Художники Мордовии. Нестеров

Jun 12, 2017 18:22

Ещё о живописи Поволжья

Гениальная простота Владимира Нестерова
Пройтись по деревянному мостику, спрятаться в цветущем палисаднике, открыть старый сундук - все это охраняет нас от неких излишеств и монстров… / Спецпроект «Столицы С»: арт-галерея Сергея Суворова / сентябрь, 2016

Вот и ко мне пришел «БлаБлаКар». А впрочем, ехать куда-то среди ночи всегда интересно. ©Ещё в проекте, в т.ч. Светлана Нестерова



Владимир Нестеров
Тем более если в магнитоле играет хорошая музыка, а в соседях - люди, которых ты никогда не видел, да и вряд ли еще увидишь. Можно промурлыкать им свою жизнь или услышать чужую. Как там поется в песне: «Под Луганском родился, в Бухаре простудился, значит так…»Посмотрели с другом ретроспективу Леона Бакста, увидели костюм с розочками, в котором выступал Вацлав Нижинский. И, конечно же, с затаенным дыханием любовались на черного кота с картины Эдуарда Мане «Олимпия», привезенной в Москву. «Увидеть «Олимпию» и умереть», - теперь это так называется. Какой-никакой, а целый кусочек эпохи!






"Бабье лето"
Что ни найдешь в «Собянинске», кого ни встретишь! А ведь еще нужно попытаться на ломаном английском китайцам «впарить» свои картины на Крымском валу и много чего еще… «Иначе пойдешь за сто первый… километр».



«Не мы такие, жизнь такая…» - актуальность тезиса безвременна. При виде гигантского памятника Петру Первому рук Зураба Константиновича Церетели возникает желание спрятаться куда-нибудь, срочно найти вход в «Нарнию», или, на худой конец, протиснутся в «Косой Переулок». Настоящие сталкеры так и поступают… Чтобы сохранить себя, свою аутентичность они «идут через лес» своей тропой.



У Владимира Петровича Нестерова, например, был старенький мостик. Он его писал. И один, и вместе с дочерью Светланой Нестеровой, когда та училась в училище. Но, как всегда бывает, пришли железные машины, мостик разворотили, проложили трубы. Теперь этот мостик только на холсте и живет. Порою воспоминаний бывает недостаточно… «Этот мостик в детском парке находился, - рассказывает Владимир Петрович. - Однажды, стою с этюдником, смотрю, женщина по нему идет, остановилась и говорит: «Вот вы рисуете этот мостик, а я здесь 20 лет ходила на работу и не замечала, что он такой красивый…» Остались от него синие доски да редкие березки по бокам. Я чуть не заплакал даже…»



"Первый Светой сорванный букет"
«Он очень сентиментальный», - говорит о своем отце дочь Светлана, продолжательница династии художников Нестеровых. - Для меня очень значимо, когда он о лучиках, о мостиках, о каких-то трогательных душевных вещах пишет. Вот старая драпировка. Ее бы выкинуть пора, но отец говорит, что когда был ребенком, любил прикасаться к ней, изучать узоры. Она для него как связь с детством. Еще он очень трепетно относится к нам, своим дочерям, племянницам, сестре, матери. В память о своей сестре он написал работу «Цветы из ее сада».



"Груши"
Художник фиксирует такие моменты, которые, казалось бы, незначительны на первый взгляд, но именно из них и слагается жизнь. Картина «Светой первый сорванный букет» - о чем она? Конечно о самом сокровенном. Свете полтора годика, она сорвала ромашки… «А бабушка у нас просто красавица, - продолжает Светлана. - И она тоже была его музой. Отец жил в среде женщин и поэтизировал их. Он очень добродушный. В училище у него кличка была «Вовка, добрый день». Он заходил в класс и всегда говорил: «Добрый день!»







Серия "Мать. Несовершеннолетняя узница фашистских лагерей"
Окончив 8 классов, Владимир Нестеров с первой попытки поступил на декоративное отделение Пензенского художественного училища. «Мать купила плащ, ботинки «прощай молодость», и поехал я постигать искусство. Сразу понял, что необходимо планировать рабочий день, потому что мне приходилось совмещать быт и занятия. Мы бегали на вокзал делать наброски. Это было важно, так как если не сможешь делать наброски, не сможешь делать зарисовки, а значит, не напишешь этюд. И я горжусь, что учился в СССР. Образование было тогда гораздо лучше…»



"Деревенский натюрморт"
Владимир Петрович из той породы художников, для которых живопись это ВСЕ. Он никогда не стремился к званиям, наградам. Даже в Союз художников не стал вступать. «А зачем? Мои работы и так на выставки принимают. Мы со Светланой - фанаты живописи. Я так и говорю… Однажды ехали со знакомыми художниками в автобусе. Я поинтересовался, участвуют ли они в выставках? «Зачем? Нам это не нужно! Ведь у нас уже есть шестой разряд!..» - с гордостью ответили они. А я пишу не для разрядов. Встаю утром. Солнечный луч упал на стол. Скользнул по скатерти, заблестел на чайной ложечке. И мне сразу же захотелось запечатлеть эту красоту!»



