Ещё о
путешествующих Экстремальный перелет через Альпы
Лента Конюхова Федора Филипповича / Наши люди
Фёдор Конюхов: - 18 января я совершил командный перелет через Альпы с севера на юг из Германии в Италию.
©Ещё с
Конюховым Федор Конюхов. Перелет через Альпы. Фото: личный архив
Этот полет стал для меня очередным этапом подготовки сразу к двум экспедициям: полету с Северного полюса до материка, который я запланировал на апрель 2016 года и кругосветному полету на шаре «Мортон», который как вы знаете, состоится в июне 2016 года.Перелет через Альпы готовился так же тщательно и обдуманно как все мои экспедиции. Этот проект состоялся при поддержке фонда «Открытое море». Мы целый год ждали подходящего погодного окна. Нам был нужен устойчивый антициклон со слабым ветром у земли, (чтобы наполнить купол шара водородом) и хорошей скоростью на высоте 4-5 тысяч метров (чтобы успешно перелететь через Альпы и совершить приземление до захода солнца). По нашим расчетам требовались достаточно сильные ветра с порывами 40 км/ч.
В этот раз я полетел не один, набралась команда для двух шаров по три человека в каждом. Один экипаж составили Бенджамин Эймерс, Матиас Ценге и Леонид Тюхтяев, а на втором шаре полетел я, мой сын Оскар Конюхов и Вильгельм Эймерс.
Для старта мы выбрали город Аугсбург в Баварии, который расположен к западу от Мюнхена. Программа компьютерного моделирования предложила нам три траектории полета. Мы решили придерживаться середины и запланировали выйти на Венецию. В 2 часа утра 18 января принимающий клуб занялся наполнением шаров водородом (обычно этим занимаются сами пилоты). А нашей задачей было выгрузить оболочки и корзины из прицепа и набрать в балластные мешки сухого песка. Мой шар стартовал в 6:45 утра, а следом за нами в воздух поднялись Эймерс, Ценге и Тюхтяев.
Меня часто спрашивают, чем же различаются полеты на тепловых и газонаполненных шарах. Различие может почувствовать любой новичок уже на взлете. В то время как тепловой шар достаточно медленно набирает высоту, газонаполненный динамично взмывает ввысь. Представьте себе, мы набрали высоту 3 тысячи метров буквально за несколько минут. Но на этой высоте не было нужного нам ветра, поэтому мы немного отсыпали песок из мешков и поднялись на высоту 4 тысячи метров над уровнем моря. На пару секунд заполоскало Российский флаг, который мы взяли на борт, а затем он повис, а это означало, что наши прогнозы оправдались, и мы оказались в устойчивом потоке ветра, дующего с севера на юг, и мы двигались с его скоростью. Датчики GPS показывали, что мы летим со скоростью 46 км/ч и держим курс 180 (чистый юг). На высоте 4 тысячи метров меня поразила абсолютная тишина. Уже не был слышен шум с земли, шума от работы горелок тоже не было, и только радиообмен в эфире нарушал эту прозрачную тишину.
