Ещё
биографии кино и театра и
ушедшие известные люди «Он же Гога, он же Гоша» / «Порой нужно так мало, чтобы свершилось невероятное»
Умер актер Алексей Баталов / Народные артисты СССР
15 июня на 89-м году жизни скончался актер и режиссер, народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов - Борис из фильма «Летят журавли», Тибул из «Трех толстяков», князь Сергей Петрович Трубецкой из «Звезды пленительного счастья», Гуров из «Дамы с собачкой», многие другие знаковые киногерои (он снялся более чем в 30 фильмах), и Гоша, Георгий Иванович из мелодрамы «Москва слезам не верит» - роль, принесшая ему наибольшую популярность.
©По теме:
К 90-летию Баталова |
Прогулка по Кремлю с Баталовым Алексей Баталов, 1965 / Фото: П. Манушин
Официальная причина смерти пока не названа; Баталова, скорее всего, согласно его завещанию, похоронят на Преображенском кладбище в Москве, рядом с могилой его матери. Прощание с народным артистом СССР Алексеем Баталовым состоится в московском Доме кино, сообщил РИА «Новости» заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. Каким запомнился Алексей Баталов - в фотогалереях «Газета.ру» и
«Ъ».Легендарный актер Алексей Баталов скончался в ночь на 15 июня в одной из московских больниц. Об этом
сообщил сайт kp.ru со ссылкой на близкого друга актера, а позже подтвердила семья артиста. Актер попал в медицинское учреждение в январе с переломом шейки бедра, в феврале ему сделали операцию. С тех пор Алексей Владимирович не покидал больничные стены в течение почти пяти месяцев. Накануне, 14 июня, к Баталову приходил священник, который причастил его.
2.Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года в актерской семье. Во время эвакуации он впервые вышел на сцену созданного его матерью Ниной Ольшевской театра в Бугульме, а в 1944 году сыграл первую эпизодическую кинороль в фильме Лео Арнштама «Зоя» / На фото: кадр из фильма «Мать», 1956
«Я, как и все женщины Советского Союза, рада видеть артиста Алексея Баталова», - так, по воспоминаниям священника Михаила Ардова, приветствовала молодого актера в родном для него доме Анна Ахматова.
К тому моменту Баталов успел уже сняться в картинах, до сих пор остающихся классикой советского кино, - «Летят журавли» и «Дорогой мой человек». А родным дом Ардовых на Ордынке был и для Ахматовой, которую эта семья приютила в Москве, и для самого Баталова - сатирик и карикатурист Виктор Ардов был для него любящим отчимом.
3.На фото: Алексей Баталов в сцене из фильма «Мать», 1956
Баталов родился в театральной семье: его родители Владимир Баталов (Аталов) и Нина Ольшевская работали вместе со Станиславским в труппе МХТ. Когда Алексею было пять лет, его родители развелись, и Ольшевская вышла замуж за Виктора Ардова. Во время войны он ушел на фронт военным корреспондентом, а Ольшевская с сыном уехала в эвакуацию в Бугульму. Там она организовала театральную труппу, в которой
Баталов впервые вышел на сцену - правда, в качестве рабочего сцены и актера массовки.
4.В 1950 году, окончив школу-студию им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе, Баталов попал в труппу Театра Советской армии для прохождения военной службы. Через три года актер вернулся во МХАТ, а в 1954 году начал активно играть в кино на студии «Ленфильм» / На фото: кадр из фильма «Дело Румянцева», 1956
В дальнейшем он появлялся больше на экране, чем на сцене. В кино он пришел очень рано: первую роль Баталов получил в 17 лет, сыграв одного из школьников в военной драме о Зое Космодемьянской. А после выпуска из Школы-студии МХАТ начал сниматься очень активно: играл в «Большой семье» Иосифа Хейфица (этот фильм был представлен в Каннах и получил приз за актерский ансамбль), в «Деле Румянцева» того же Хейфица исполнил главную роль шофера-дальнобойщика, в экранизации романа Горького «Мать» также сыграл главного героя, революционера Павла Власова.
Потом были «Летят журавли» Михаила Калатозова - с этим фильмом Баталов побывал в Каннах, где познакомился с Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни.
К выходу этой картины Алексей Баталов уже окончательно ушел из театра и поступил на «Ленфильм» - актером и режиссером. Правда, его режиссерская фильмография не столь богатая: в конце 50-х он поставил фильм «Шинель» по Гоголю с Роланом Быковым, а в 1966-м был одним из авторов сценария и постановщиком «Трех толстяков» по Юрию Олеше - но в этой картине больше помнят его героя, канатоходца Тибула. Он продолжал работать с Хейфецем - в фильмах «Дорогой мой человек », «Дама с собачкой», снимался у Михаила Ромма («Девять дней одного года»).
