Путешествие по Армении. Архитектурный декор

Mar 29, 2015 01:01

Ещё путешествия по Армении
Оригинал взят у chegerАрмения' 2014: Архитектурные детали

Недавно я писал про детали резьбы на одном из самых красивых русских храмов. Хотелось бы продолжить эту тему и показать резьбу по камню, которую мне довелось увидеть в Армении.


Многие армянские храмы украшены какими-то сюжетами, хотя таких, как собор в Юрьеве-Польском, я не встречал, но знаю, что есть несколько армянских церквей-аналогов по количеству барельефов и горельефов на стенах строения. Рассказать про все подобные изображения я просто не представляю себе возможным - их очень несчетное количество.Кроме церковной резьбы по камню, нельзя не сказать и про резьбу на надгробьях, которая часто не менее интересна и уж точно раскрывает больше тайн о том, как и чем жили люди на этой земле столетия назад. Как и положено интернету, в нем нет практически никакого описания подобных барельефов, лишь мимолетные фотографии с шаблонные слова. Вообще, я полностью согласен с великолепным писателем Алексеем Ивановым в том, что в интернете, несмотря на огромное количество информации, нет деталей и подробностей, все поверхностно и лишь бы было. Как бы не тужился интернет, но все равно, самая качественная информация как была, так и осталась в книгах. Но все же я постарался максимально описать те сюжеты, которые довелось сфотографировать. Если же кто-то из моих френдов добавит ещё деталей дополнительного описания к моим фотографиям или выкладывайте свои в комментариях), буду очень благодарен!

Итак, армянские барельефы и не только.

Рельефные изображения ктиторов - царей Смбата и Кюрикэ с моделью храма, Ахпат.



2.
Надгробный камень с изображением женщины и виноградной лозы, Ахпат.



3.
Птицы над оконным проемом, Ахпат.



4.
Что характерно для армянской церковной архитектуры - на многих камнях высечены кресты, Санаин.



5.
Ещё нельзя не заметить количество надписей на стенах большинства армянских храмов. Мне кажется, это самые говорящие храмы из всех существующих. Монастырь Кобайр.



6.
Икон в армянских церквях совсем не много, однако армяне - не иконоборцы. Скорее всего это обусловлено тем, что каждая армянская икона должна быть освящена рукой епископа.

Детали интерьера Одзунского храма. На стенах видны кресты различного возраста.



7.



8.
Фрагмент барельефа, когда-то украшающего центральное окно южного фасада. Одзун.



9.
Фрагмент каменного креста. Одзун.



10.
Знаменитый барельеф "Богоматерь с младенцем Христом" над купелью Одзунского храма. Обратите внимание, какие нереально большие глаза у Христа. Есть предположение, что раньше барельеф располагался над входом в храм и глаза сделаны специально такого размера, чтоб издалека их было видно.



11.
Фрески, украшающие некрополь армянского духовенства. Церковь Святой Гаянэ.



12.



13.



14.



15.



16.
Барельефы монастыря Танаат.

Солнечные часы, над которым изображены два павлина, пьющих воду из кубка.



17.
Сцена охоты.



18.
Герб княжеского рода Прошян - орел, сжимающий в когтях ягненка.



19.
На двенадцати гранях барабана изображены дикие и домашние животные, птицы.



20.
Изображения монастыря Цахац-Кар.

Орел, держащий в когтях добычу - барана. Вообще, довольно частый сюжет.



21.
Уникальное по своим размерам изображение борющихся льва и быка, занимает около двух метров в длину.



22.
Селимский караван-сарай.

Кувшин.



23.
Два барельефа на фасаде строения являются гербом династии Орбелянов.



24.
Родовой герб Хахбакянов на стене усыпальницы. Гегард.



25.
На кладбище Норатуса имеются также "камни-колыбели" с остроконечной или полукруглой верхушкой. На горизонтально уложенных плоских камнях обычно высекали человеческие образы. Резные же орнаменты на камнях в форме колыбели-люльки были богаче и отражали профессию, увлечения и бытовые сценки, относящиеся к усопшему. По ним легко догадаться о статусе усопшего при жизни: крестьянин изображен с плугом, музыкант - со своим музыкальным инструментом, знать - во время охоты и т.д. Маленькие надгробия ставились в основном в память усопших детей.



26.
Иногда покойного изображали и на вертикальных камнях, чаще всего просто со скрещенными на груди руками.



27.
Некоторые из таких камней украшались крестами или просто растительным или геометрическим орнаментом.



28.



29.
Бодающиеся козлы.



30.
Как я понимаю, виноградная лоза и кувшин - сюжет виноградарства.



31.
Тут опять кувшин и что-то похожее на разделочную доску. Как я понимаю, человек с этой самой разделочной доской скорее всего жена усопшего.



32.
Тут однозначно похоронен воин.



33.
Воин-всадник с мечом и топором и его жена.



34.
Просто изображения кувшинов.



35.
Отдельно стоит сказать про символ, который изображен практически на всех надгробьях - это армянский символ вечности «Керхач» или «Аревхач».



36.
Могила скотовода.



37.
"Лежачие" надгробные камни примерно все одинаковые - на них изображен человек со скрещенными на груди руками. Иногда к этому изображению добавляется меч, книга.



38.



39.
В нижнем левом углу - не лаваш ли у печи?



40.
Что изображено тут мне не очень понятно.



41.
Опять всадник.



42.
Вообще, кладбище в Норатусе - одно из самых интересным мест в Армении, я про него обязательно расскажу отдельно. По нему можно гулять часами и рассматривать неимоверно красивые хачкары и надгробные камни.

живопись, кладбища, путешествия и туризм, наследие, христианство, иконы, кавказ, храмы и монастыри, культура, архитектура и дизайн, армения, памятники и достопримечательности, города и сёла, музеи и выставки, фото и картинки, страны и столицы, народы, турция и византия

Previous post Next post
Up