Праздник современного кузнеца

Dec 15, 2014 00:40

По теме: Заклинатель стали | Портреты России: Виктор, кузнец | Печки-лавочки | Изготовление якутского ножа | Кузнец Александр Яшин | Ворота и ограды Самары | «Рок-кузня» в Донецке | Фестиваль в Мезмае | Железные леди Дагестана

Повернутые на железе
Корреспондент «Русской планеты» узнал, кто такие кузнецы XXI века, зачем им борода и кто их клиенты

В Томской области в селе Семилужки традиционно проходит фестиваль «Праздник кузнеца». Это единственное состязание, где областные кузнецы могут показать свои умения и представить свои изделия на всеобщую оценку. ©
~~~~~~~~~~~



Народ с любопытством толпится возле столов и стендов, на которых участники фестиваля показывают свое умение. Некоторые даже пытаются помочь. Умельцы не против - каждый желающий может собственноручно ударить по железке молотом или раздуть кузнечный горн.

- Тут ничего сложного нет, - говорит мастер Константин Бжитский. - Раскалил железяку, вытащил, молотом ударил, и в воду. Это уже традиция. Последовательность такая. И снова, все по кругу. Глядишь, что-то уже получается.

«Где огонь, железо, там и я...»

В частном секторе на улице Строевой в селе Семилужки расположена мастерская Виктора Хохлова. Решетки и заборы большинства домов закручиваются в замысловатые кованые завитки. Подозреваю, что его (Виктора Хохолова. - Примеч. авт.) работа. Кузнеца в самом конце улицы. Еще не заходя внутрь слышно, что в цехе кипит работа.

- Ко мне? - кричит мастер.

Виктор Хохлов в профессии с самого детства благодаря деду-кузнецу:

- Мне было лет 7, когда меня дед в кузницу взял. А потом я уже сам бегал, шпионил, - делится мастер. - Позже дед меня не часто брал с собой, потому что бабулька ему всыпать могла за то, что я весь грязный оттуда приходил. А в 15 пошел работать учеником кузнеца.

Теперь и сам мастер, как он говорит, «уже почти пенсионер», тем не менее, огонь в глазах и любовь к кузнечному делу никуда не делись, более того, этим делом он увлек своих сына и брата.



Кузнец Виктор Хохлов
- Где огонь, железо, там и я, - уверено заявляет мастер. - Моя первая работа - с пацанами самострелы делали, когда надо было там крючок загнуть. А при коммунизме неинтересно было заниматься этим профессионально, - добродушно улыбаясь, замечает он.

Последние 10 лет Хохлов занимается ковкой, до этого сменил много профессий. Был электромехаником, трактористом, слесарем, автослесарем, огнеупорщиком, машинистом котельной.

- У нас был бригадир в котельной, кузнец древний-древний. Ничего, кроме геморроя, не заработал. Вот, я учился у него, - смеется Виктор.

В 80-е Виктора Хохлова чуть не посадили на 3 года якобы за изготовление оружия.

- Я клапан от трактора расковал в пластину одному мужику, а он нож выточил, а милиции сказал, что я нож сделал. Потом меня таскали, допрашивали, я говорил, что просто железку расковал, откуда я знаю, зачем она ему...


Основную массу заказов у Виктора Хохлова сейчас составляют решетки для заборов и лестницы.

- Вот, перилки делаем, выковываем, - показывает Хохлов. - Одна из лестниц, кстати, была моей самой долгой работой. Шахтер один заказал, накопал себе угля на замок и обустраивал его. Я с этой лестницей всю зиму ковырялся.

На фестиваль в Семилужках Виктор привозил скелет трицератопса. Работа привлекала внимание и детей и взрослых.

- Это изначально делалось по желанию, а потом появился дяденька, сказал: «хочу» и купил. Мы с ним договорились, что сначала я эту работу привезу на конкурс, а потом пусть забирает, - рассказал кузнец.

Он же сделал кузнечный горн с мехами и оружие с убранством для Семилуженского острога.

- Все для работы, а для души редко удается что-то делать, - улыбаясь, замечает Виктор. - Приходит, вот, дедок, ему надо, например, топор подровнять. Или вот шоферам рессоры делаю на машины. Если бы солнышко меня кормило, я бы больше делал чего-то такого, красивого.

Идея открыть собственную мастерскую у Виктора Хохлова была давно. На создание собственного дела у мастера ушло 10 лет. Кузнице на Строевой 4 года, до этого был гараж на параллельной улице.

- Когда серьезная ковка - это ковка, а когда крученый квадратик выдают за ковку или в Интернете листиков наберут - совсем не то. Было бы желание работать, даже костер сгодится, чтобы железо раскалить. И два камня: на один положить, другим стукнуть. Настоящий кузнец - повернутый на железе, - заявляет Хохлов.