5.Первым настоящим успехом для Баталова стала роль Бориса Бороздина в картине 1957 года «Летят журавли» (кадр на фото) Михаила Калатозова. Лента стала классикой советского кинематографа, а на фестивале в Канне была удостоена Золотой пальмовой ветви
Но главной работой Баталова в кино стала, пожалуй, мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Процитированная Михаилом Ардовым реплика Ахматовой наглядно показывает, что к моменту начала съемок в этом фильме Баталов обладал уже солидной популярностью в стране и попал в картину в статусе «звезды», актера-хедлайнера. Фильм оказался очень популярен в СССР: даже после показа на телевидении в прокате его посмотрело 90 млн человек и по итогам года он уступил только боевику «Пираты XX века».
6.«Судьба - это те люди, тот мир, который нам выпадает от Бога и не нами выбирается» / На фото: кадр из фильма «Девять дней одного года», 1961
В 80-х Баталов становится более избирателен в выборе картин, и на экране появляется реже - не сторонясь, впрочем, и ролей второго плана.
И львиная доля этого успеха - картина смогла донести до всего мира, в общем, очень «советскую» историю покорения столицы - была для картины заработана Баталовым, исполнившим роль слесаря Гоши. Актер за эту роль получил Госпремию - он к тому времени уже был и заслуженным, и народным, да и вообще награды не обходили его стороной. Впрочем, несмотря на свой статус и небывалый успех фильма, ни исполнитель главной роли, ни режиссер за призом в США отпущены не были. По телевидению фильм был показан через год после выхода, а госпремия съемочной группе была вручена еще через год.
«Москва...» получила «Оскара» за лучший иностранный фильм и стала одной из тех картин, которые россияне всех возрастов смотрят и пересматривают до сих пор.
7.В 1960-1970 годах Алексей Баталов много и с успехом играл в кино. Ему удавались роли как простых рабочих, так и интеллигентных ученых и царских офицеров. В творческой копилке актера такие фильмы, как «Мать» (1956) по повести Горького; «Живой труп» (1969) по пьесе Льва Толстого; «Бег» (1970) по мотивам произведений Булгакова / На фото: кадр из фильма «Девять дней одного года», 1961
Он снимается в «гоночной» «Скорости» Дмитрия Светозарова, в шпионском «Досье человека в «Мерседесе», а также в «спродюсированном» Евгением Евтушенко фильме «Похороны Сталина». А в 90-е вообще пропадает с экранов, сосредоточившись на преподавании во ВГИКе и общественной работе. Правда, в те годы актер много работал в радиотеатре и, обладая мгновенно узнаваемым звучным голосом, озвучивал игровые и анимационные фильмы (кстати, именно он был голосом рассказчика в «Ежике в тумане»). Занимался он и общественной работой - так, в нулевые и 2010-е Баталов был президентом киноакадемии «Ника».
8.Баталов пробовал себя и в режиссуре - в этом качестве он снял три картины: «Шинель» (1959) по Гоголю, «Игрок» (1972) по Достоевскому и «Три толстяка» (1966) по сказке Юрия Олеши. Последнюю экранизацию называют самой успешной режиссерской работой Баталова / Фото: Дмитрий Донской, 1962
И когда в 2005 году он получил еще одну Госпремию - «за создание художественных образов, ставших классикой отечественного киноискусства», вряд ли кто решился бы сказать, что она была незаслуженной. И что дана за одни лишь «классические роли». Эта награда стала своего рода признанием заслуг всей его жизни: будучи знаменитым советским актером, он выполнял свою работу с каким-то совершенно несоветским, можно сказать, дореволюционным качеством.
9.1968 год / Фото: Мастюков Валентин
Речь, сохранившаяся до преклонного возраста осанка, неспешность в движениях и меткость слов - его имя стало для соотечественников синонимом человеческого и профессионального благородства, а сам он - примером того, как заслуженная и всенародная популярность не падает в одночасье с неба, а зарабатывается честным, увлеченным и тяжелым трудом.
10.С 1974 года актер занимался озвучиванием мультфильмов. В частности, его голос звучит в картине Юрия Норштейна «Ежик в тумане» (1975). «Он прочитал - так, что в фильме его голос звучит как отдельный музыкальный инструмент»,- вспоминал мультипликатор
«Это громадная потеря для нашей культуры»
Коллеги и друзья вспоминают об Алексее Баталове
Коллеги и друзья поделились своими воспоминаниями об Алексее Баталове, о кончине которого стало известно утром в четверг.
