Казань. Котлы и драконы
SmartNews собрал легенды Татарстана
Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны.
©Легенды других краёв:
Барнаул |
Великий Новгород |
Волгоград |
Воронеж |
Дагестан (Дербент) |
Ижевск |
Иркутск |
Йошкар-Ола |
Кабардино-Балкария |
Калининград |
Кемерово |
Кострома |
Красноярск |
Нижний Новгород |
Новосибирск и
Новосибирск (область) |
Оренбург |
Пермь и
Пермский край |
Псков |
Самара |
Саранск |
Сахалин |
Татарстан |
Тюмень |
Ульяновск |
Хабаровск Вид на Казанский кремль
Народ Татарстана сложил множество и красивых, и страшных легенд. Многие из них до сих пор будоражат воображение историков и краеведов, художников и поэтов. SmartNews отобрал самые интересные и таинственные легенды края.
Золотой котел
Самая известная легенда Татарстана, у которой существует множество интересных вариаций, - это легенда об основании Казани и о том, как город получил такое название. Одна из них основывается на булгарском слове «казан» (котел). Рассказывается, что старший брат одного из булгарских правителей - хан Алтынбек - спасался от преследования монголов. И оказался он на берегу неизвестной реки. Своему слуге он приказал принести напиться воды в золотом котле. А так как берега были очень крутые, слуга уронил казан в реку. Эту потерю хан воспринял как знак поселиться возле реки, которую впоследствии назвали Казанкой, а крепость, воздвигнутую на холме над рекой, - Казанью.
Согласно другой легенде, под одной из башен крепости, глубоко в недрах земли сокрыт благочестивый мусульманин. Из черепа его бьет родник со святой водой - тут говорится о ключе возле Тайницкой башни Казанского кремля. Туда приходили местные мусульманки для совершения омовения перед молитвой, вплоть до середины ХХ века. В 1956 году, когда построили Куйбышевское водохранилище, этот ключ был затоплен.
Краеведы поделились другими известными легендами и теориями об основании Казани.
Тайницкая башня Казанского кремля
- Слово «Казань» образовалось от слов «каз» и «ан». Казань была основана как крепость для охраны северной границы огромного государства - Волжско-Камской Булгарии. В переводе с булгарского «каз» означает «граница, край», а «ан» - «север». То есть Казань - это северная граница, северный предел.
Конечно, у народа на все свой взгляд. Про котел-казан есть миллион легенд. Я расскажу вам самую любимую. Когда-то на берег древней речки (тогда еще безымянной Казанки) пришли люди, им понравилось место, и захотели поставить город, а где - не знали. И спросили совета у колдуна племени, а он сказал, чтобы в телегу, запряженную лошадьми, поставили самый большой котел, который только найдется: «Наполните котел водой и пустите телегу вдоль берега реки. Где вода закипит без огня, ставьте город». Вода забурлила около горы. Люди обрадовались, стали снимать котел с телеги, обожглись и уронили его в реку. Река стала называться Казанкой, а город Казанью.
Другая легенда: идет по берегу красивый парень и держит в руках котелок с царскими сокровищами. Навстречу - девушка красоты неземной. Он засмотрелся, котел упал в реку, сокровища утонули. Царь в наказание велел ему на том месте, где утопил котел, строить город и жить там.
Галина Ковалева, историк, экскурсовод
- Когда едешь из Чебоксар, там есть указатель «Хусан». Это чувашское название Казани. Чуваши на своей земле издревле живут, это тоже потомки булгар. То есть, слово «Казань» произошло от имени собственного «Хасан» или «Хусан». Это не легендарная, а вполне историческая личность. Связь с казаном - не более чем легенда. Многие золотоордынские города имели происхождение от имен собственных - Сарай-Бату, Сарай-Берке. Булгарский эмир (наместник). Хасан жил в XIV веке - Булгария тогда была одним из улусов Золотой Орды. Тамерлан в 1391 году привел из Средней Азии под Булгар огромную орду, в битве при Кондурче разбил ордынского хана Тохтамыша (это была одна из самых жестоких и кровопролитных битв Средневековья), после чего вырезал огнем и мечом большую часть населения Булгарии. Остатки населения бежали на окраины Булгарии, в пограничную с черемисами крепость - это были западные земли, сплошные леса, в которых можно было укрыться. Казань тогда называли Булгар-аль-Джадид, и она получила активное развитие. Булгар же захирел и в XV веке исчез.