От картины с красной лейкой и ромашками уважаемый преподаватель Татьяна Николаевна Настева была в восхищении! Именно эту работу музей пожелал иметь в своей коллекции. Но художник не любит расставаться со своими творениями. «Это история типично моя: на даче бабушка полола ромашки. Света подбежала, схватила букет и в красную лейку поставила». «Помню, в детстве пришлось разукрашивать троллейбус, - говорит Светлана. - Городские власти проводили такую акцию. И я перерисовала эту красную лейку с папиной картины».



Мордовочка



Каштом-ава



Примерка
Вроде бы простые предметы изображены на полотне: старая железная лейка с огорода, ромашки. Но как это сделано! За счет основательной формы цилиндра, концентрированного оранжевого цвета фрагментарно изображенной леки, наклоненной вправо, создается некое напряжение сдавленной пружины в нижней части картины. Это напряжение переносится желто-белым салютом расчерченных тоненьких линий стебельков в левый верхний угол за пределы композиции. Лейка кажется зооморфным существом с хоботом слона, всасывающим своим раскрытым блюдцем-экраном земную энергию в свое бездонное чрево, где происходит трансформация и выход в виде цветов чистой космической энергии. Ромашки как бы образуют воздушную дорогу цветов, по которой дух, проходя земной аспект бытия, устремляется ввысь. Таким образом, картина обладает метафизическим свойством… Снова метафоричная дорога. Изображаемый процесс по свойствам напоминает мой комбайн, собирающий души и отправляющий их к солнцу. Наверное, автор и не подозревал, что в его лейке скрыто столько смысла. Написал просто натюрморт, а получилось что-то большое. Чаще случается противоположная ситуация. Например, тот же памятник Петру Первому. Должен был вырасти великий образ государственности, а получилась пародия на наше время, ставшая притчей…



Нестеров с дочерью изобрели оригинальную живописную технику. «Очень интересная. Второй раз не получится сделать так же, - поясняет Владимир Петрович. - На одной всероссийской выставке дядечка из приемной комиссии долго изучал работу, пытаясь разгадать секрет. А у нас все случайно получилось. Однажды Света вытерла кисть старой крепдешиновой тряпкой и выкинула ее в мусор. Тряпка прилипла к бумаге, оставив интересный след. Я подумал: а что если этот прием использовать в работе? Так родился новый метод…»



Спелое яблочко
Учеба на отделении дизайна внесла свои коррективы в живопись художника. Пришла некая условность, стилизация, оригинальность композиции, плакатность. И это хорошо, всегда радуют новые поиски, нестандартные решения. Хочется отдельно сказать о приятных сдержанных цветовых соотношениях многих работ, выполненных гуашью - одним из самых любимых материалов художника…



С дочерью и внуком
Особое место в его творчестве занимают работы на военную тему. В семье Нестеровых память о войне - не пустой звук. Отец пришел с фронта, получив ранение, а мать побывала в плену. В натюрморте «Дедушкин сундук» художник раскрывает тему памяти, связи поколений. Использует тот же прием, что и в картине с лейкой. Фрагментарно изображает открытый старый сундук, в котором хранится военная форма его родных…



Владимир Нестеров
Картины Нестерова становятся порталами в прошлое к самому себе, к тому, что действительно дорого. Они не констатируют историчность событий, не удивляют своей монументальностью и остротой тем. Они просто радуют и затрагивают струны души. Пройтись по деревянному мостику, спрятаться в цветущем палисаднике, открыть старый сундук - все это охраняет нас от неких излишеств и монстров. Вот и я на мгновение представил, как памятник Петру Первому уменьшается до размеров маленького ботика и зарастает ромашками. На палубу запрыгивает черный кот с картины Мане и отдает мне швартовый канат. И вырисовывается такая картина: кораблик по воде бежит, а я прогуливаюсь по набережной…

Сергей Суворов
«Столица С», Мордовия, 20 сентября 2016

живопись, художники, творчество и промыслы, поколения, поволжье, воспоминания, регионы, ссср, культура, искусство, мордовия, современность, семья, жизнь и люди, биографии и личности, россия, мастер

Previous post Next post
Up