© 11.Алексей Баталов в роли Сергея Голубкова и Людмила Савельева в роли Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова, 1970
Евгений Стеблов, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей России: - «Он прожил очень достойную, несуетливую, осмысленную жизнь. Это выдающаяся личность в нашем кинематографе. Весь объём его присутствия в нашем кинематографе имел знаковый смысл», - отметил Стеблов.
По его словам словам, российскому кинематографу будет очень не хватать Баталова.
«Мы почувствуем эту утрату. Нам этой доминантной ноты в лице Алексея Баталова будет очень не хватать. Но фильмы его навсегда останутся, мы всё равно будем в какой-то степени соотносить себя с ним», -
заявил он в интервью RT.
12.Алексей Баталов в роли Егорова в фильме «Возврата нет» режиссера Алексея Салтыкова, 1974 год
Сергей Никоненко, актер: - «Я считаю, что это громадная потеря для нашей культуры. Это был великий русский актёр, образы, созданные Алексеем Владимировичем, будут жить очень и очень долго, не одно столетие», - отметил он.
Никоненко пояснил, что никогда не снимался с Баталовым, однако знал его как отзывчивого человека.
«Однажды на улице он увидел, как я вожусь с автомобилем, который не заводился. Он вдруг засучил рукава и стал мне помогать. Испачкался, но всё-таки завёл мою старую машину... Это был удивительный совершенно человек», - добавил актёр.
13.Самой известной работой Баталова можно назвать главную роль в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В 1981 году картина получила Госпремию и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке / Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (режиссер Владимир Меньшов). Алексей Баталов в роли Гоши, Наталья Вавилова в роли Александры Тихомировой, 1980
Юрий Норштейн, мультипликатор: - «Он был абсолютно выдающейся личностью. Актер Баталов явился в то время, когда люди нуждались в тепле, в том, чтобы был какой-то ровный огонь, который бы отогревал их после всех ужасов, которые на них обрушились. И Баталов нёс в себе вот этот огонь, ровное тепло. Его голос - это отдельное произведение искусства», - вспомнил актёра мультипликатор.
По словам Юрия Норштейна, сейчас семья Баталова столкнётся с трудностями.
«Это для меня ошарашивающая новость. Я ничего не знал. Я сейчас позвоню Гитане (жена Баталова - «Газета.Ru»), я же был очень дружен с этой семьёй. Не знаю, что должно произойти, чтобы с этим примириться самой семье. У них ситуация очень сложная в связи с тем, что Маша (у дочери Баталова ДЦП. - «Газета.Ru») физически не может себя обслуживать и это всё осложнит их жизнь», -
рассказал Норштейн НСН.
14.Кадр из фильма «Москва слезам не верит», 1980 год
Светлана Немоляева, актриса: - «Я знала его давно, и всегда относилась с особым пиететом. Он необыкновенный талант, человек огромного внутреннего обаяния. Баталов - человек удивительного мира, старой московской мхатовской интеллигенции, которой у нас сейчас почти не встречается. С уходом таких людей уходит целая эпоха. Эпоха высокого стиля жизни, искусства. Мне ужасно жаль. Мы супругом Александром Лазаревым не были с Алексеем Владимировичем близкими друзьями, но всякий раз сталкиваясь где-то, были очень рады пообщаться. И за эти мгновения жизни я очень благодарна. Баталов был замечательным актером, удивительной личностью, человеком большого смысла. Царство небесное, пусть земля ему будет пухом», - поделилась своими воспоминаниями актриса.
/ Записал Павел Воронков
15.1993 год / Фото: Татьяна Кузьмина
Владимир Иванов, друг Баталова: - «Вечером он лег спать, а утром не проснулся. Он ушел с хорошим лицом, не мучился. Причастие, которое было накануне помогло легче перейти в мир иной. Алексей Владимирович сильно ослаб в последние дни, у него была простуда. Врачи давали лекарства от давления. В час ночи я подошел к его постели, посмотрел, как он себя чувствует. Он спокойно дышал. А наутро его не стало» - рассказал Иванов.
Врачи и родные делали все возможное, чтобы продлить его дни. Он лежал в одной из лучших федеральных клиник. Прекрасный номер, обстановка как дома. Кормили замечательно. Но, несмотря на условия, просто не осталось сил жить.
«Когда вчера вечером я его стал кормить ужином, он уже не мог глотать. Я позвал врачей. Они пощупали пульс, померили давление, сердцебиение было очень слабое. Приехала реанимация ... Ну а дальше вы уже знаете: он успокоился, заснул и тихо умер во сне», -
цитирует Иванова сайт kp.ru.
