, что я не пытался бежать впереди паровоза и во всеуслышанье объявлять об очередном "гениальном открытии", тем более большинство этих открытий позднее либо опровергались другими находками, либо трансформировались с учетом новых знаний и позволяли сделать совершенно иные выводы, нежели были изначально. Ну и вторая -- мне активно помогали мои товарищи по проекту gonzosay, в особенности Юрий Бутаков, который и заварил эту кашу, предложив написать книгу про "Большой террор". К сожалению, Юрия нет с нами уже больше двух лет и мне до сих пор не хватает его острой критики и едких замечаний.

Приступив к исследованию вопроса, основной акцент был сделан не на "разоблачения фальшивок из архивов" (конечно же сборники с рассекреченными неполживыми сверхсекретными документами были тоже изучены, но о них как-нибудь в другой раз), а на то, в подлинности происхождения чего сомневаться нельзя: периодических изданиях и опубликованных книгах.

Итак, преамбула затянулась и нетерпеливый читатель может уже начать нервничать, ожидая ответ на вопрос, в каком же году была вчерашняя цитата? На всякий случай повторю её ещё раз:

В период культа личности многие ленинские заветы о законности были преданы забвению, различные ограничения советской демократии возводились в норму государственной жизни, допускались произвол, беззакония и злоупотребления властью. Одним из наиболее тяжких последствий этого периода явились массовые репрессии в отношении большого числа ни в чем не повинных советских граждан.

И хотя наибольшее распространение в годы культа личности получило применение репрессий во внесудебном порядке, через так называемое Особое совещание, образованное при НКВД СССР, и различные "тройки", созданные в краях и областях, Верховный Суд СССР также допускал нарушения законности. Известно, что большое число дел с грубым нарушением материального и процессуального права прошло через Военную коллегию Верховного Суда СССР. Но и в работе самого Верховного Суда СССР допускались серьезные извращения закона, различные ограничения советской демократии

Её источником служит следующая книжка: Верховному Суду СССР - 40 лет: Сборник статей и других материалов, посвященных юбилею Верховного Суда СССР. - М : Известия, 1965. - 95 с.

Хм, 1965 год? Но до перестройки, гласности и комиссии Яковлева ещё почти тридцать лет, а в СССР уже публикуют (хотя и в весьма специализированном издании) информацию о существовании неких "троек"! Может быть это единичный случай, который легко объяснить диверсией наборщика в типографии? Нет, годом ранее в журнале "Советское государство и право" (№ 4, 1964 г.) был опубликован аналогичный по смыслу но с чутка другим набором букв отрывок:

Правосудию в нашей стране серьезный ущерб был нанесен в период культа личности Сталина, когда репрессии стали применять во внесудебном порядке, через "особое совещание" при НКВД, а также и через "тройки", существовавшие некоторое время в краях и областях. Именно в это время нередкими были случаи вмешательства в деятельность судов по рассмотрению уголовных дел, в форме грубого нажима или"указаний", невыполнение которых подчас предрешало не только вопрос о дальнейшей служебной деятельности, но и судьбу человека, посмевшего ослушаться. В этой обстановке деятельность отдельных звеньев судебной системы (например, деятельность Военной коллегии, связанная с рассмотрением дел по обвинению в политических преступлениях) была принижена, что приводило к грубым нарушениям законности.

Казалось бы на основании этих цитат в вопросе существования "троек" можно поставить точку и признать их существование в эпоху кровавого Сталина, но не всё так однозначно!

Однако продолжим завтра.

СССР, Большой террор

Previous post Next post
Up