Томашовка, Фастов 7.01.11

Jan 09, 2011 13:09


 
 

Давно собирались съездить в эту сторону (Фастов, Томашовка, Ковалевка и т.д.), но как обычно, самые ближайшие достопримечательности откладываются на неопределенное время. Ездили вчетвером, нас трое + Инесса.
Т.к. выехали довольно поздно, в 11,30, решили ограничиться Томашовкой и фастовским костелом.
Ехали по одесской трассе до поворота на Фастов, потом по окружной до поворота на Бышев. Всего получилось 83км. Доехали примерно за час.Дороги хорошие.
После осмотра усадьбы Хоецких, вернулись в Фастов,а от туда, блуканув километров эдак 40, в районе сел Дидовщина, Пришивальня поехали в Киев по трассеР04, через Бышев, Ясногородку, выехали в районе Софиевской Борщаговки.
Всего за день получилось чуть больше 200км.



ТОМАШОВКА

C конца XVI в. Томашовка принадлежала Киево-Печерской Лавре, потом униатским митрополитам. В 1795г Томашовка поступила в казну и в то же время была пожалована Екатериной ІІ князю Григорию Алексеевичу Долгорукому. В 1810г Долгорукий продал имение польскому помещику Яну Непомуцкому Хоецкому. Сначала Томашовка представляла собой единое имение с соседней Дедовщиной, где была резиденция Хоецких. В 1825г сыновья разделили наследство, и Томашовка досталась Петру Хоецкому. О первоначальной резиденции в Томашовке данных не сохранилось. В начале ХХв. старый дворец сгорел и Сигизмунд Хоецкий построил новый по проекту архитектора Валериана Куликовского. Дворец был построен в 1903-1910 годах.
В советское усадьба Хоецких использовалась как колхозный комплекс. В здании дворца располагалась школа.
В 2000 году бывшая усадьба Хоецких была передана монахам Свято-Введенского монастыря для создания Ризоположенческого мужского монастыря.



Особняк Хоецких, начало ХХв.



Вид на дворец со стороны птичника



Вся территория монастыря сейчас обнесена высоким каменным забором со здоровенными сторожевыми башнями. Все новострой, в ХХв такого не было.


 

На территории множество гипсовых ангелочков


 

И вообще, как я понял такой скульптуры будет все больше и больше



Фасад дворца охраняет несколько львов


 

Еще один лев и очень красивое крыльцо. Удивительно как оно сохранилось


 

На территории присутствует также скульптура, не известно каким боком относящаяся к религии -несколько орлов из неизвестного материала и один страус в натуральную величину



Скульптурная композиция на библейскую тематику


 

Новая часовня и склеп в глубине парка



Новостроящаяся беседка(?). Вообще кругом много новых и строящихся зданий





На территории монастыря устроен шикарный птичник. Коллекция фазанов, павлины, страусы


 

Белый павлин и фреска на стене дворца



Правила для посетителей. Я фотографировал везде без проблем. Единственное- постеснялся снимать внутри дворца

С одной стороны, все хорошо - классный ремонт/реставрация, без этого дворец наверняка бы развалился, все такое ухоженное, цветники, страусы с фазанами. Но с другой стороны, превращать гражданское здание, а тем более памятник архитектуры в церковь - по крайней мере странно.
Ну и фотографировать внутри нельзя. Там в каждой комнате великолепные кафельные печки. А стены все изрисовали фресками на религиозную тематику.
Ну и елочка стоит украшенная.
А по всей территории идет строительство каких-то подсобных помещений. Часовенки, склепики, крестики, ангелочки и пр.
Как выглядело поместье 100 лет назад сложно уже представить.

После осмотра усадьбы в Томашевке, заехали в Фастов , взглянуть на его визитную карточку - костел.

ФАСТОВ

Воздвиженский костел(римско-католический)

Начали строить костел в 1903г по проекту архитектора В. Домбровского.
В 1906-1908 гг. в строительстве костела принимал участие украинский архитектор Ф. А. Троупянский (1874-1949 гг.) - соавтор проекта и руководитель строительных работ.
В 1909 г. основные строительные работы были завершены, однако собранных общиной средств не хватало на украшение фасадов и интерьера храма. Завершили строительство только в 1911 году.