«Я слышал, в эти дни погода устанавливала рекорды атмосферного давления. Пожилые люди очень метеозависимы. Могло и это сказаться», - предположил он.
16.«В реальной человеческой жизни на каждом шагу есть такие мгновения, такое напряжение чувств, куда невозможно вторгаться словами» / Фото: Владимир Вяткин, 1996
«Он - начало эпохи людей в нашем кино»
Памяти Алексея Баталова / Истории
15 июня в возрасте 88 лет умер Алексей Баталов - знаковая фигура советского кинематографа; актер, с появлением которого в кино началась «эпоха людей». Баталов сыграл больше 30 киноролей - в «Деле Румянцева», «Летят журавли», оскароносном «Москва слезам не верит»; озвучил десяток мультфильмов, в том числе «Ежика в тумане»; возглавлял академию кинематографических искусств «Ника». По просьбе «Медузы» Алексея Баталова вспоминает Андрей Шемякин, глава Гильдии киноведов и кинокритиков России.
© 17.Алексей Баталов был дважды женат. От первого брака у актера осталась дочь Надежда, однако отношения с ней он почти не поддерживал. Во втором браке с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко у Баталова родилась дочь Мария
Алексей Владимирович Баталов - фигура огромная во всех смыслах. Я думаю, что формулировки будут повторяться, но я приведу слова Александра Миндадзе, которые прозвучали в нашей программе «Документальная камера» на канале «Культура». Он сказал - и мне очень это нравится, что Баталов - начало эпохи людей в нашем кино. Это очень важно, и имеется в виду даже не человеческое лицо, не то, что он интеллигент, - о чем многие пишут. Нет, вообще людей. До этого были герои - герои простодушные, как Борис Андреев; герои передовые, которые звали на подвиг, как Николай Крючков; герои комические, народного типа, которые тоже собирались в какой-то момент и совершали подвиги, как великий Петр Алейников.
18.С 1980 года Баталов снимался относительно мало. Большую часть времени он посвящал профессорской работе во ВГИКе, где был художественным руководителем актерского факультета. Как руководитель мастерской Баталов выпустил семь курсов / На фото (слева направо): министр культуры России Михаил Швыдкой, актер Алексей Баталов и писатель Чингиз Айтматов
Актеры были замечательные, но Баталов просто самим собой, своим лицом совершил революцию в типологии советского кино. Ведь интеллигент до этого был кто? Смешной, путаник, подозрительный, иногда беспомощный - в любом случае он был в основном лицом страдательным, но нельзя сказать, что наше кино так уж расправлялось с интеллигенцией, оно было немножечко оппозиционно.
19.«Самое главное совершается всегда на уровне человеческом, а не глобально-государственно-космическом»В 2014 году актер подписал коллективное обращение деятелей культуры России в поддержку позиции Владимира Путина по Украине и Крыму / На фото: президент России Владимир Путин и Алексей Баталов на церемонии вручения Государственных премий в 2006 году
А вот что касается Баталова, то он действительно в фильме Иосифа Хейфица «Дело Румянцева» сыграл человека, готового к тому, что его уничтожат. И вдруг в чем-то изменился режим - и его взяли под защиту. И этот поиск правды - сценарий написал Юрий Герман, в общем, главное тут. Это особая картина - и Баталов в ней уже раскрылся. Рядом был фильм Чухрая «Сорок первый» - о том, что гражданская война - это трагедия и в ней нельзя быть победителем. То есть кино начинало дышать.
20.Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» Михаила Калатозова. 1957 год
Вторая веха, конечно, «Летят журавли», и это уже все, абсолютное признание. Алексей Баталов вместе с Татьяной Самойловой стали лицами нашего нового кино - и такими они остались до сих пор. Если мы говорим «оттепель», то немедленно вспоминаем Самойлову и Баталова.
21.Актер Алексей Баталов, актриса Вера Алентова и актер Владимир Меньшов (слева направо) на праздновании 80-летнего юбилея А. Баталова / Фото: Юрий Машков
И дальше начинается самое интересное, потому что именно Баталову удалось сыграть героя нашего времени - например, в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Но там его начинает теснить Иннокентий Смоктуновский. Они интеллектуалы, физики, настоящие умницы, но представляют два разных типа. Тип человека, который верит, делает свое дело и совершает подвиг, - это такой остаток советской этики, а рядом скептик, постоянно размышляющий, настоящий и преданный делу, но имеющий право на сомнения. Баталов и Смоктуновский - это новая пара [в cоветском кинематографе], и вот это, пожалуй, самое существенное.
