Нижегородчина. Староверское краеведение

Feb 11, 2015 01:01


Оригинал взят у chegerСтарообрядчество в Cеменовском музее
Керженский край

Основной целью поездки в Семенов было даже не посмотреть городок, а сходить в местный музей. Именно в нем, как оказалось, есть небольшая экспозиция, посвященная старообрядчеству. Ну и конечно, целый зал, отведенный под ложкарный промысел, но про него я расскажу отдельно, так как это широчайшая тема. В сегодняшнем посте хотелось бы показать и рассказать про то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.
~~~~~~~~~~~
На первом этаже музея представлена часть интерьера купеческого быта второй половины 19 века.



На втором начинается интересующая меня экспозиция. Вот, например, памятная доста, отлитая в 1861 года в память о диспуте епископа Питирима с руководителем "дьяковцев" Александром в октябре 1719 года в с. Пафнутово. Формально раскаявшийся под угрозой пыток Александр вскоре продолжил борьбу, но был схвачен  казнен в Нижнем на центральной площади в марте 1720 года: ему отрубили голову, останки сожгли, пепел бросили в Волгу. Эта "традиция" была вполне в рамках дозволенного у "православных" священников того времени.



2.
Обратите внимание на перепись населения. До так называемого "питиримова разорения" в уезде жили больше 50 000 человек, 40 000 из которых староверы. И это с учетом того, что это только видимая часть айсберга - большинство старообрядцев старались не попадать ни в какие переписи.  После выгонки же там пости не осталось людей - край буквально опустел. И возродился лишь в двадцатом  веке в царствование Николая II, который принял закон о веротерпимости.



3.
Интересное удостоверение.



4.
А вот и сама печать, которой заверили удостоверение.



5.
Карта 18 века. Копия, конечно.



6.
Очень, кстати, интересная карта, много скитов обозначено, которых я и не видел никогда, прогуляюсь по тем местам летом.



7.
Вериги - их носили некоторые скинтники для умерщвления плоти. Они сильно натирали кожу да и вес у них был до 10 килограммов!



8.
Медное литье. Литья производили на Керженце не так, конечно, много как на Выге в свое время, но в начале 20-го века количество его тут тоже увеличивается.



9.
Рукописный сборник  второй половины 17 века.



10.
Ложка старообрядца.



11.
Платок женщины-старообрядцы не завязывают, а закалывают определенным образом.



12.
Красный угол.



13.
Если честно, не знал, что использовались подобные образы...



14.
Певческая книга с крюками.



15.
Еще одна характерная особенность дома старообрядца - домовые доски с глухой резьбой с изображением сирина.



16.
Предметы быта.



17.



18.
Светец с лучинами.



19.



20.
Вот такую штуку ставили с водой под светец, чтоб не спалить избу.



21.
Про ложки расскажу отдельно, оно того стоит!



22.



23.
Расписные донца прялок.



24.
Деревянные башмаки использовали во время сенокоса, чтоб не повредить ноги.



25.
А вот именно от этих деревяшек пошла поговорка "Заруби себе на носу". Неграмотные люди делали на бирках надрезы, указывая размер долга, раскалывали дощечки пополам, одну часть отдавали должнику, другую оставляли себе, а когда расплачивались, складывали их для проверки. Так долги не только записывали, но и запоминали. Бирку с метками называли иначе носом - от слова «носить». В данном конкретном случае - данные о долгах крестьян деревни Хвостиково.



26.
Пила для продольного реза ствола.



27.
Первый план Семенова.



28.
Всякая всячина торговых людей.



29.
Комната купца.



30.
На первом месте всегда Закон Божий.



31.
Благодарственное письмо.



32.

русские и славяне, путешествия и туризм, поволжье, фольклор, быт, христианство, староверы и расколы, регионы, культура, вещи, нравы и мораль, религии, города и сёла, современность, православие, история, российская империя, музеи и выставки, фото и картинки, традиции, россия

Previous post Next post
Up