Она утонула, они сгорели, их взорвали…

Aug 12, 2011 22:00


Россия вспоминает погибшую 11 лет назад АПЛ «Курск»
Антон ОРЕХ,
обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

11 лет назад затонула подводная лодка «Курск». Погибли все 118 членов экипажа. Когда вспоминаешь об этом, в душе снова возникает ощущение личного горя. Оно было тогда если не у всех, то у очень многих. Хотя нам не привыкать к бедам и смертям.

За эти годы мы уже перестали чему-либо удивляться. Как перестали удивляться безразличию большой страны по отношению к маленьким людям. Вспомним, моряки «Курска» уже погибли, но про это никто не знал. Их считали живыми, и их нужно было спасать. Но государство спасало свой престиж, свои секреты и, вместо того чтобы просить помощи у тех, кто был в состоянии ее оказать, изворачивалось и теряло время.
Моряки всегда были окружены особым ореолом романтики и почета. Если про армию и тогда, и теперь думали с ужасом, ассоциируя ее с дедовщиной и прочими безобразиями, то флот, при том что там тоже все было далеко от идеала, все равно считался не то чтобы образцом, но… В общем, беду, в которую попали моряки, мы приняли как свою. Да и сама ситуация, когда люди погибают на дне в закрытом пространстве, испытывая страшные муки, брала за живое.

Мы еще не знали тогда, что погибли моряки довольно быстро. Что большинство из них, наверное, и не поняли толком, что произошло. Что спасти остальных было, скорее всего, нереально и при самом благоприятном раскладе.

Сейчас, в очередную годовщину гибели «Курска», традиционно поднимают вопрос о том, что не все было расследовано правильно, что до сих пор многие моменты не ясны и утаиваются. И, возможно, неспроста.

Но именно сегодня очевидно, что никакого нового расследования не будет. «Она утонула», - сказал всему миру один известный гражданин. И она действительно утонула.

За эти 11 лет было столько аварий, катастроф, терактов, столько жертв, столько преступлений, глупости и халатности, что «Курск» и вправду утонул под грудой этих последующих нескончаемых бед и переживаний.

Но не ответив на какие-то конкретные вопросы, эта история открыла нам глаза на многие другие, не менее важные вещи. Тогдашний Путин, хамски разговаривающий с вдовами моряков и говорящий «она утонула», казался удивительным. То есть за два года его правления мы уже успели многое про Владимира Владимировича понять. Но с «Курском» он предстал при полном освещении - какой есть.

В итоге государство тогда нашло «прекрасный» выход из положения, заплатив семьям погибших моряков подлодки рекордные по тем временам компенсации. Жертвы других происшествий были даже обижены - им-то заплатили копейки или не заплатили вовсе.

С тех пор цена человеческой жизни определена. Миллион за покойника. Государство не скупится. Денег у него много. Мы не пытаемся чинить разваливающуюся страну, не пытаемся разобраться в причинах - мы просто платим. Всем по миллиону - и до свиданья. Она утонула, они сгорели, их взорвали…

Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева


"Курск": за 11 лет разгадка так и не всплыла
Почему многие катастрофы российского ВМФ, случаются именно в августе? 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Злой рок преследует флотских в этот месяц. Но если с "К-159" и "АС"-28 более или менее все ясно, то по "Курску" до сих пор полыхают страсти.

Сегодня в Северодвинске, в городе, где на военной верфи "Севмаш" была построена атомная подлодка, отметили одиннадцатую годовщину гибели АПЛ "Курск" траурным митингом на воинском мемориале острова Ягры. Строй подводников прошел мимо Скорбного камня, посвященного атомоходу. Это самый первый памятник в России "Курску" и его экипажу.

Представьте себе -- постамент был установлен уже на 40-й день гибели АПЛ "Курск"! Гранитный камень был привезен с Кольского полуострова… Тогда казалось - ну все, сейчас закончится следствие, и всем все станет ясно - почему погиб "Курск", гордость российского ВМФ. Но даже после поднятия лодки со дня Баренцева моря, после долгого следствия и оглашения его официальных результатов у многих профессионалов-подводников вопросы все-таки остались.

Сегодня на военно-морских интернет-форумах, на которых общаются причастные к этой сфере специалисты, вновь всплыла, простите за каламбур, тема затонувшего "Курска". Причины трагедии до сих пор до конца неизвестны. Но сегодня, в день годовщины, почему-то вспоминается самая, так сказать, кошмарная версия гибели нашей атомарины.
Помнится, ровно через два года после гибели АПЛ "К-141" (это так называемый оперативно-тактический номер "Курска") "Правда.Ру" первой из российских изданий опубликовала фрагменты аналитической записки российских ученых-концептуалов, в которой содержались довольно неожиданные выводы о причинах гибели корабля. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на записку до сих пор так и не появился.

