Новые годы народов. Шорык Йол в марийской глубинке

Feb 03, 2019 10:55

Ещё НГ в регионах и НГ у народов

Новый год в Марий Эл: как 200 лет назад
ИА REGNUM публикует фотопроект Дмитрия Ермакова о марийских новогодних празднествах, сохранивших древние обряды в почти неизменном виде / Сюжет «Фотопроекты на ИА REGNUM. Свобода взгляда» / январь, 2019

В 2015 году я впервые отправился в Марий Эл, чтобы снять историю о празднике Шорык Йол. Это традиционный Новый год у марийцев, в дикой глубинке России. ©Ещё фотопроекты Д.Ермакова и ещё марийское



Праздник Шорык Йол начинается
«Шорык йол» дословно означает «баранья нога», и это интересно, поскольку даже в наши дни можно увидеть изображение козы или овцы на рождественских картинках в Финляндии и Швеции. Связь наших культурных кодов со Скандинавией, через финно-угорские корни здесь хорошо прослеживается.Несмотря на то, что Шорык Йол - это Новый год, вместе с тем он же - и Рождество, и празднуется скорее в рождественские даты, они «плавающие» от года к году, обычно с 4 по 11 января. Это время перехода от тёмного времени года к светлому, и соответственно - знак будущего прихода весны, зарождения новой жизни. Не вполне верно назвать праздник языческим, потому что, хоть в марийских сёлах обычно нет христианского храма, люди держат в домах православные иконы, молятся единому Богу и Богоматери.




2.Когда едешь по марийским дорогам, особенно ночью, эта земля кажется полностью лесной. Местами так оно и есть. Но на самом деле деревья активно вырубают на продажу, поэтому некоторые марийцы говорят: «Настоящего леса у нас не осталось

Но интересно в первую очередь другое. Этот регион - одно из немногих мест в России и Европе, где хорошо сохранилось древние традиции - что и привлекает в Марий Эл как этнографов, так и художников. Дело в том, что после завоевания Марий Эл Иваном Грозным местным жителям не позволялось развивать технический прогресс на протяжении веков. Они даже не могли использовать железо - такими сокрушительными боевиками некогда были марийцы, и царские власти их боялись.



3.Когда едешь по марийским дорогам, особенно ночью, эта земля кажется полностью лесной

Благодаря этой «консервации» здесь сохранилась старая финно-угорская культура волжских земель. Лишь революция и большевики принесли сюда цивилизацию, но марийцы восприняли достижения прогресса с осторожностью, потому что привыкли жить анклавом, сами по себе, не имея особо дел ни с русскими, ни с татарами. Без энтузиазма приняли они и советскую власть. Благодаря этой «спокойной вольнице», этой отдалённости от внешнего мира местные сохранили свои традиции и обряды в таком виде, как это было 100, 200 и более лет назад.



4.Когда едешь по марийским дорогам, особенно ночью, эта земля кажется полностью лесной. Но на самом деле деревья активно вырубают на продажу, поэтому некоторые марийцы говорят: «Настоящего леса у нас не осталось»

По мнению ряда ученых, финно-угорские народы начали отмечать Новый год еще 6 тысяч лет назад. Традиционно, в дни Шорык Йола проходили ряженье, гадания, которым люди придавали мистический смысл. Например, хождения ряженых в масках намекают на преодоление смерти и возрождение жизни - будущий переход от зимы к весне. Ряженые ходят от дома к дому, а хозяева угощают их как можно лучше, чтобы привлечь к себе больше жизненных, плодородных сил.



5.Гостей праздника всегда привозят на санях, запряженных лошадьми

Есть в импровизированных масках и элемент развлечения, карнавала, особенно в наше время, когда Шорык Йол перестал быть обязательной частью обрядовой традиции и превратился в ещё одну веселую игру новогодне-рождественских праздников.

Новогодние колядования в Марий Эл: как 200 лет назад

image Click to view


___
Я фиксировал на видео настоящий традиционный Шорык Йол, как он проходит от начала до конца. Празднование состоялось в селе Марий-Китня. Там же сделаны и некоторые фото. А чтобы доснять полноценную фотоисторию, я приехал в январе 2019-го в марийское село Шоруньжа - официальную столицу финно-угорского мира в этом году.



6.



7.Гостей праздника всегда привозят на санях, запряженных лошадьми. В прежние времена таких упряжек могло быть и 20, и больше. Сейчас люди приезжают праздновать Шорык Йол на автомобилях, но осталось место и традиции



8.



9.



10.



11.



12.Праздник Шорык Йол начинается



13.Днём идут приготовления к празднику



14.Марийский карт (жрец). Картом может стать мужчина старше 35 лет, имеющий уважение в обществе: он в первую очередь не служитель культа, а мировой судья



15.Праздник Шорык Йол начинается



16.Идут приготовления к празднику



17.



18.Ряженые гуляют по селу до позднего вечера



19.Ряженые, гурьбой ходящие по домам, - основное развлечение праздника. Раньше такие заходы в гости продолжались целую неделю. Сейчас, как правило, ограничиваются парой дней в самом конце новогодних каникул



20.Ряженые гуляют по селу до позднего вечера



21.



22.Праздник Шорык Йол начинается



23.Праздник продолжается до ночи, которая, впрочем, наступает рано. Время-то московское, но реальный часовой пояс скорее +1: к Москве



24.На улице может быть мороз и минус 10, и минус 30, в помещении же топят печи. Оптика запотевает, фотографии приобретают «старинный вид», что хорошо передаёт дух происходящего



25.В честь праздника марийцы могут вытащить из шкафа и старинную (или сделанную под старину) посуду. А некоторым платьям и нарядам много лет. Причем платья могут в обычные дни висеть в музее, а на праздники украсить собой марийскую женщину



26.Ряженые в берестяных масках



27.Ряженые гуляют по селу до позднего вечера



28.Праздник продолжается до ночи, которая, впрочем, наступает рано. Время-то московское, но реальный часовой пояс скорее +1: к Москве



29.Ряженые гуляют по селу до позднего вечера



30.На улице может быть мороз и минус 10, и минус 30, в помещении же топят печи. Оптика запотевает, фотографии приобретают «старинный вид», что хорошо передаёт дух происходящего



31.



32.Здесь жизнь, театр и постсоветские административные устои - одно целое, никто не отделяет «постановку» от «реальности». Люди веселятся от души и живут по-настоящему - хотя и бедно по сравнению с соседним Татарстаном



33.



34.



35.Баня в марийском селе - не просто норма жизни (здесь народ моется именно так), но и очищающий обряд, который тоже обязательная часть любого праздника

Текст и фото: Дмитрий Ермаков
ИА «Regnum», 15 января 2019

язычество, путешествия и туризм, поволжье, фольклор, наследие, деревня и село, христианство, факты и свидетели, символы, провинция, марий эл, регионы, культура, новый год, национализм, рождество, нравы и мораль, видео, религии, города и сёла, современность, православие, история, даты и праздники, фото и картинки, традиции, народы, россия

Previous post Next post
Up