Признанная Милость Востоку... / К 125-летию

Dec 26, 2018 21:34

Ещё коммунистический Китай ХХ века здесь, здесь и здесь

«Великий кормчий» Китая
Красный Дракон

26 декабря 1893 года родился китайский государственный и политический деятель, главный теоретик маоизма Мао Цзэдун. ©


___
Жизненный путь автора «большого скачка», творца «культурной революции» и одного из основателей Коммунистической партии Китая - в фотогалерее «Ъ».Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года на юге Китая в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань. Его отец был мелким земледельцем и много времени проводил в поле, не занимаясь воспитанием сына. Большое влияние на маленького Мао оказала его мать, прививая ему буддистские убеждения, от которых, впрочем, он впоследствии отказался.




2.
Будущий китайский лидер бросил школу еще в возрасте 13 лет из-за жестких методов воспитания со стороны учителя, бившего учеников. Отец рассчитывал на помощь сына в ведении хозяйства, однако Мао не тяготел к земледелию, предпочитая проводить время за чтением книг. Осенью 1910 года Цзэдун потребовал от родителей денег на продолжение образования, отец не смог отказать и оплатил сыну обучение в Дуньшанской начальной школе высшей ступени.



3.
Вступив в юности в марксистский кружок, Мао Цзэдун принял участие в учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК) 1921 года. Мао Цзэдун считал необходимым выработать особую коммунистическую идеологию для своей страны, ведущая роль в которой отводилась бы крестьянству. В 1927 году КПК взяла курс на вооруженное восстание, однако оно было быстро подавлено властями. Компартия переживала кризис, а ее численность сократилась до 10 тыс. человек.



4.
Победы коммунисты смогли добиться лишь в 1949 году. Мао Цзэдун провозгласил в Пекине создание Китайской Народной Республики, лидером которой он оставался до конца жизни, возглавляя при этом китайскую компартию. В первые годы после победы в гражданской войне Мао Цзэдун уделил особое внимание аграрной реформе и развитию тяжелой промышленности. Китайский лидер возлагал большие надежды на экономическую и техническую помощь СССР.



5.
- «Коммунизм - не любовь. Коммунизм - молот, которым удобно крошить врагов»

Имя Мао Цзэдуна, состоящее из двух слогов, (иероглиф «Цзэ» - «милость, добро, благодеяние»; иероглиф «дун» - «восток») целиком означает «Облагодетельствующий Восток»



6.
«Мао с Хрущевым не сошлись характерами. Не нравились друг другу, и все тут. Хрущева, например, чуть не выворачивало, когда Мао во время бесед пальцами вынимал из чашки распаренные чайные листы и с удовольствием их жевал. Мы знали, что Мао в узком кругу называет Хрущева идиотом. А Хрущев сначала втихую, а затем во всеуслышание называл Мао "старой калошей"», - вспоминал советский дипломат Андрей Дубровский.



7. Фото: Kim Kyung Hoon
Одним из главных этапов правления Мао Цзэдуна считается курс «большого скачка», направленный на интенсивную модернизацию страны и имевший трагические последствия для народного хозяйства. Был введен принцип равного распределения доходов, упразднялись остатки частных предприятий.



8. Фото: Kim Kyung Hoon
Проводимый курс оставил на грани голодной смерти десятки миллионов человек, большая часть из которых - сельское население. Китайская экономика в результате пришла в состояние глубокой депрессии.



9. Фото: Jon Woo
Другой громкой кампанией Мао Цзэдуна стала «культурная революция», начатая в 1966 году и нацеленная на то, чтобы под предлогом «реставрации капитализма» устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой. В этот период китайского лидера называли «великим кормчим», «великим учителем» и «великим главнокомандующим».



10. Фото: Kim Kyung Hoon
Мао Цзэдун определил «культурную революцию» как преобразование надстройки общества, создание новой идеологии, культуры, нравов и обычаев, низвержение буржуазных авторитетов. Начало «культурной революции» совпало с очередной компанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией.



11. Фото: Stringer
Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао, «шныряющими по улицам крысами» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось, а их бесчинствам никто не мешал, а скорее способствовал.



12. Фото: Stringer
Мао Цзэдун умер 9 сентября 1976 года, что привело к завершению «культурной революции». Ее последствия были еще более пугающими, чем последствия политики «большого скачка»: пострадали около 100 млн человек /цифры гипотетические, а не точные - mamlas/. Репрессиям подверглись около 5 млн членов партии. Они были заменены Мао на фанатичных последователей культа личности. Кроме того, была уничтожена значительная часть культурного наследия народов КНР: тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов.



13. Фото: Кирилл Тулин
В память о Мао Цзэдуне в ноябре 1976 года началось строительство мавзолея. Он был построен в течение года бригадами добровольцев. Официальное открытие состоялось 9 сентября 1977 года, в первую годовщину смерти Мао.



14. Фото: Stringer
В 1978 году на пленуме ЦК КПК был подвергнут критике культ личности бывшего руководителя КНР, но уже в 1981 году отмечено, что заслуги Мао Цзэдуна «перед китайской революцией далеко превосходят его просчеты».



15. Фото: Carlos Barria
В честь 125-летия со дня рождения Мао Цзэдуна в Китае организованы тематические выставки, на родине идеолога национального развития Китая - в городе Шаошань - готовятся к прибытию туристов, одновременно введен запрет на использование благовоний и других традиционных китайских поминальных атрибутов.

© «Коммерсантъ», 26 декабря 2018

70-е, 80-е, хрущев, факты и свидетели, символы, культ личности, культура, мифы и мистификации, диктатура и тоталитаризм, азия, ревизионизм, 60-е, социализм и коммунизм, история, дискуссии, 50-е, китай, 20-й век, правители, реформы и модернизация, память, репрессии и цензура, ссср, общество и население, капитализм и либерализм, нравы и мораль, кризис, версии и прогнозы, эпохи, даты и праздники, критика, фото и картинки, идеология и власть, восток

Previous post Next post
Up