Тогда впервые была сделана попытка привести доказательства того, что наша атомная подлодка погибла в результате так называемого боевого столкновения с иностранной субмариной. То есть "Курск" погиб из-за прямого попадания в его корпус боевой торпеды! Тогда же в интернете появились снимки, на которых ясно видно, что края легкого корпуса "Курска" в том месте, где были наибольшие разрушения, вогнуты внутрь, а не выгнуты наружу, как было бы при внутреннем взрыве торпеды. Французы сняли на эту тему даже специальный фильм.

Самая кошмарная, казалось бы, версия гибели нашего боевого корабля до сих пор шокирует. За прошедшие годы эту "боевую" версию никто официально не опровергнул. Ситуацию с "самой кошмарной версией" комментирует "Правде.Ру" давний автор нашего издания, известный военно-морской историк и публицист, капитан первого ранга Сергей Апрелев:

"Наиболее вероятный вариант развития событий, приведший к известному результату (гибель нашей АПЛ), по мнению авторов того нашумевшего исследования, мог быть следующим. Накануне прихода "Курска" в район учений лодка блока НАТО перехватила сообщение с надводных кораблей, что рано утром будут производиться торпедные стрельбы по подводным целям.

По разным данным, в районе учений находились две американских атомных субмарины - "Мемфис" и "Толедо", они вели традиционное слежение за нашими кораблями. Командиры лодок НАТО объявили боевую готовность. Командир "Курска", к сожалению, не мог знать, что в данном квадрате могла находиться "чужая" лодка. Он, согласно плана учений, выпустил торпеду. И, к сожалению, это суровый закон подводной войны: если в тебя стреляет неизвестный, то ты обязан стрелять не думая, ибо выбора нет. Или ты - или он.

В данном случае, по версии авторов аналитического обзора по "Курску", "наша" торпеда пошла в направлении "их" субмарины. Из практики, идущей ещё со времён Второй мировой войны, американцы предпочитают стрелять залпом из четырёх торпед. В данном случае одна из них была торпедой-имитатором, которая перехватила нашу торпеду и увела её в сторону от лодки НАТО.

Командир "Курска", получив доклад, что в их сторону идут три торпеды, решил уклониться. Всё это происходило не столь быстро, так как громоздкость и неприспособленность к скоростным действиям "Курска" не позволяла уйти от удара в скоростном режиме. Первая торпеда ударила в днище второго отсека, оставив характерный след.

Вероятнее всего, по мнению авторов обзора, началом трагедии явился именно этот торпедный удар, перебивший часть основных воздушных магистралей. Не нужно забывать, что лодка шла на всплытие. То есть шла интенсивная продувка всего балласта. Третья торпеда прошла вдоль палубы, не причинив особого вреда. Далее, пройдя положенную ей дистанцию, она самоликвидировалась.
В результате больших потерь запасов воздуха "Курск" получил опасный дифферент на нос. Четвёртая торпеда, догнала "Курск" уже на дне. Далее, осознав случившееся, командир лодки НАТО приказал выпустить всплывающие буи и, уйдя на максимально возможную в данном районе глубину, малым ходом, бесшумным, ушёл из района учений.

Через некоторое время уже рыбацкая шхуна, зайдя якобы случайно в район учений, радиосигналом ликвидировала сигнальные буи. Всё это командир лодки "Х" делал чисто автоматически, действуя подсознательно. Их так учат. Вот, собственно, краткое изложение того сенсационного обзора по "Курску", который был представлен после гибели подлодки руководству страны.

В принципе, в случае с "Курском" имеет право на существование, любая версия его гибели. Правда, вот чем отличается от остальных версия об уничтожении "Курска" иностранной субмариной: ее никто даже не пытался официально опровергнуть. Поневоле задумаешься…

Добавлю, что, по теории вероятности, когда действия монотонно повторяются, то рано или поздно наступает катастрофическая ситуация. В мировом океане последнее время скопилось очень много боевых подводных кораблей. На них служат обычные люди. И когда долгое время они находятся в состоянии боевой готовности и готовности к катастрофе, то она, катастрофа, всё же наступает…"

Андрей Михайлов
 По выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины. Комиссия, работавшая более двух лет, установила точное время гибели подлодки. По заключению экспертов, смерть моряков «Курска» наступила по времени от нескольких секунд до 6-8 часов после взрыва, и к моменту обнаружения лодки 13 августа спасти 23 моряка, остававшихся в девятом отсеке, не представлялось возможным. © ИТАР-ТАСС

армия, даты и праздники, флот, катастрофы и катаклизмы, память

Previous post Next post
Up