У воздухоплавателей есть традиция, которая берет начало со времен праотцов - выпивать бокал шампанского в полете. Но при температуре -22С° шампанского совсем не хотелось и вместо этого мы выпили по кружке куриного супа из термоса. Второй шар летел чуть западнее нас и находился в пределах видимости, мы обменивались короткими сообщениями по рации и вместе двинулись в сторону Альп. Как же красиво подсвечивает восходящее солнце вершины этих гор! Но в какой-то момент я заметил, что шар с нашими товарищами пропал с горизонта. Сначала я подумал, что они просто набрали высоту, но затем увидел белую оболочку, стремительно спускающуюся в долину. Мы забеспокоились. Вильгельм по рации связался с командой второго шара, и сквозь шум шипящего клапана мы услышали что случилось. На высоте 4 600 метров парашютный клапан оболочки внезапно начал травить, то есть выпускать газ и шар начал снижаться со скоростью три метра в секунду. Команда начала сбрасывать балласт чтобы стабилизировать падение и перевести аварийное снижение в контролируемый спуск. Мы ничем не могли помочь нашим друзьям кроме молитвы об их спасении. Наш шар уходил все глубже в Альпы со скоростью 50 км/ч, под нами уже были ледники и горы, которые мешали приземлению. Но даже если бы нам удалось сесть, то нас разделяло расстояние в 15-20 км и пара горных хребтов. Оставалось только наблюдать в бинокль как аварийный шар пересек долину, завис над склоном в предгорье Альп и затем скрылся из вида. Мы в полной тишине напряженно ждали новостей по радио. Вильгельм сохранял спокойствие, не смотря на то, что пилотом второго шара был его сын. Он лишь сказал, что во втором шаре летят опытные пилоты, и они справятся. К счастью, команда смогла приземлиться на одной из центральных улиц небольшого немецкого городка. Они успешно миновали линии электропередач, открытую воду, озера, сады, лесопосадку и городскую ратушу. Наших друзей подобрали на специальной машине, а мы продолжили путь на высоте около 5 тысяч метров, где нам пришлось воспользоваться кислородными масками.
Я не могу вам передать, насколько красивы Альпы. Эту величественную красоту не показывают в полной мере даже фотографии. В такие моменты всегда тянет пофилософствовать и поразмышлять. Но новая неудача вырывает нас из этого состояния. Вышел из строя редуктор на одном из кислородных баллонов и начал травить из всех отверстий. Мы перекрыли кислород на этом баллоне и остались всего с одним на троих человек. А так как к одному баллону можно присоединить только две кислородные маски, нам пришлось дышать по очереди. Снижаться мы не могли, под нами были пики высотой до 4 тысяч метров, которые нужно проходить с запасом по высоте, а кроме того, ниже ветер дул на север, и он потянул бы нас в обратном направлении. В таком режиме мы прошли Австрию. Впереди были Доломитовые Альпы, Италия, и мы планировали пройти над известным горнолыжным регионом Sella Ronda, но поток ветра потащил нас на юго-запад в сторону озера Гарда. Мы пересекли Доломиты с западной части и начали снижаться. А так как ветер подкручивал нас на восток, стало понятно, что посадка произойдет в районе Падуя-Венеция. К этому моменту из 25 мешков с песком у нас осталось 17. На высоте 3 000 метров мы наконец-то смогли обходиться без кислородных масок.
Нам открылся прекрасный вид: море и суда, стоящие на рейде у Венеции. В пределах видимости пролетали самолеты, которые заходили на посадку в аэропорт Марко Поло (Венеция). Нам нужно было успеть сесть до заката, команда подбора задерживалась на пару часов из-за того что ей пришлось подбирать в Германии наших товарищей. Мы спокойно выбрали площадку для посадки на проселочной дороге у реки. Наш перелет составил 395 км, которые мы преодолели за 9 часов и 45 минут.
Неожиданно из-за кустов выехала полицейская машина. Они проверили наши паспорта, пилотские лицензии и документы на шар. Как оказалось, они ловят беженцев, поэтому патрулируют окрестности. Пока мы ждали машину подбора, пообщались с местными фермерами и детьми двух полицейских.
Этот полет оказался для меня очень полезным. Мы протестировали одежду и поняли, что, отправляясь на Северный полюс нужно вносить изменения в экипировку, а также необходимо добавить запасные кислородные баллоны и маски. Кроме того, оказалось, что работа с приборами и средствами связи на морозе требует дополнительных тренировок.
Мы договорились слетать на двух шарах из Германии в Россию весной этого года. Старт планируем в районе Дюссельдорфа, а приземление в районе Пскова, протяженность маршрута составит около 2 000 километров.
Фёдор Конюхов
«Русская планета», 22 января 2016