Символы наших побед. Сясьская верфь - колыбель Балтийского флота

Jan 27, 2018 20:19

Ещё история флота, в т.ч. Пётр I

«Делать корабли на реке Сяси»
2 февраля 1702 года русский царь Петр Алексеевич подписал наказ, заложивший основу Балтийского флота / Цикл «Русские победы» / Статья 2016 года

Официальная история Балтийского флота, как правило, начинается с даты 18 мая (7 мая по старому стилю) 1703 года. Это день первой победы, одержанной балтийскими моряками: в устье Невы они, подойдя на 30 лодках под командованием самого царя Петра I, сумели в жестоком абордажном бою захватить два шведских корабля - галиот «Гедан» и шняву «Астрильд». ©Ещё в «Наших победах»



«Взятие шведских кораблей в устье Невы» Леонида Блинова, 1890 год
И с формальной точки зрения такой подход справедлив: ведь это - первый бой русских сил в водах именно Балтийского моря.Но неформально гораздо справедливее отсчитывать историю Балтийского флота со 2 февраля 1702 года. В этот день (22 января по старому стилю) Петр I издал «Наказ о строении кораблей на реке Сясь», который положил начало строительству кораблей для моряков-балтийцев. Не случайно именно с этого документа начинается фундаментальное 17-томное издание «Материалы для истории русского флота», выпускавшееся Морским министерством России в Санкт-Петербурге в 1865-1904 годах.

В первом томе этого труда собраны все документы, прямо или косвенно касающиеся истории создания и развития Балтийского флота. И начинается все именно с петровского «Наказа», состоящего из 15 пунктов. Он, в частности, гласит: «1. Делать корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря место где пристойно, из сосноваго лесу. 2. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву, да с ним из отставных дворян новгородскаго разряда 12 человек, которые понадобятся… 3. Плотников к тому делу самых добрых, с Олонца по 50 человек к кораблю, работных людей с лошадьми по 60, пеших по 60, всего по 120 человек к кораблю, взять с Олонца, разложа против переписных книг, потому что к Ладоге ближе Белаозера и Олонца нет. 4. Кузнецов по 20 человек к кораблю, итого 120 человек… 10. Офицеров начальных 6, нижних 6, боцманов 6, шхиперов 6, констапелей 6, матросов немецких по 6, а русских по 12 человек на корабль, пушкарей по скольку доведется без нужды».

Как было принято в то время, «Наказ» написан с множеством подробностей и прямых указаний, которые подтверждают главную мысль: строительство кораблей должно идти быстро и беспрепятственно. Поэтому в том же документе оговаривается: «веревки всякия, парусы, якори, знамена и всякие корабельные военные припасы по росписям, что будет надобно имать из адмиралтейского приказа готовые, потому что купить негде и из-за моря выслать за поздним временем не можно». Так же нужно было поступать и с пушками для вооружения новых кораблей: 9 пункт наказа гласил, что «Пушки и к ним всякие припасы и ружье из адмиралтейского приказа, чтобы было безо всякой нужды».

Два дня спустя, 4 февраля (24 января по старому стилю) 1702 года, Петр I подписывает «Указ стольнику Татищеву о назначении его для управления корабельными работами на р. Сясь, 1702 года января 22». Вот с чего начинается этот указ: «В нынешнем 1702 г. января в 22 день указали мы В.Г. по нашему имянному В.Г. указу, в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск, на Ладожское озеро сделать военных 6 кораблей по 18 пушек из новгородскаго приказу, которым быть в полку ближняго нашего окольничаго и воеводы Петра Матвеевича Апраксина с товарищи, а делать те корабли на реке Сяси, которая впала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах или на реке Паше, которая впала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро».

Сясьская верфь стала первой военной верфью будущего Балтийского флота. Но, к сожалению, судьба была неблагосклонна к кораблям, которые строились на ней. В мае 1702 года на Сяси были заложены, а в сентябре спущены на воду два первых, безымянных поначалу фрегата, которые позднее получили названия «Фан Сас» (то есть «Сясьский») №1 и №2. Но «Фан Сас» №1 перегнали для достройки на Олонецкую верфь, заложенную в 1703 году поблизости от Сясьской на реке Свирь, только в конце 1703 года. И потому первым ранговым боевым кораблем Балтийского флота стал олонецкий 28-пушечный фрегат «Штандарт», сошедший со стапелей 22 августа 1703 года.

Дальнейшая судьба первых сясьских фрегатов была незавидной. После достройки на Олонецкой верфи они прошли ходовые испытания, которые показали плохую управляемость и остойчивость кораблей, и в 1705 году их превратили в брандеры со звучными названиями «Этна» и «Везувий». Чуть лучше сложилась история заложенных следующими - в самом конце 1702-го и в начале 1703 года - 28-пушечных трехмачтовых фрегатов «Михаил Архангел» и «Иван-город». Их спустили на воду в 1704 и 1705 годах соответственно, а в строю они оставались до 1710 года.

Эти четыре фрегата были единственными крупными кораблями, которые успела построить Сясьская верфь. Кроме них, за четыре года своего существования она передала флоту еще 47 малых судов, в том числе три бригантины и одну галеру. 21 декабря (10 декабря по старому стилю) 1706 года Петр Первый подписал «Указ о перенесении бригантинного строения с сяского устья на Олонецкую верфь». В этом документе прямо говорилось: «Великий Государь указал по имянному своему В.Г. указу на сяском устье бригантинов не строить, а строить их на Олонецкой верфи, и мастеровых людей, которые посланы на то устье к тому строению, послать на вышеупомянутую же верфь; да сверх того построить на той же верфи галеру и галиот прежними и вновь присланными мастерами и мастеровыми и работными людьми». Так была поставлена точка в недолгой, но знаковой судьбе Сясьской верфи - колыбели русского Балтийского флота.

Сергей Антонов
«Русская планета», 1 февраля 2016Из комментариев:

Юрий пишет: - Добрый вечер. Не соглашусь с автором в описании и оценке взятия на абордаж шведских кораблей.

Во-первых, это не был первый бой русских сил в водах именно Балтийского моря - можно вспомнить например, бой у острова Котлин 22 июля 1656 г. тоже со шведами.

Во-вторых, атака на "Гедан" и "Астрил" была проведена на Неве недалеко от впадения Охты в Неву, а не на море и морской победой быть не может.

В-третьих, против шведского флота действовал не Балтийский флот, а сухопутные войска. Кто были участники абордажа, которых автор называет балтийскими моряками? - солдаты Преображенского и Семеновского полков. Случай весьма своеобразный и неслучайно была выбита медаль "Небываемое бывает".

А вообще русский абордажный бой в Северной войне уникальное и пока слабо исследованное явление. Ведь в двух из трех крупных сражениях на море при Гангуте и Гренгаме решающую роль сыграл абордажный бой, где главной ударной силой были пехотинцы, посаженные на весла галер. В третьем сражении при Эзеле шведы вовремя успели сдаться, не доводя дело до резни на палубе. И это характерно лишь для Северной войны в отечественной военной истории.

Второй вопрос. Почему автор перенес указ стольнику Татищеву на 2 дня с 22-го января на 24 и, правда при цитировании тут же указал правильный день 22 января. В один день с указом о строительстве верфи на Сяси.

петр первый, швеция, правители, 18-19-ее века, прибалтика, европа, факты и свидетели, войны и конфликты, сражения, символы, флот, польша, победа, скандинавия, военные, города и сёла, оборона, история, армия, эпохи, российская империя, белоруссия, биографии и личности

Previous post Next post
Up