Поездка в Дубровицы
Как добраться - электричкой с Курского вокзала до ст. Подольск, далее на автобусе №65 или по Варшавскому шоссе до Подольска, далее по ул. Кирова, направо по Октябрьскому проспекту и далее по указателям.
История
В первой четверти XVII в. Дубровицы принадлежали роду Морозовых. Боярин Иван Васильевич перед смертью принял монашеский постриг с именем Иоаким, а его вотчина перешла к дочери. Ксения Морозова вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. По заказу супругов в 1662 г. был поставлен новый деревянный храм. С 1688 года начался новый период в истории Дубровиц. Владельцем села стал известный соратник Петра Великого - князь Борис Алексеевич Голицын.
В начале 1690г года в Дубровицы пришла весть о пожаловании князю Б. А. Голицыну боярского звания. Он отправился в Москву для участия в торжественной церемонии. Деревянный Ильинский храм был разобран и перенесен в соседнее село Лемешово "для кладбища". Затем храмоздатель достал превосходнейшего в знании своего дела архитектора, "родом италианца". Его порекомендовал Голицыну сам Петр I. Имя этого зодчего остается загадкой до сих пор, хотя вокруг него и строятся разные предположения.
Молебный чин на основание храма был совершен во вторник, 4 августа 1690 года, при высочайшем присутствии государя. Этот день был выбран не случайно. Закладкой каменной церкви боярин Борис Алексеевич решил отметить еще и свои именины - 6 августа совершалась память святых благоверных князей Бориса и Глеба. Предполагалось освятить храм в честь образа Пресвятой Богородицы "Знамение". Через эту икону совершилось чудесное избавление Новгорода от осады суздальским войском в 1170 году.
Вместе с архитектором в Дубровицы пригласили иностранных мастеров: итальянцев, шведов, немцев и французов. Их основными помощниками стали русские крепостные мастера. Строительство велось из местного белого камня. Его добывали жившие в долине реки Пахры потомственные каменотесы. Работы по возведению храма велись только в летнее время, а зимой в специально сделанных для того помещениях заготовляли резьбу, толкли алебастр и стекла, которые потом смешивали с известью для прочности кладки. Значительную роль в разработке проекта и художественного убранства церкви сыграл владелец Дубровиц князь Борис Алексеевич. Неплохо разбираясь в искусстве, он вникал в ход работ, руководил выбором скульптурных сюжетов, украшающих храм. Возможно, во время строительства в Дубровицы приезжал и Петр I, чтобы дать свои наставления по отделке церкви.
Здание было готово уже к 1697 году. Однако, когда строительство завершилось, многие пришли в недоумение: православный храм оказался явным подражанием католическим церквям. Князь Б. А. Голицын хотел поскорее освятить новый храм. Для этого нужно было получить разрешение церковных властей, но патриарх Адриан, будучи весьма консервативным человеком, такого разрешения не дал. Несмотря на всю влиятельность князя, святитель все же остался непримиримым противником западных католических нововведений.
Как бы там ни было, Б. А. Голицыну пришлось ждать, но недолго. Престарелый патриарх Адриан скончался в 1700 году, проведя свои последние дни фактически в ссылке в Перервинском монастыре. Церковное управление Петр реформировал, вообще упразднив патриаршество. Вместо него была учреждена должность патриаршего местоблюстителя, которую и занял митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Этот иерарх, оказавшийся во главе Русской Церкви, получил европейское образование. В то время католическое влияние проникало на Русь через Киевскую духовную академию, в которой учился и позже преподавал будущий митрополит. Его не удивляли архитектурные причуды Голицына и тяга боярина к иноземцам. Они находили общий язык в религиозных вопросах.
Но Петр не мог приехать в Дубровицы для участия в освящении необычного храма. В 1702-1703 годах царь то штурмовал шведские крепости, то основывал новую северную столицу, проводя большую часть времени на строительстве Петропавловской крепости. Лишь осенью 1703 года ему удалось приехать в Москву. И вот 24 февраля 1704 года новый храм, "приведенный к концу и от столь именитого созидателя всяким благолепием украшенный", был освящен в присутствии государя Петра Великого, царевича и великого князя Алексея Петровича, многих светских и духовных особ. Богослужение возглавил митрополит Стефан. Царь сделал богатый подарок - это была дорогостоящая церковная утварь. Празднования в честь освящения храма продолжались в Дубровицах семь дней.
Последним владельцем усадьбы стал дальний родственник прежних хозяев Сергей Михайлович Голицын.
После 1917 г. усадьба была разорена. В 1930-х гг. церковь уже не действовала. Здание и его внутреннее убранство разрушались. Фундамент церкви осел в результате взрыва колокольни в 1932 г. В1947 г. в голицынском дворце разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства, а в здании храма - его склады. Храм пришел в аварийное состояние.
Первая за последние 60 лет Литургия была совершена 14 октября 1990 г.
ц. Иконы Божией Матери ''Знамение'' (Знаменская) (55.26.29 N; 37.29.39 E) Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а справой - Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора - изваяние Василия Великого. Первоначально храм украшали и другие подобные скульптуры, в восточной нише и у несохранившейся колокольни.
Не менее интересно и внутреннее украшение церкви. Всякий, входящий в храм видит над иконостасом рельефную сцену "Распятия". Прямо над хорами - "Возложение тернового венца". Над северной аркой поражает воображение сцена "Несение креста", где сгибаясь под неимоверной тяжестью креста, Иисус Христос идет на Голгофу. Верхнюю часть восьмигранного столпа занимает фигура Бога Саваофа, поддерживаемая двумя ангелами. Вокруг восьмилепестковых окошек пущены пышные лепные гирлянды экзотических плодов и цветов. Здесь же присутствуют и обычные лимоны, бутоны роз и подсолнухи. В самом верху, в куполе вылеплены четыре пухлых херувима, похожих на резвящихся ангелов с полотен итальянского барокко.
Возле церкви стоит крест в память о бывшем здесь до XVIIв кладбище. Во время нашего посещения свящ. Андрей Грицышин крестил детей.
Рядом с церковью стоит усадьба Голицыных (55.26.29 N; 37.29.33 E) в стиле классицизма, где ныне находится ЗАГС и институт животноводства, такое вот интересное соседство:)
Фасад здания в неоготическом стиле - Конный двор.