Дух театра - в образцовской кукле / К 85-летию

Aug 02, 2016 18:50

Ещё о куклах и ещё музеи и выставки Москвы

Юбилейный сезон в Театре кукол Образцова
Театр кукол имени Сергея Образцова / Символы русской культуры / Статья 2015 года

Кукольный театр, созданный Сергеем Образцовым, в 2015 году отмечает юбилей - в театре идет 85-й сезон. ©По теме: Современные кукловоды | Мастер на все куклы | Куколки добрых душ



Жизнь за кулисами, исторические куклы и новые спектакли - в нашем обзоре.Принято говорить, что театр начинается с вешалки, но Театр кукол имени Сергея Образцова начинается с фасада и уникальных часов, ставших одним из его символов. Каждый час открывается дверца одного из домиков и кукла-животное приветствует собравшихся зрителей под музыку «Во саду ли в огороде» в аранжировке Никиты Богословского. Ровно в полночь и в полдень все 12 зверей появляются в полном составе.




2.
Юбилейный 85-й сезон театр отмечает несколькими новыми спектаклями для разных возрастов - «Ежикино лето», «Аленький цветочек» и «Три поросенка» уже в афише, премьера «Дон Кихота» назначена на 2016 год.

Работа над кукольным спектаклем одновременно и похожа на постановку в драматическом театре, и отличается от него. Сначала за дело берется художник - рисует эскизы, вместе с режиссером придумывает кукольный мир. «Художник и режиссер рассказывают, что они хотят, показывают эскиз, скульпторы лепят головки, затем по этой форме мы отливаем слепки и начинаем "машеровать": по гипсовой форме создавать куклу из папье-маше. Потом кукла попадает к механикам, которые заботятся о том, чтобы она могла двигаться, открывала рот и вертела головой, после чего она снова приходит к нам. Мы создаем корпус, руки, обтягиваем, расписываем - так процесс и идет», - рассказывает Вера Чернецова, руководитель мастерской театра. Для одного спектакля может изготавливаться от 4-5 кукол, как в «Старом сеньоре», до двухсот, как в «Необыкновенном концерте». Большой «штат» будет и в новом спектакле «Дон Кихот» - уже сейчас художники и мастера пытаются воплотить в куклах фантазии благородного идальго, сделать зримыми и осязаемыми всех чудищ, которые ему привиделись.



3.
Недавнюю премьеру - спектакль «Три поросенка», который идет на малой сцене - поставила режиссер Екатерина Образцова, внучка основателя театра. «Спектакль делался достаточно быстро, - рассказала она, - так как героев в нем немного. Зато куклы все работают: руки-ноги и пятачки у них крутятся, и это считается классикой кукол театра Образцова. Это постановка для маленьких детей, и они должны верить, что перед ними - живые существа». Спектакль поставлен по сказке Сергея Михалкова, который перевел и адаптировал английскую сказку. По словам Екатерины Образцовой, ее дед и Михалков были хорошо знакомы. Поэт мог разбудить режиссера звонком едва ли не среди ночи, чтобы почитать свеженаписанного «Зайку-зазнайку».



4.В кукольном мире нет ничего случайного, все детали - «говорящие». Трудяга Наф-наф одет в рабочий джинсовый костюм, а остальные поросята - праздные - в канотье и бантиках. Чучело, что стоит на огороде, похоже на волка. В чучеле живет ворона, которая предупреждает поросят об опасности, вступает в противостояние с волком, мешает ему их съесть - самый веселый персонаж, которого не было в сказке Михалкова, но в спектакле у нее важная роль



5.Вера Чернецова, руководитель мастерской №1, с куклой волка из спектакля «Три поросенка»



6.«Изнанка» спектакля «Три поросенка». Актерам приходится непросто - тяжело держать куклу на вытянутой руке более пяти минут

«Дух театра - в образцовской кукле», - считает директор театра Ирина Корчевникова. Это тростевая кукла, самая сложная в работе. Небольшие и региональные театры чаще всего работают с планшетной куклой, многие - с марионетками, которым нужно немного места и они проще в управлении. Тростевая же кукла требует особой квалификации - ее ведут несколько человек, иногда - одновременно трое, и их действия должны быть синхронными.

Спектакль «Аленький цветочек», премьера которого состоялась в декабре, готовился с лета. Главный режиссер театра, лауреат «Золотой маски» Борис Константинов, придумал для постановки очень эмоциональный мир: «Я хотел бы, чтобы сегодняшний маленький зритель услышал песни, музыкальные инструменты, чтобы не только прошла сюжетная линия Аксакова, а было минимальное количество слов и больше присутствовала визуальная картина. Мне как режиссеру хочется, чтобы зрители больше чувствовали и переживали».



