Наследие старой Москвы. Усадьба Кусково #2 Интерьеры

Apr 26, 2016 12:26

Ещё достопримечательности Москвы
Оригиналы - здесь, здесь, здесь, здесь, здесь - взяты у deadokeyСкрытые от глаз интерьеры библиотеки усадьбы Кусково
Летопись русской усадьбы

Во дворце усадьбы Кусково - известном имении рода Шереметевых, всегда много посетителей. Многочисленные гости всегда находятся под большим впечатлением, гуляя по комнатам главного дома, разглядывая интерьеры и музейные экспонаты прошлых веков. Среди взрослых людей, посещавших усадьбу еще в 1970-х годах, ходят слухи о закрытых помещениях, в которые сейчас никого не пускают.Ещё в Кусково



А есть ли эти комнаты на самом деле? Правда ли, что за некоторыми загадочными дверьми находятся секретные залы, которые скрывают загадки? Да, такие помещения есть! Это Диванная и Библиотека. И если диванную мы хоть как-то можем увидеть, не переступая порога комнаты, то библиотека всегда остается загадочным хранителем коллекций Шереметевых.После просмотра фотографий закрытой комнаты, не забудьте также обновить аудиогид izi.TRAVEL по Кусковскому дворцу. В нескольких комнатах к голосу экскурсовода Гаянэ Аветян добавилось музыкальное сопровождение. Сотрудник музея, отлично знающая историю рода Шереметевых, подобрала музыкальные композиции для нескольких залов. Прогулка по Малиновой гостиной стала интереснее со звуками французского менуэта. А знакомство с Кабинетом-конторкой более познавательно с музыкой Моцарта. Какие еще комнаты обновили свое звучание, вы узнаете в аудиогиде.

Дата фотографий: 2015 год, 2 сентября.



2.Диванная и Библиотека. Узкая жемчужно-голубая Диванная служила для дворянского рода проходной в такую же небольшую, но нарядную и запоминающуюся бирюзовую Библиотеку.



3.Коллекция библиотеки спрятана от глаз посетителей. Ее убранство во Дворце по праву признается маленьким, но уникальным шедевром искусства художественного интерьера XVIII века.



4.В застекленных встроенных шкафах находятся забавные безделушками из фарфора, стекла, слоновой кости и перламутра.



5.Дверь - "Обманка" состоит из двух округлых створок, соединенных крошечным переходом с «потайной» дверью Личной уборной. Изображение подзорной трубы указывает на «научное» происхождение экспонатов Библиотеки XVIII века.



6.Новые веяния французского Просвещения XVIII века отражены в интерьере комнаты. Создается ощущение, словно «Вольтер, сидит на стуле, а перед ним на столике книги», а рядом «Руссо Жан-Жак сочиняет ноты».



7.В настоящее время в витринах представлены редкие произведения декоративно-прикладного искусства и фарфоровой пластики русских и западноевропейских мастеров XVIII века.



8.Коллекция фарфора.



9.Чайный сервиз.



10.Фигурки из фарфора.



11.Тигр на охоте.



12.Лев с добычей.



13.Стеклянный встроенный шкаф с фигурками из фарфора и ниша со скульптурой.



14.Ниша со скульптурой.



15.Легкие гирлянды из крупных и мелких раковин украшают нишу. В окружении раковин установлена мраморная «головка» на изящном, также убранном ракушками постаменте.



16."Гирлянды" из раковин в нише. Интерьер комнаты словно продолжает тему, заданную Гротом - одним из парковых павильонов усадьбы.



17.Кресло XVIII века.



18.Детали кресла.



19.



20.Библиотека, в которой не было книг, служила своеобразным домашним музеем, где хранились фамильные «раритеты».



21.



22.



23.Тонкая лепнина темно-синим кружевом покрывает поверхность карнизов.



