У Булгакова на Большой Садовой #2

Nov 03, 2015 00:42

Ещё музеи Москвы
Оригинал взят у raven-yellowПо следам Булгакова. Булгаковский дом
Москва музейная

Речь идёт о Доме-музее Михаила Булгакова, описанном в романе как Садовая 302-Бис, современный адрес - ул. Большая Садовая, д. 10.Ещё о Булгакове



Не все знают, что по этому адресу находятся два музея Булгакова - «Верхний», на четвёртом этаже, в котором, собственно, и происходили события романа, и «Нижний», на первом этаже, где не происходило ничего. И хотя тут ничего и не происходило, очень легко представить обратное.Дом имеет статус объекта культурного наследия, сегодня под его крышей располагается «Музей М.А. Булгакова» (называемый в простонародье "Нехорошая квартира") и культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». Сегодня мы идём во второй. Когда-то на его месте находился домком или жилтоварищество, в котором заседали люди, всю жизнь гнобившие писателя.




2.
Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова, был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».



3.
Здесь в свое время располагалась мастерская известного театрального художника Георгия Якулова, друга Есенина, Мейерхольда, Таирова. Именно в его квартире №38 3 октября 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан.



4.
Во дворе видим экскурсионный автобус, который курсирует по Москве по булгаковским местам. А ещё есть такой же трамвай.



5.
В этом же доме в квартире номе пять жила Фанни Каплан. Именно отсюда она пошла убивать Ленина. 3 сентября матрос Мальков расстрелял Каплан и сжег ее в бочке с бензином в Александровском саду. При этом присутствовал прототип Ивана Бездомного стихотворец Демьян Бедный.



6.
Считается, что дом Пигита стал первым после революции домом в Москве, откуда новые власти выселили богатых жильцов и устроили коммуналки для рабочего класса.



7.
В маленьком аппендиксе двора расположен Булгаковский театр. Все актёры как один утверждают, что для того, чтобы играть в нём, необходимо получить разрешение самого Михаила Афанасьевича. Те, кто его не получил, умирали при самых загадочных обстоятельствах. А у одного режиссёра перед премьерой случился инфаркт, и он просто отменил премьеру.



8.
Некоторые, не получившие разрешения, отделались легче - они просто попали в психушку. Я не знаю, каким образом Булгаков выдаёт эти "разрешения", может, во сне, или посылает какой-то явный знак, но играть в этом театре просто так нельзя.



9.
Вот в этот ящик посетители опускают письма для Мастера. Кто их читает, и отвечают ли на них, я не знаю.



10.
В доме постоянно творится чертовщина. Например жильцы дома говорят, что часто по ночам они просыпаются от громкого цокота копыт во дворе, но при этом двор совершенно пустой.



11.
Многие из жильцов, и тех, кто приходят сюда посетить музей утверждают, что у них возникает твёрдое чувство, что за ними кто-то наблюдает, и взгляд этот не добрый.



12.
А сотрудники музея. которые совсем не производят впечатления ненормальных, вспоминают, как в музее периодически по ночам включаются противопожарные и охранные сигнализации, причём эти сигнализации не подключены к электричеству.



13.
За лестницей небольшой коридор. Справа две комнаты, слева комната и буфет, впереди туалет. Тут слишком темно, а вспышку не включить. Перед нами довольно редкий для музея экспонат - трамвай. Под его колёсами гипсовая голова. Эту голову нашли под землёй, когда что-то копали во дворе дома. Рядом с головой откопали старый трамвайный рельс.



14.
Под статуэткой недавно поставили знаменитый "ящик любви". Есть поверье, что если влюблённые приедут сюда и каждый опустит в этот ящик письмо с признанием в любви, они никогда не расстанутся, и жизнь их будет долгой и счастливой.



15.
В обоих музеях огромное количество пианино, часов, примусов, книжных шкафов и печатных машинок. И ещё почему-то швейных.



16.
Обратите внимание - пианино, часы, шкаф.



17.
Только есть отличие. На картинке сверху часы со стрелками, а в реальности без. И это правильно. Такие часы никогда не покажут неточное время. И вообще они означают, что времени не существует.



18.
Некоторые шкафы в этой квартире с секретом. Они отодвигаются в сторону, и за ними обнаруживается проход в другое помещение. Ну или в другое измерение.



19.
Вот с этого телефона можно позвонить Мастеру, Булгакову, Богу и Ленину. Остальным - нельзя, не сработает. Мы, правда, не звонили.



20.
В этом доме всё имеет какой-то тайный смысл. Например, номер дома (дом 10 по Садовому) становится номером 302 бис. Три + ноль + два это пять, "бис" означает "второй" (корпус два) , пять умножаем на этот "бис" и получаем настоящий номер - десять. Правда лично мне всё это кажется высосанным из пальца.



21.
Булгаков эту квартиру, как и этот дом, будет сжигать неоднократно. Это, к примеру, рассказ «Дом Эльпит-Рабкоммуна №13». Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом.



22.
Мне понравился сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, пожалуй, лучше снять невозможно. Единственный персонаж, который мне не очень симпатичен, это сам Мастер, которого сыграл Александр Галибин. Я привык, что он - Пашка-Америка.



