После столетнего противостояния с федеральным правительством фундаменталистское крыло американских мормонов смогло почти окончательно обособиться от окружающей действительности. В своих колониях они следуют простым правилам: общность имущества, работа на земле, многожёнство и ожидание скорого конца Света.
В июньском номере журнала «Вокруг света» в статье «Богоугодный аморализм» рассказывается о жизни фундаменталистского крыла американских мормонов (статья пока доступна только на бумаге, на сайте журнала она появится только в августе). Американский журналист Скотт Андерсен прожил среди них достаточно долго (больше года), чтобы понять, как устроен мир представителей этого религиозного течения.
Андерсен жил в городке Колорадо-Сити, что в штате Аризона (впрочем, мормоны называют эту местность по-старому - Шорт-Крик). Тут живут представители фундаменталистского крыла мормонов, их
церковь официально называется «Фундаменталистская церковь Иисуса Христа святых последних дней». Они в 1920-30-е годы откололись от «материнской» организации. Причиной разрыва стала верность фундаменталистов многожёнству. Тогда как головная организация официально отреклась от неё (хотя, как показывает практика, де-факто полигамия существует и у них, просто «официальные» мормоны не афишируют это).
Всего в США проживает около 7 миллионов мормонов, фундаменталистов среди них насчитывается 200-300 тысяч.
Они не особенно привлекали внимание американского общества, живя на закрытых ранчо, пока в 2008 году спецслужбы не совершили рейд на ранчо «Чаяние Сиона» в Западном Техасе. Поводом для спецоперации послужили несколько анонимных звонков, что на ферме несовершеннолетние подвергаются сексуальному насилию. Обвинение не выглядело беспочвенным, поскольку в 2007 году один из «пророков» мормонов-фундаменталистов Уоррен Джеффс был осуждён за принуждение к браку с ним 14-летней девочки.
(Ранчо «Чаяние Сиона»)
Но после операции выяснилось, что ничего предосудительного по американским законам мормоны не делали - 33 единицы огнестрельного оружия были зарегистрированы по всем правилам, а женщины начинали сексуальную жизнь без принуждения. Впрочем, пока длилось следствие, более 400 детей из «Чаяния Сиона» находились в приюте.
В Шорт-Крике сейчас живёт 6 тысяч мормонов, и все они практикуют полигамию. Так, у одного из лидеров местной общины Джо Джессопа 5 жён, 46 детей и 239 внуков (он со своим семейством на снимке вверху; фото Стефании Синклер). У обычных мормонов здесь - по 2-3 жены. По их правилам, в некоторых случаях они просто обязаны брать себе жён - когда, к примеру, умирает кто-то из их родственников. В этом случае к новому мужу переходят и дети умершего.
В общине запрещены телевидение (интернет разрешён) и гомосексуализм, существует школа со своим мормонским воспитанием, а социальное расслоение - минимально. Всё имущество мормонов юридически принадлежит церкви и у членов общины оно находится лишь в управлении. Община заботится о каждом своём члене - так, дома тут возводятся всем миром (из-за многодетности мормонов площадь жилья может достигать 1 тыс. кв. метров), и его обладателю работа сообщинников ничего не стоит. Мормоны-фундаменталисты считают, что в мире есть лишь одно достойное занятие для верующего человека - работа на земле, и они неукоснительно следуют этому правилу. Изначально в аризонском Шорт-Крике была безжизненная местность, из растительности - можжевеловый и сосновый стланик, дефицит воды. За 80 лет они превратили её в цветущий сад - глубокие артезианские скважины дали воду, и это позволило заняться разведением крупного рогатого скота, а также садоводством. Ещё одна «обязанность» мормонов - жить как в последний день перед Концом Света.
(Типичные дома мормонов-фундаменталистов в Колорадо-Сити)
Около 30% земли и скота имеет статус «коммунальных» - доход с них идёт в Церковь, на строительство бесплатных домов, школу, дороги и пр. общие нужды. В Шорт-Крике такая «коммунальная» земля приносит ежегодно около 1,5 миллиона долларов.
Жизнь общины регулируется на общих собраниях - по субботам в церкви. Но право голоса имеют только мужчины - большинством голосов они принимают то или иное решение, которое становится местным законом.
Главная обязанность женщин здесь - рожать и ухаживать за детьми (зато основные работы на земле лежат на мужчинах). В Шорт-Крике не редкость, когда женщина рожает по 12-16 детей, и при приличном медицинском обслуживании они, как правило, выживают все. А 7-8 детей - это обычная норма (в вышеприведённом случае с Джо Джессопом несложно подсчитать, что в среднем каждая его жена родила 9 детей). Неудивительно, что этот глухой угол Аризоны переживает демографический взрыв. Средний возраст здешнего населения составляет 14 лет, тогда как в США он - 36,6 года.
Но у этого отрадного явления есть и другая сторона: из-за того, что многие члены коммуны ведут своё происхождение от нескольких основателей (т.е. происходит близкородственное скрещивание), растёт число больных редким заболеванием, вызываемым нехваткой фермента фумаразы. Она проявляется в изменении строения лицевых костей и эпилептических припадках.
Но не стоит думать, что жизнь мормонов-фундаменталистов идеальна. Время от времени власти проводят показательные операции по пресечению полигамии или вмешиваются в «неправильное» воспитание детей. Впрочем, через какое-то время мормоны всё равно возвращаются к привычному образу жизни.
В заключение заметки Скотт Андерсен пишет: «Ясным мартовским днём 2009 года один из членов общины, Боб Барлоу, дружелюбный человек средних лет, отвёз меня на ранчо «Чаяние Сиона» в Западном Техасе. В посёлке, занимающем 1700 акров, 25 двухэтажных бревенчатых домов, несколько хозяйственных построек и мастерских (несложно подсчитать, что в управлении одной семьи находится около 68 акров, или примерно 30 га - БТ). В центре - церковь из белого камня. Приятно видеть, во что поселенцы превратили эту прежде бесплодную землю. Они насадили сады, развели огороды и были уже близки к тому, чтобы обеспечить, согласно их идеалу, себя всем необходимым. Но тут случился полицейский рейд 2008 года. «Мы выходим из этого испытания более сильными», - говорит Барлоу.
В этих словах много правды. Сколько раз после очередной антимормонской кампании казалось, что наконец-то этих строптивцев удалось приструнить, но проходило время, и община снова возвращалась к прежнему образу жизни. Я вспоминаю свой разговор с Верой Блэк в Колорадо-Сити. Ей 92. Власти Юты отобрали у неё в 1956 году детей и вернули лишь после того, как она дала обещание отречься от полигамии. Но вернувшись в Шорт-Крик вместе с детьми, она сразу же и навечно возобновила свой завет с Богом (т.е. пришла в полигамную семью - БТ. «Мне тогда ничего другого не оставалось делать, но когда я клялась, то держала за спиной пальцы крестиком, - улыбается Вера».
Отсюда