24.
Кусково. Комната-музей Прасковьи Жемчуговой или Музыкальная гостиная в кусковском Дворце

В Кусково есть отдельный вход во Дворец, сделанный в свое время графом П.Б. Шереметевым для своего сына Николая Петровича. Эти покои были закрыты для гостей и хозяева могли здесь уединяться. Граф любил играть в этих стенах на музыкальных инструментах и совершенствовать свое мастерство. А на рубеже XIX-XX веков внук Прасковьи Жемчуговой, Шереметев Сергей Дмитриевич, в этих покоях создал музей своей бабушки: им были собраны личные вещи и портреты известной актрисы. После рассказа про часовню, поставленную на месте встречи крепостной актрисы и графа, давайте посетим комнату Прасковьи Жемчуговой в кусковском Дворце.



25.
Дата фотографий: 1 сентября, 2015 год.

В северо-восточной части кусковского Дворца, созданной в 1780-х годах, скрываются две гостиные, кабинет и спальня. В эти помещения с улицы был сделан отдельный вход. Комнаты предназначались для сына и наследника владельца Кусково, графа Николая Петровича.



26.Музыкальная гостиная в покоях графа.

Музыкальная гостиная была закрыта для гостей и граф, являвшийся страстным театралом и прекрасным виолончелистом, мог здесь уединяться.



27.Музыкальную гостиную еще называют комнатой-музеем Прасковьи Жемчуговой.

Портрет известной актрисы, графини Прасковьи был написан после ее смерти как своеобразный портрет-документ, основная задача которого засвидетельствовать "законорожденность" наследника тайного брака.



28.Николай Аргунов (1771-1828). Портрет графини П.И. Шереметевой в полосатом халате. 1803 год.

Композиционным и смысловым центром музыкальной гостиной был стол для октета - ансамбля из восьми музыкантов, одним из которых был сам граф. Николай Петрович совершенствовал свое врожденное мастерство, беря уроки у лучшего музыканта Гранд Оперы - Ивара. Из воспоминаний графа И.М. Долгорукого: «Это составляло главнейшую страсть его во всю жизнь; он и при отце, когда холопы их играли всякую неделю оперы, бросал гостей, садился в оркестр за свой контрабас и тотчас после театра уходил в свои комнаты, не приветствуя никого из посетителей родительского дома».



29.
В прошлом рассказе было небольшое расследование, как же встретились граф Николай Петрович Шереметев с крепостной Прасковьей Ковалевой? Возле села Уславцево или уже в доме графа в Кускове? Если граф действительно решил увековечить память о Прасковье, поставив часовню на месте их встречи возле села Уславцево, то встретиться они могли там только в одном случае - когда Прасковье не было и года, а ему было 17 лет по приезду в усадьбу Вощажниково.



30.
В Вощажниково был конный завод, а молодому графу предстояло большое путешествие в Европу, которое состоялось в 1769-1773 годах. Прасковья родилась в деревне Березино села Вощажниково Юхотской волости, Ярославской губернии в 1768 году. И вероятнее всего, молодой граф мог встретить семью Ковалевых, отправлявшихся по указанию его батюшки - графа Петра Шереметева в Кусково, где создавался роскошный ансамбль. Б.П. Шереметев нуждался в самых лучших мастеровых, в связи с чем и вызвал семью кузнеца Ковалева в Кусково. Возможно кузнец молодому графу чем-то помог в дороге или наоборот, но тем не менее - эта удивительная встреча с маленькой дочкой кузнеца состоялась. Но было ей на тот момент меньше года!



31.Из музыкальной гостиной можно пройти в спальню графа, интерьеры ее я покажу в следующем посте.

Покои графа, сохранившие его голос и музыку, стали своеобразным музеем, посвященным смыслу, успеху и трагедии его жизни - театру и его жене, бывшей крепостной актрисе Прасковье Ивановне Ковалевой, по сцене - Жемчуговой, в замужестве - графине Шереметевой.



32.
Здесь находятся портреты известной актрисы, вещи, которых могли касаться ее руки, книги, которые она могла читать, иконы, что она почитала. Всю эту коллекцию на рубеже XIX-XX веков собрал в усадьбе внук Прасковьи Жемчуговой, граф Сергей Дмитриевич. Самые первые описи усадьбы Кусково, ставшей музеем, составленные в 1919 году, свидетельствовали, что Музыкальная гостиная графа Николая Петровича была для семьи Шереметевых не только одной из многих парадных гостиных Дворца, но и имела особое назначение - в зримых образах, вещах и книгах хранить историю семьи.