23.
А вот эта статуя совершенно уникальна. Создатель её, скульптор Наталья Базюк, работала не опираясь на рисунки и фотографии писателя, а исходя из воспоминаний тех людей, которые хорошо знали Булгакова лично.



24.
Фото на память - троица, моя суженая, Булгаков и охранник музея в форме донского казака чина есаула. Определить форму (я в них не разбираюсь) мне помог Сергей Варшавчик warsh . С этим есаулом интересно поговорить, он очень много знает, и даже имеет свою собственную теорию "мысленного привлечения счастья".



25.
Представилось, что именно здесь Воланд предложил Лиходееву похмелиться, так сказать, "лечить подобное подобным".

- "Единственно, что вернёт вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской".



26.
Хотя чуть позже водкой, да и закуской, воспользовались уже другие персонажи.



27.
Во второй комнате справа всё время проходят какие-то лекции, и я едва успел её сфотографировать, загородив собой дверь от напирающих энтузиастов. Потом меня вытолкали.



28.
И мы перешли в левую половину квартиры. За ширмой секретная часть помещения, а ещё слева есть шкаф с потайным проходом туда же.



29.
- "Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутою ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись - Бегемот."



30.
В квартире №34 этого дома проживал давний друг Булгакова, с которым он познакомился еще в годы Первой мировой войны, когда работал врачом в прифронтовой зоне, Рудольф Кибель.



31.
Весной 1924 года семейное счастье Булгаковых дало трещину. Теперь уже бывшая жена писателя Татьяна Лаппа осталась жить в квартире №50, а сам он временно перебрался к бывшему фронтовому товарищу Рудольфу Кибелю. И именно в его квартиру писатель поселил персонажей «Мастера и Маргариты».



32.
"Все же квартира описана в романе именно 34-я. По расположению комнат, квартир и как бы кухни, она более подходит под это описание, чем 50-я квартира", - утверждает житель дома Сергей Щепин. Но в этой квартире живут и в неё не попасть.



33.
Какая знакомая вещь! Тот самый примус. Сравните с картинкой ниже.



34.
- "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот."



35.
В советское время в доме по Большой Садовой, дом 10, находилась организация Минмонтажспецстрой. В 50-й квартире как раз размещалось чертежное бюро, в подвале - машинописное. Но с развалом Советского Союза закончилась и эта организация. А вместе с Союзом рухнули и мечты жильцов перенаселенных коммуналок о новых просторных квартирах.



36.
Дом был списан с баланса государства и, казалось, никому не нужен. Его состояние стремительно ухудшалось. Спасла его группа энтузиастом во главе с Николаем Голубевым, директором музея.



37.
Работали на голом энтузиазме. Собственные силы, время и немалые деньги тратили легко и с желанием. Во время реконструкции было найдено немало интересного. Например, подземный ход на Садовое кольцо. А на чердаке нашли пять тайников в кирпичной кладке, правда, уже разворованных.



38.
Четверть помещения занимает буфет, в нём же продаются сувениры, книги и компакт-диски. Ассортимент еды небогат, только кофе и пирожные.



39.
А в былые времена тут предлагали кое-что повкуснее.

- "Тут в багровом свете от камина блеснула перед буфетчиком шпага, и Азазелло выложил на золотую тарелку шипящий кусок мяса, полил его лимонным соком и подал буфетчику золотую двузубую вилку."



40.
Мы взяли только кофе и водичку. Я думаю, Мастер поступил бы точно так же.



41.
А ещё в буфете можно купить печенье с предсказанием. Съедаешь печенье и читаешь записку.



42.
Вот что я прочитал, разломив печенье. В принципе, я согласен с тем, что они написали. А то я без них этого не знал!



43.
В квартире два роскошных туалета. Я так люблю спускать воду за цепочку, что несколько раз заходил в туалет, спускал воду, и, счастливый, выходил обратно.



44.
А вот ванной комнаты в квартире нет. Но зато в подвале дома хранится ванна, в которой по преданию мыла ноги Айседора Дункан. Зачем она их мыла? Она неоднократно танцевала здесь, а танцевала она босиком. Правда, не в этой квартире.



45.
Во дворе висит вот такой плакат. Видимо, его решили долго не снимать, я фотографировал в конце июня, а день рождения Мастера 15 мая.



46.
А вот эта дверь ведёт в настоящую квартиру Булгакова. Но в неё мы попадём в следующей экскурсии.



47.
Все материалы взяты из рассказов директора музея Николая Голубева и жильцов дома. На их истинности я не настаиваю. В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.

интересно, 20-й век, жильё и недвижимость, книги и библиотеки, революции и перевороты, мистика и оккультизм, путешествия и туризм, символы, экскурсии, известные люди, ссср, культура, архитектура и дизайн, кино и театр, памятники и достопримечательности, мифы и мистификации, литература, города и сёла, российская империя, музеи и выставки, фото и картинки, писатели и поэты, биографии и личности, ленин, 20-е, москва

Previous post Next post
Up