Дело кузнечное довольно прибыльное. По заявлению самого мастера еще ни один кузнец «с голоду не сдох».

Художник по металлу

Едем по гаражному комплексу в мастерскую Владимира Кудряшова. За рулем - сам мастер.

- Кузницы всегда были на отшибе: во-первых, потому что кузнец работает с огнем, и если вдруг пожар, чтобы вся деревня не сгорела. А во-вторых, из-за постоянного стука молота уснуть не получится, - рассказывает Кудряшов, победитель одной из номинаций «Дня кузнеца» в этом году.



Художник по металлу Владимир Кудряшов
Владимир Кудряшов участвует в фестивале с самого начала. Сам он определяет себя как мастер художественной ковки, а его работы уже не первый год украшают Томск. Среди них солнечные часы возле здания Томской филармонии, дерево влюбленных в Северске и многочисленные вазоны. И это несмотря на то, что серьезно ковкой он занялся только пять лет назад, после выхода на пенсию.

- Я со школьных лет увлекался чеканкой и металлопластикой. Потом у меня был в этом деле большой перерыв, я учился, окончил институт, работал в инженерных должностях, - рассказывает Владимир.

До мастерской добрались мы быстро. Заходим. Внутри тепло.

- Я специально для вас уже печку натопил, - говорит художник.

В мастерской просторно и светло. На стене висят грамоты и дипломы, на столе стопкой лежат тематические книги. В другой стороне - горн, наковальня, инструменты и горы железяк.

- В этом районе моя кузница уже 5 лет, - рассказывает Владимир. - Днем я работаю в ТПСК (Томская промышленно-строительная компания. - Примеч. авт.) кузнецом, а вечером здесь, занимаюсь художественной ковкой. Это как бы мое хобби. Сейчас у меня заказ - качели. Очень богатые должны получиться качели, с виноградной лозой. Вот, у меня кое-какие заготовки.

Он выкладывает на стол кованые листья и гроздья винограда.

Владимир Кудряшов часто проводит мастер-классы. В основном, для детей, в детских лагерях или на массовых гуляньях в городе:

- Я всегда стараюсь не просто показать, а чтобы ребятишки сами что-нибудь сделали. Даже девчонки пробуют. Любимое изделие у них - это «кочерыжки», ну, кочерги.

Учеников же Кудряшов не набирает, говорит, что времени нет, ограничивается мастер-классами и надеется, что кто-то всерьез заинтересуется кузнечным делом.

- Приемов кузнечной ковки немного, всего восемь, - делится мастер. - Их все можно перечислить: первый и основной - протяжка, это когда из толстого материала вытягивается более тонкий прут. Второй - это осадка, когда из тонкого материала делается более толстый, металл осаживается. Третий - гнутье, когда нужно согнуть под определенным углом круг или ту же кочергу изготовить. Четвертый - пробивка отверстий. Пятый - вытяжка, та же протяжка, но только определенного куска материала. Шестой - разрубка металла, когда зубилом нужно отрубить. Седьмой - штамповка, это в оправке металлу придается определенная форма. И восьмой - термическая обработка, допустим, закалка, когда нужно придать более твердую структуру.

Кредо Владимира Кудряшова неизменно: «Кузнец много не заработает, но и без куска хлеба не останется».

- Кузнечное дело сейчас на подъеме, со старыми традициями и новыми технологиями. Тем для творчества много. Но все зависит от рук, головы, мыслей. Человек художественной ковки, прежде всего, художник, потом уже кузнец. Поэтому я не занимаюсь изготовлением заборов, решеток простых, где практически все однотипное, неживое. Они похожи друг на друга, зачастую в больших объемах все эти заборы и ограды делают машины, а человек является только исполнителем. А кузнечная ручная работа является единичной во всем мире. Даже у одного и того же мастера отличается, двумя-тремя ударами. Вот уже другой рыбы такой не будет, даже у меня, - говорит Кудряшов, махнув рукой в сторону стола, на котором стоит кованая рыба.

Свободного времени у мастера действительно очень мало: работа - час отдыха - мастерская. И только иногда ему с семейством удается выбраться на дачу.

- Ковка - это творческая работа. Она не подразумевает ежедневное исполнение, иногда нужно остановиться, подумать, помыслить и отдохнуть или заняться другой работой. Обычно я беру 3-4 заказа: один сложный и несколько простых. И когда момент происходит: либо надоело, либо надо творчески помыслить, я переключаюсь с одного на другой.