33.
Музейная экспозиция, собранная графом С.Д. Шереметевым, просуществовала примерно до 1927 года. Подтверждением тому служат созданные художником П. Петровичевым в 1920-х годах виды гостиных кусковского Дворца. Живописец запечатлел в том числе и Музыкальную гостиную, называвший ее «Гостиной в стиле жакоб» (1925 год) (оригинал картины находится в этой комнате, ее можно заметить на фото №3).



34.
Спустя несколько лет после открытия отреставрированных Покоев графа Николая Петровича, выполнили также реконструкцию «семейного мемориала графа Сергея Дмитриевича», несколько расширив его экспонатами музея, посвященными театру, его владельцам и актерам.



35.
В основе художественного решения убранства гостиных находится сплетение двух лейтмотивов: крепостной театр графа и судьба одной из его выдающихся актрис.



36.
Утраченное в XIX веке здание кусковского театра в английском парке и специфическая экспозиция Воздушного театра (под открытым небом) не позволяли музею «держать открытой» одну из интереснейших страниц жизни усадьбы. Созданная вначале, как выставка «Храм добродетели душа ее была...», посвященная дебюту крепостной актрисы, выставка стала постоянной тематической экспозицией, занимая достойное место в ряду дворцовых интерьеров.



37.
В 1797 году графу Шереметеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала. В связи с этим граф переехал в Петербург, забрав с собой лучших актеров своей труппы. Переезд в столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез), в результате чего она потеряла голос. В связи с этим Николай Шереметев окончательно распустил свой театр, назначив, по просьбе Прасковье, актрисам приданое.



38.
Прасковья Ковалева-Жемчугова по образованию и манерам ничем не устала самым знатным дамам России. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Она легко могла стать хорошей парой для графа Николая Шереметева, если бы только не почти пожизненное клеймо крепостной.



39.Собственноручная вышивка графини Прасковьи Ивановны Шереметевой / Учитывая, что вместе с Николаем Петровичем Шереметевым, они были вместе 22 года, а здесь 22 цветка, то можно предположить, что каждый цветок означает год их совместной жизни. Последние три года вышиты золотом: 1800 год обручения, 1801 год венчания, 1802 год она носит под сердцем сына графа.

Американский писатель Дуглас Смит написал четыре книги о России, одна из них посвящена Прасковьи Жемчуговой и называется "The Pearl: A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia" (Жемчужина: Правдивая история о запрещенной любви во времена Екатерины Великой". Описание книги можно посмотреть на сайте автора, а купить и почитать отзывы можно на Amazon.
Кусково. Спальня графа Николая Петровича Шереметева

В северо-восточной части Дворца находятся комнаты, в которые можно попасть только в теплое время года. Эти покои были созданы в 1780-х годах для сына и наследника владельца Кусково, графа Николая Петровича. Покои графа состоят из четырех комнат: две гостиные, кабинет и спальня. Одну из гостиных, в которой сейчас разместился музей Прасковьи Жемчуговой, вы видели в предыдущей части. Рядом с ней и находится "спальня графа".



40.
Дата фотографий: 2015 год, 1 сентября.



41.Из спальни можно попасть в музыкальную гостиную и далее в анфиладу Дворца.

П.И. Ковалева-Жемчугова выступала перед царствующими и знатными особами: императрицей Екатериной II, императором Павлом I, польским королем Станиславом Августом Понятовским, графом Сегюром. Все были очарованы молодой актрисой с первой же сцены, когда она, осыпанная бриллиантами, в рыцарском уборе, появлялась стоя на колеснице. Екатерина II после выступления вручила актрисе дорогой подарок.

В покоях графа Шереметева хранится много вещей связанных с Прасковьей Жемчуговой, в том числе и с ее театральной историей. В спальне находится только ее портрет работы Аргунова.