22.Алексей Баталов на церемонии чествования, посвященной его 80-летнему юбилею, 2008 / Фото: Сергей Пятаков
Алексею Владимировичу Баталову нужен был постоянный партнер, чтобы он сказал свою тему - не потому, что он сам по себе не важен, наоборот. Именно рядом с кем-то, по контрасту, еще более значительными оказывались его исконные качества: интеллигентность, внутреннее спокойствие, абсолютная вера в свое дело и нежелание - это стало ясно гораздо позже - нежелание пользоваться тем, чем пользуются его противники. Тема пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях весны» - это тема Баталова в его историческом развитии назад. Нельзя пользоваться тем, чем пользуется твой противник, в борьбе с ним. Даже непримиримый. Иначе ты рискуешь стать таким же, как он.
23.Алексей Баталов долгое время был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председательствовал в жюри нескольких премий. В 2007 году актер был президентом российской академии кинематографических искусств «Ника», эту должность занимал до 2013 года / На фото: режиссер Эльдар Рязанов (слева) «передает» полномочия президента Российской академии кинематографических искусств актеру Алексею Баталову (справа), 2007 / Фото: Александр Зверев
Поэтому, конечно, Баталов - даже не как актер, а просто его лицо - символ чести и достоинства в нашем кино. И это намного больше, чем даже выдающийся актер. Появившись в начале эпохи людей, он успел сказать самое главное. Потом в семидесятых уже началась другая эпоха - пришли актеры играющие, надевающие на себя маски, например гениальный Олег Иванович Янковский.
24.«Я каждый день должен сделать что-то конкретное, чтобы, придя домой, спокойно сесть в кресло и выпить свой чай»
Но Баталов был первым, и прорыв в нашем кинематографе был грандиозным. Когда он появляется в фильме «Москва слезам не верит» - это, конечно, сознательный выбор Владимира Меньшова, - то представляет собой напоминание об эпохе. Баталов не мог не возникнуть во второй серии как напоминание о себе в серии первой, где, естественно, еще не было его персонажа. Но героиня Веры Алентовой Катя смотрела фильмы с Баталовым, а когда она повзрослела и стала директором, то столкнулась со слесарем Гошей, который на самом деле - Баталов. Очень сложная режиссерская игра была включена в общую задачу; Баталов чувствует, что оттепель уже стала мифом, и в сцене, где они выпивают и закусывают в полном раздрае, он снимает с себя ретушь мифа - и опять мы видим живого человека.
25.Алексей Баталов был почетным членом благотворительной организации «Московская ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом» - этим заболеванием страдала младшая дочь актера. Кроме того, он состоял в попечительском совете Марфо-Мариинского благотворительного общества, при активном участии актера была восстановлена Марфо-Мариинская обитель
Баталов появляется в фильмах этого времени как напоминание о норме. Все остальные великие актеры начиная с эпохи 50-х в той или иной степени были отклонением от нормы - чтобы выйти из строя, из железной социальной клетки, выломиться из нее. А Баталов всегда был напоминанием о норме, как Олег Стриженов - напоминанием о благородной породе, которая уходит. Баталов просто был. Ему веришь абсолютно, кого бы он ни играл, даже в небольшой эпизод он привносит все: и историю своей семьи, и знакомство и дружбу с Ахматовой.
26.«Надо обязательно дожить до старости, чтобы понять, как все тонко взаимосвязано вокруг. Понять, что нельзя медлить с помощью, откладывать. Порой нужно так мало, чтобы свершилось невероятное»
Зато его характерные роли не прозвучали совсем, о них забыли. Он остался именно таким, каким предстал в первых картинах. Это важно, потому что жизнь пошла наперекосяк, надежды стали иллюзиями, иллюзии - надеждами с другим знаком и в этом карнавальном мире перевертышей Баталов оказался не нужен.
«Летят журавли», анонс худ. фильма на т\к «Звезда», монтаж и копирайт Александр Луньков
Click to view
___
В новом кино тема Баталова потеряла свою внутреннюю, социальную значимость, потому что слово «интеллигент» было подвергнуто колоссальному переосмыслению и интеллигент со всеми своими иллюзиями оказался у разбитого корыта. Баталову в этом насквозь игровом мире делать было нечего. Он нес в себе настоящее, сегодня оно востребовано как тоска по несбывшемуся настоящему. И конечно, он останется для нас не просто великим актером с тончайшей, филигранной работой, но и исполнителем роли обещания: еще вернется то, из-за чего его любили и по чему мы сейчас все плачем.
/ Записала Саша Сулим
© «Газета.ру» / «Коммерсантъ» / «Meduza», 15 июня 2017