7.Несмотря на то, что «Аленький цветочек» - популярная детская сказка Аксакова, в театре Образцова это первая ее постановка



8.Купец, переживший кораблекрушение, оказывается в царстве Чудовища



9.Специально для «Аленького цветочка» была придумана ширма-юбка, которая снимается и превращает куклу Настеньку в живую девушку, которая уходит из родительского дома



10.Главная женская роль в спектакле на равных распределена между куклой и актрисой театра Екатериной Малетиной

Изначальной задачей театра, созданного в 1931 году, было не столько развлечение, сколько воспитание и развитие кукольного жанра - театр должен был стать своего рода лабораторией. А чтобы сделать новые постановки доступными широкому кругу, театр был «передвижным» - машина с надписью ГЦТК (Государственный центральный театр кукол) развозила актеров по московским дворам, паркам, школам, домам культуры, где и проходили представления. Кстати, тогда в штате театра было всего 12 человек, а руководил им с первого дня и на протяжении шестидесяти с лишним лет Сергей Образцов.

Личностью он был неординарной - учился живописи во ВХУТЕМАСе у передвижника Абрама Архипова и блестящего графика Владимира Фаворского, работал как актер у Немировича-Данченко в Музыкальной студии МХТ. А к началу 1930-х годов стал известен как мастер пародийных эстрадных номеров с куклами. Из этой смеси художественного, музыкального и ироничного и родились самые известные спектакли Образцова, многие из которых идут в театре до сих пор и собирают полные залы (взять хотя бы знаменитый «Необыкновенный концерт», придуманный в 1946 году).



11.
Об истории не только спектаклей Образцова, но и мирового кукольного театра в целом рассказывает музей театра. Датой его основания считается 16 сентября 1937 года, когда театр получил помещение на площади Маяковского (в нынешнее здание на Садовом кольце театр переехал позже, в 1970 году). На сегодняшний день музей - один из крупнейших в мире, в его фондах хранится более пяти тысяч театральных кукол всех известных систем, а также архивные документы, афиши, плакаты, эскизы кукол, декораций и костюмов.



12.Одна из старейших кукол, представленная в музее, - Тяпа, «самый старый ребенок в мире». С этой куклой Образцов сделал множество эстрадных номеров. Интересно, что трогательное лицо Тяпы с пухлыми щеками очень напоминает самого Сергея Владимировича



13.Знаменитый шарик-голова для сольного номера Образцова «Мы сидели с тобой у заснувшей реки» надевался на палец актера, а рука служила телом куклы. В одной из статей Образцов писал о том, что «форма головы куклы как бы стремится к простой форме шарика» и что «руку кукловода, которая является душой, кровью, жизнью куклы, нужно как можно меньше загружать костюмом, материя должна быть мягкой, легкой, простой, не отягченной рукавчиками, кружевами и всякими мелкими натуралистическими подробностями, для того чтобы движение не было скрыто». Теперь же рука с шариком на указательном пальце - эмблема театра



14.В 2007 году во время реставрации ширмы «Гиньоль» была обнаружена бирка, указывающая, что ранее ширма находилась в игральной комнате цесаревича Алексея в Александровском дворце в Царском Селе



15.Еще одна интересная деталь выяснилась во время реставрации кукол французского театра «Гиньоль» - оказалось, что многие из них похожи на знакомых и близких царевичу людей: Капрал - на императора Николая II, чернокожий Арлекин - на Распутина, Невеста - на императрицу. Есть здесь и куклы, напоминающие самого юного наследника, его няню и близкого друга семьи, князя Горчакова. В 2015 году оригинальные кукла и ширма отправились на постоянное хранение в ГМЗ «Царское Село», в музее кукол им. С.В. Образцова представлены точные копии



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



28.В 2006 году рядом с театром появился памятник его основателю Сергею Образцову. Отлитый в бронзе Александром Балашовым монумент - увеличенная копия фарфоровой фигурки, которую в середине прошлого века сделал скульптор Илья Слоним. В руке у Сергея Образцова - Кармен, одна из его любимых кукол для сольной программы. С Кармен Образцов посетил Тегеранскую конференцию в 1943 году и выступал в Иране перед «большой тройкой» (Сталин, Рузвельт, Черчилль)

Текст: Любовь Пуликова, фото: Олег Грицаенко
«Культура и досуг в Москве», 23 декабря 2015

интересно, игры и куклы, 20-й век, правители, фольклор, наследие, символы, известные люди, искусство, ссср, культура, юбилеи, кино и театр, романовы, детство, современность, сказки и эпос, история, эпохи, даты и праздники, музеи и выставки, российская империя, фото и картинки, биографии и личности, россия, москва

Previous post Next post
Up