42.По сравнению с "парадной спальней", здесь все скромнее.



43.Что за этой дверью скрывается - неизвестно, возможно, хозяйственное помещение или бывшая гостиная.

Сенатор, тайный советник, Николай Петрович Шереметев по воцарении Павла I занимал видное место при дворе - он был обер-гофмаршалом, а затем обер-камергером. С 1797 года граф - командор Мальтийского ордена, обосновавшегося по воле Павла I в России.



44.Из спальни можно было пройти в кабинет или выйти на улицу.

Прасковья Жемчугова дебютировала в качестве актрисы в неполные 11 лет. Ее талант и красота голоса (лирико-драматического сопрано теплого тембра, отличавшегося изяществом колоратуры) определили творческий успех актрисы.

Крепостная певица стремилась преодолеть условность многих партий, порой создавая свои варианты речитативов, арий и пассажей. Ее талантливая импровизация фиксировалась в оперных партитурах крепостным композитором и капельмейстером С.А. Дегтяревым. Главной ролью, где талант трагической актрисы особенно ярко проявился, была партия Элианы в опере А.-Э. Гретри - “Самнитские браки”.

Артистизм и великолепные вокальные данные позволили ей сыграть девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся своего права через героический подвиг. Впервые в этой роли Прасковья Жемчугова выступила в 1785 году, после чего она исполняла ее на протяжении 12 лет. Гениальную актерскую игру дополняли роскошные декорации и богатые костюмов этого спектакля. По описанию управителя театра А. Агапова, костюм Элианы, запечатленный на пастельном портрете Прасковьи Жемчуговой, состоял из флеровой сорочки, атласной белой юбки с золотой и серебряной бахромой. Мантия на зеленой атласной подкладке и корсаж были расшиты золотом, рукава украшены серебряным кружевом. На голове - нарядный шлем - “шишак” с белыми и голубыми страусовыми перьями, украшенный блестками и большим сердоликовым камнем.



45.



46.Портрет Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой. Николай Иванович Аргунов, холст, масло

«Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, - писал Н.П. Шереметев, - столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения».



47.
В последний путь Прасковью Шереметеву провожали актеры, музыканты, слуги поместья и крепостные. Шествие замыкал совсем седой, хоть и молодой мужчина с маленьким ребенком на руках. Господа из высшего общества, которые всю жизнь восхищались голосом актрисы, проститься с ней не пришли, посчитав ниже своего достоинства признать бывшую крепостную графиней.
Кусково. Кабинет графа Николая Петровича Шереметева

В личных покоях графа Николая Петровича Шереметева (куда входят: Прихожая гостиная, Музыкальная гостиная, Спальня и Кабинет) развернута Выставка " Храм добродетели душа её была..." - это одна из строк Эпитафии на могиле Прасковьи Ивановны. Идея создания этого камерного мемориала принадлежит внуку Шереметевой - графу Сергею Дмитриевичу, последнему перед революцией, владельцу Кускова. Представленные здесь портреты, обстановка, личные вещи Шереметевых, нашли свое отражение в документах-описях 1919г., фиксировавших предметы Дворца при передаче усадьбы графом Сергеем Дмитриевичем Советскому государству.

В 1980-е годы в комнатах северо-восточной части Дворца была проведена реставрация: были восстановлены интерьеры и скульптуры-бюсты. На предыдущую часть по Спальне я получил много сообщений и комментариев от самих реставраторов, поэтому дальше привожу цитаты экспертов.



48.
Дата фотографий: 2015 год, 1 сентября.



49.
Владимир Яковлев: - "Личные покои закрыты в зимнее время, иногда и в летнее, публикаций мало по ним! Наша мастерская в ВХНРЦ работала с гипсовыми бюстами-моделями Шубина, которые выставлены "на этой половине". Я выкладывал фото- бюсты в интерьере... Очень интересно, мраморные находятся в "парадном зале", а модели к ним на замечательных постаментах-консолях в кабинете!"



50.