Самая любимая работа у Владимира Кудряшова - копия кубка Лиги Европы UEFA:

- Мне его заказали томские фанаты «Зенита». Я долго изучал, что это такое. Сам кубок 61 см в высоту и 16,5 кг весом. Чаша делается из серебра, а низ из цветного мрамора, на нем есть таблички всех, кто в какие годы завоевал этот кубок. А полноразмерные копии делать нельзя, можно только размером 48 см и массой 12 кг.

Все инструменты для работы кузнец сделал себе сам. На рабочем месте возле горна стоит большая наковальня и стойка с инструментами. Владимир с гордостью показывает многочисленные инструменты: молотки, от мала до велика, клещи и другие приспособления для тех или иных манипуляций с разгоряченным металлом.

Кузнец разжигает горн с электроподдувом, традиционные меха ушли в историю. Кузница наполняется дымом.

- Это всегда так сначала, - объясняет мастер.

Беру заготовку и отправляю ее в огонь. Пока металл накаливается, Владимир комментирует:

- Я вставляю горячую заготовку, вы сверху начинаете крутить, я участвовать в этом не буду вообще. Самое главное, постараться эту ось немножко удержать. С перехватами: повернули - ухватили. Будем разворачивать, потом я вкладываю туда шарик, вы будете закручивать. Процесс очень простой. Ребятишки маленькие крутят это как твердый пластилин.

Крутим. Раскаленный металл быстро остывает, и становится тяжело. Сначала эту заготовку нужно было раскрутить, потом закрутить обратно уже с шариком внутри. Получился красивый сувенир. Называется «корзинка».

В кузнечном деле не обходится и без травм. Самое распространенное - это окалина, отлетающая от раскаленной железки, которая может прилететь и в глаз. И вроде бы надо тут пользоваться специальными очками, но и в них бывает не всегда удобно. Сам Кудряшов признается, что окалину из глаз приходилось доставать 6 раз.



Кузнечная мастерская
Секреты и мифы

- Секреты есть у всех, - говорит Владимир Кудряшов. - Но тут, как говорится, «приложи голову». Это даже не секреты, а, скорее, навык. Самый большой секрет в кузнечном деле, который не разгадан до сих пор - это изготовление стальных бриллиантов. Кузнецы делали стальные бриллианты, которые на глаз невозможно было отличить от настоящих. Когда-то давно мастера должны были изготовить трон, который везде был украшен этими бриллиантами, которые блестели как настоящие.

По мнению Владимира Кудряшова, самая большая тонкость в кузнечном деле - изготовление клинкового оружия.

- Каждый оружейник делает по-своему. Можно посмотреть, как он кует, как сворачивает, как скручивает, но тонкости никогда не скажет ни один. Набирается все с опытом - если человек узнал какие-то секреты и начал творить, у него ничего не получится, - рассказывает Владимир Кудряшов.

Кудряшов вытащил из огня толстый стальной прут и вложил его в очередную хитромудрую примочку. Это приспособление мастер придумал и сделал сам, оно представляет собой пластину с отверстиями и несколько штырьков. Эти самые штырьки можно расположить как угодно и загнуть прут под любым углом.

Некоторые думают, что, если раскалить металл и отстучать его на наковальне, можно от него разжечь бумагу. В Интернете есть ролики, где кузнец стучит по железке, а потом от нее прикуривает. Владимир Кудряшов называет это неправдой. Температура возгорания бумаги в пределах 240 градусов. А металл остывает на 50 градусов в секунду, плюс идет отдача тепла наковальне.

- Кузнец должен определять температуру по цвету, - говорит мастер. Температура ковки - 727 градусов. Существует градация по цветам. Малиновый цвет: 700-750 градусов, красный: 800-900. Белое каление начинается под 900 и до 1000 градусов. Если температура выше, то металл начинает гореть и ковке уже не подвергается. Это называется пережог, когда металл просто рассыпается при ударе.

Это пошло еще от древних традиций: в кузницах не было света, и в темноте было легче определить по цвету температуру железки.

- Меня иногда спрашивают, почему кузнецы бородатые и почему у меня нет бороды, - усмехается мастер. - Это для того, чтобы лицо не обжигало. И потом, кузнец мог выдернуть волосок или подносил металл к бороде. Если борода начинала трещать - можно ковать. А я бороду не носил вообще никогда. Один раз только решил отпустить, когда меня призвали на сборы в Воронеж. Два месяца растил - не понравилось. И колется, и чешется. Кому-то идет, кому-то нет. Тем более мне с моим маленьким ростом борода вообще не пойдет.

Текст: Денис Киреев, фото: Элина Сергеева
«Русская планета», Томск, 23 сентября 2014

общество и население, современность, города и сёла, творчество и промыслы, фольклор, даты и праздники, жизнь и люди, традиции, сибирь, биографии и личности, регионы, интервью и репортаж, культура, мужчины

Previous post Next post
Up