 

Построен костел в романо-готических формах, характерных для архитектурных сооружений последней четверти XIX века. На фундаменте из бутового камня возведены стены из желтого кирпича. Конструкции крыши были изготовлены из сосны и покрыты зеленой и красной черепицей. Цоколь обложили плитами неполированного гранита. Оконные проемы украсили цветными витражами, а стены - барельефами из песчаного бетона. В интерьере храма сразу привлекают внимание галерея, хор, пол, выполненный узорчатой метлахской плиткой, стройные пилястры и колонны с пышными капителями.
Традиционная тринефная базилика с трансептом вытянута с запада на восток и имеет форму креста (базилика - прямоугольное строение, разделенное колоннами на ряд продольных галерей (нефов). В середине XIX века этот тип строений начали использовать под церкви.
Главный, западный, фасад привлекает наибольшее внимание. Его венчают две башни, между которыми расположен центральный вход в костел. Над входом - большое круглое окно («роза»), традиционный элемент готических храмов.
Венчает фасад фронтон.
Костел имеет существенную особенность. Западный фасад сооружения асимметричный. Асимметрия проявляется во всем, начиная с архитектурных объемов и заканчивая деталями: элементами декора, формами оконных проемов и т. д. Две его башни одинаковы в плане, внешне абсолютно различны. Южная почти вдвое выше северной, четырехугольная по всей высоте, со сквозными спаренными арками в верхней части. Северная башня на уровне первого яруса повторяет внешне контуры южной, но выше ее конструкция усложняется. Это уже практически две башни - стройная круглая и приземистая граненная.
Такой непривычный прием строения фасада - прежде всего, дань модерну, стилю, занимающему в то время одно из главных мест в европейской архитектуре.



В художественной манере исполнения барельефов также выразительно ощущается влияние модерна. На главном фасаде размещена скульптура епископа и сюжетная композиция «Христос благословляет детей». В тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Несение креста» и скульптура Богоматери с младенцем над боковым входом; в тимпане фронтона северной ветви трансепта - барельеф «Моление о чаше». По мнению Е. В. Тимановича, известного специалиста по истории и теории архитектуры, эти сюжетные композиции выполнены скульптором итальянского происхождения Элио Саля, который приехал в Киев в конце 90-х гг. XIX века по приглашению В. Городецкого, для того чтобы создать скульптуры для Музея древностей и искусств (сегодня - Государственный музей Украинского изобразительного искусства). Кроме того, им выполнены скульптурные украшения «дома с химерами» на Банковой 10, Николаевского костела, банка.
Фастовский костел с его подчеркнутой асимметрией в решении архитектурных форм и модернистским трактованием сюжетов барельефов -показательное сооружение, так как отражает процесс формирования в архитектуре Украины художественных принципов нового стиля - модерна.

 




Во времена СССР костел переоборудовали в складское помещение.
В 1988 году Фастовский горисполком решил переоборудовать под органно-концертный зал. К тому времени сооружение уже дошло до полного запустения: был полностью разрушен пол, выбиты двери, уничтожены оконные витражи и часть черепичного покрытия крыши, разрушены ступени и даже местами разобран цоколь из бутового камня. Фасады были покрыты многочисленными трещинами, элементы архитектурного декора казались безнадежно испорченными.
В 1991 году костел передали римско-католической громаде, которой попечительствует орден доминиканцев.

Ссылки:

1)ТОМАШІВКА Томашовка - Киевская. Фотопрогулки по Украине и вокруг. Петр Власенко
2)Україна Інкогніта.Водяний млин в Томашівці
3)Дім Воздвиження Святого Хреста (Костел)

Ярослав Кузнецов ©2011

Дворцы/Усадьбы, Поездки выходного дня, Киевская область, Зоопарк, Птицы, Архитектура

Previous post Next post
Up