51.
Сергей Куликов: - "В 1982 году, в составе авторского коллектива ЦНРПМ, тогда ещё НИПМ в/о "Союзреставрация", я занимался проектом реставрации интерьеров главного здания усадьбы, и именно это помещение было предметом моей работы. Стол с чертежной доской стоял прямо там, у окна. Было замечательно".



52.
В кабинете висит фотография портрета графа Н.П. Шереметева, 1871 года. На портрете работы В.Л. Боровиковского (1818-1819 годы) граф указывает на построенный по проектам архитекторов Е. Назарова и Дж. Кваренги Странноприимный дом «для призрения бедных, старых и немощных», превращенный им в монументальный памятник своей жене. «Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, - писал Н.П. Шереметев, - столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения».



53.
Сергей Куликов: - "Работы при реставрации велись в том числе по ракрытию красочных слоев. Вели работы тогда специалисты мастерской декоративно-прикладного искусства, руководитель Селивонина Л.И. Главным архитектором проекта была Лариса Александровна Соболева. Это по зданию в целом, а по интерьерам, там была достаточно разношерстная команда. Думаю, что в архиве должные быть следы этой работы, я давно не касался этой темы. Последнее, что организация вела - это Большая оранжерея и Грот. Можно уточнить наличие в архиве".



54.
Наталья Троскина: - "Лариса Александровна Соболева руководила всеми объектами в Кусково. Во дворце ее сменила О.С. Горбачева, а затем Н.В. Сибиряков."



55.
Кусково. Буфетная и тайная комната

В кусковском дворце праздничные обеды устраивались в столовой, центром которой был большой стол. Посуды было так много, что для нее отводилась специальная комната - буфетная. Она примыкала к столовой и в ней хранились посуда и приборы. Из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее в буфетную доставляли готовые блюда, и дальше подносили гостям в столовую.

Сейчас посетителям Большого дома в Кусково нельзя попасть в эту комнату, кусочек буфетной можно рассмотреть, находясь в столовой. Для посещений она закрыта. Но, чтобы увидеть находящиеся в комнате образцы фарфора XVIII века, печь и две потайные двери, можно посмотреть мой пост...



56.
Дата фотографий: 2016 год, 30 августа.



57.Для организации банкетов во дворце был оборудован специальный зал с буфетной комнатой.



58.Буфетная примыкала к Столовой и служила для хранения посуды и столовых приборов.



59.Образцы фарфора (Россия, Западная Европа, XVIII в.).



60.В буфетную доставляли готовые блюда из кухни и дальше подносили гостям в Столовую. Перед приборами каждого гостя было принято ставить небольшой букет, каждый из которых нес персональное пожелание гостю. Зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание. Сам стол поражал не только количеством и изысканностью блюд, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.



61.О начале каждого торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел. Пушки находились под окнами банкетного зала. За их залпом следовали выстрелы с яхты, которая плавала в Большом пруду.



62.В особо торжественных случаях стол могли сервировать не только в Столовой, но и в любом танцевальном зале главного дома - в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее.



63.Эта дверь ведет на улицу. Сюда вносили блюда, приготовленные в соседнем кухонном флигеле.



64.В шкафах-буфетах выставлена русская и западноевропейская столовая и десертная посуда XVIII века.



65.Вид из буфетной в столовую.



66.Еще больше загадок оставляет вот эта комната...
_______

Ссылки:
- КУСКОВО. К 90-летию музея-усадьбы [Науч. ред. Л. В. Сягаева ; ред. М. М. Богданович] Издательство: Тритона, 2012 год Мягкая обложка, 296 стр.
- http://www.kuskovo.su/
- http://nashe-nasledie.livejournal.com/1733920.html
- http://venividi.ru/node/6524

Спасибо, есть что добавить?

интересно, 20-й век, правители, живопись, ретро и старина, архивы_источники_документы, наследие, народ и элиты, экскурсии, известные люди, ссср, культура, искусство, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, города и сёла, современность, история, эпохи, музеи и выставки, российская империя, фото и картинки, биографии и личности, москва

Previous post Next post
Up