Ещё по теме
буддизма в России Ламы всякие важны
Буддизм в России
Фотограф Максим Шер побывал на нескольких буддийских церемониях в Бурятии и пришел к выводу, что религиозная и светская власти в регионе пребывают в состоянии любви и взаимопонимания.
©Ещё у
Максима Шера ___Жительница поселка Заиграево Цырендемит Базарсадаевна Цыренжапова в национальной одежде фотографирует автора перед началом церемонии освящения новой ступы
«В буддизме фактически нет миссионерства, все, кому интересно, приходят в буддизм сами», - объяснял мне пресс-секретарь Буддийской традиционной сангхи России, в прошлом десантник и оперуполномоченный уголовного розыска Буда Будаев. Видимо, именно поэтому за пределами буддистских регионов об их внутренней жизни знают мало, довольствуясь образами идиллической экзотики.
Между тем Буддийская традиционная сангха России (БТСР) - правопреемница существовавшего в СССР Центрального духовного управления буддистов - стала за постсоветские годы неотъемлемой частью вертикали региональной власти. Духовным лицам в Бурятии разрешено избираться в законодательные органы (в местном парламенте, правда, пока заседает лишь один лама). Борцы здесь выступают за монастыри, а не за спортклубы; вообразите первенство, например, Подмосковья по боксу, на котором спортсмены представляли бы Троице-Сергиеву лавру или Новоиерусалимский монастырь. В публичных выступлениях главы БТСР пандито-хамбо-ламы Дамбы Аюшеева рассуждения о патриотизме можно услышать чаще, чем слова о Дхарме. Несколько лет назад он вызвал большой скандал, высказавшись в том духе, что далай-ламу в Бурятии не ждут, зато вскоре после этого объявил тогдашнего президента Дмитрия Медведева воплощением богини-целительницы Белой Тары и даже хотел провести перед ним обряд простирания (Медведев отказался). Словом, БТСР больше похожа на национальную политическую партию, чем на религиозную общину.
Впрочем, бурятское свободолюбие мешает БТСР установить полный политический контроль даже в пределах ключевого региона. Ей подчиняется примерно половина общин Бурятии, а буддисты Тувы и Калмыкии в БТСР не входят вовсе.
2.Женщина с белым хадаком
Хадак - буддийский ритуальный шарф, символизирующий чистоту и доброту.
3.Местные жители, собравшиеся на церемонию освящения новой ступы
Ступа (по-бурятски «субурган») - аналог православной часовни - строится в памятных или так называемых святых местах. Ступа в окрестностях села Новая Курба посвящена памяти выходца из этой местности Гуро-Дармы Цыремпилова - 14-го пандито-хамбо-ламы, возглавлявшего общину во время революции и гражданской войны начала ХХ века.
4.Представители духовенства в ожидании приезда 24-го пандито-хамбо-ламы Дамбы Аюшеева на освящение новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района Бурятии
5.Прибытие 24-го пандито-хамбо-ламы Дамбы Аюшеева на освящение новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района Бурятии
6.Приношения духам: шаманская традиция, интегрированная в бурятский буддизм
7.Группа бизнесменов перед началом церемонии освящения новой ступы
8.Пожарный расчет, прибывший на церемонию освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района Бурятии
9.Автолавка местного предпринимателя
10.Глава Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) пандито-хамбо-лама Дамба Аюшеев (второй слева) с представителями местной администрации и духовенства наблюдают за соревнованиями по традиционной бурятской борьбе (бухэ-барилдаан)
11.Участники соревнований по бурятской борьбе
Торжественное открытие соревнований по бурятской борьбе в День встречи и поклонения Драгоценному и Неиссякаемому телу пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова перед Иволгинским дацаном - центром БТСР. Борцы выступают не за спортклубы, а за дацаны - монастыри. Таблички с их названиями несут представители духовенства.
12.Ламы совершают молитвенный ритуал во время церемонии освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района Бурятии
13.Ламы во время церемонии освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района Бурятии
14.Церемония освящения новой ступы
Церемония освящения новой ступы включает чтение мантр, пение гимнов, ритуальные подношения (водка, молоко, конфеты, печенье), окропление, ритуальный обход ступы, коленопреклонение.
15.Церемония освящения новой ступы
16.Церемония освящения новой ступы
17.Сотрудница местной администрации во время обеда после церемонии освящения новой ступы близ села Новая Курба
18.Участница фольклорного ансамбля перед выступлением на концерте после освящения новой ступы близ села Новая Курба
19.Участница соревнований по стрельбе из лука в честь освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района Бурятии
20.Заместитель председателя Народного хурала (парламента) Бурятии, депутат от «Единой России» Цыденжап Батуев в национальной одежде во время освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района
21.Победитель соревнований по борьбе в весовой категории до 60 кг Гончик Бадмаев
22.Участник соревнований по стрельбе из лука в честь освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района
23.Борцы во время соревнований по национальной борьбе (бухэ-барилдаан) после освящения новой ступы близ села Новая Курба
24.Хуварак (послушник) Иволгинского дацана с казаном конфет, которые будут вручаться победителям соревнований по бурятской борьбе
Иволгинский дацан - главный монастырь БТСР, при нем с 1991 года действует Буддийский университет, в котором учатся студенты-послушники из разных регионов бывшего СССР и других стран.
25.Гости церемонии освящения ступы близ села Новая Курба, приехавшие на соревнования по стрельбе из лука из Читинской области
26.Участники соревнований по национальной борьбе
27.Хоругвь с изображением пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова в День встречи и поклонения его Драгоценному и Неиссякаемому телу
28.Выступление фольклорного ансамбля после освящения новой ступы близ села Новая Курба
29.Победитель скачек, устроенных по случаю освящения новой ступы близ села Новая Курба Заиграевского района
30.Гости Дня встречи и поклонения Драгоценному и Неиссякаемому телу пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова в Иволгинском дацане
31.Паломники и туристы перед входом в Иволгинский дацан в День встречи и поклонения Драгоценному и Неиссякаемому телу пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова
32.Торжественное открытие соревнований по бурятской борьбе в День встречи и поклонения Драгоценному и Неиссякаемому телу пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова перед Иволгинским дацаном
33.Очередь желающих поклониться Драгоценному и Неиссякаемому телу пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова в Иволгинском дацане
Тело Итигэлова открывают для паломничества только несколько раз в год. Высокий белый холодильник с открытой дверцей, в котором в позе лотоса сидит тело хамбо-ламы, ставят в алтарной части главного монастырского храма, и он своим современным видом сильно контрастирует со стилизованным под старину интерьером. Очереди растягиваются на 3-4 часа; подойдя к холодильнику с хамбо-ламой, нужно ему поклониться и быстро идти дальше. Фотографировать категорически запрещено.
34.«Этигэлэ-Хамбо-Ламын-Ордон» - мавзолей хамбо-ламы Итигэлова в Иволгинском дацане
35.Очередь желающих поклониться Драгоценному и Неиссякаемому телу пандито-хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова в Иволгинском дацане
© «Русская планета», 15 мая 2013