Леонид Абрамов, краевед, культрегер, издатель книг по истории Татарстана
Краеведы отметили, что города в прежние времена, чтобы защититься от врагов, строили на холмах и желательно в окружении воды. С одной стороны, казанский Кремлевский холм подмывала Казанка, с другой - Волга, с третьей - Кабан, а с четвертой - торфяные болота, которые не сохранились до наших дней. Они дымились, дым курился на солнце, и в сознании народа это и был большой казан.
Дракон Зилант
Другая легенда связана со старинным гербом Казани, который ни разу не изменялся. На нем изображено сказочное существо - увенчанный зубчатой короной дракон Зилант на птичьих лапах с крыльями и змеиным хвостом. Это изображение появилось на гербе благодаря древней легенде об основании города, которая гласила: «После того как построили крепость Казань, народ стал бояться собираться туда, а это потому, что в этих местах повсюду, точно копны, лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. По ним и произошло название места - Зилан тау - то есть Змеиная гора. Хан, строивший Казань, собрал своих визирей и стал решать, как истребить змей. Под конец решили так: туда, где лежали змеи, натаскать хвороста и соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на коня, послали туда, где лежали приготовленные дрова. Юноша запалил солому, но, когда она загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, подкатилась сзади юноши и, нанося удары, погубила его. Когда змеи были истреблены и окрестности города стали для людей безопасны, народ стал собираться и заселять крепость…»
Есть и иной вариант татарской легенды. В нем говорится, что на том месте, где была заложена Казань, жили змеи и правил ими змеиный царь Зилант, ужасный, наводивший на всех страх и совершавший много злого. Только один батыр, вызвавший змея на поединок, смог отрубить ему голову, но он и сам погиб в бою. И в память избавления от ужасного змея и в назидание потомкам изображение чудища было помещено на гербе города. В наши дни сохранилась Зилантова гора у старого русла Казанки. Во времена Ивана Грозного на ней был построен Успенский монастырь, работающий и поныне. В народе этот монастырь зовется Зилантовым, и его, возвышающегося на холме, можно увидеть, въезжая в Казань по железной дороге. Сегодня образ Зиланта часто встречается в архитектуре Казани.
А у историков существует научная, не менее интересная, чем легенды, версия появления этого дракона на гербе города.
- Огнедышащий дракон присутствует во многих сказаниях и легендах - и во французских, и в китайских древних сказаниях, начиная от Ирландии и заканчивая Сингапуром. Откуда он попал в Поволжье? Известный археолог Альфред Халиков предположил, что булгары использовали миф о Зиланте для своеобразной пропаганды. Они размещали оборонные крепости на высоких местах типа Зилантовой горы и применяли греческий огонь, с которым познакомились еще на Северном Кавказе от греков. Греки обычные горшки с нефтью, которые поджигали и выстреливали с помощью катапульт, превратили в грозное оружие, с помощью них сжигали суда древних русов и викингов, которые в VIII-X веке осаждали византийские города в Крыму и Греции. По мнению историка, хитроумные булгары распространили историю о том, что их города охраняют драконы, которые живут в горах по соседству. Сознание у людей было тогда мифическое, и в этого дракона верили. И булгары, когда вражеская рать подплывала или подходила к булгарским крепостям, поджигали нефть в горах поблизости, чтобы у врагов возникало ощущение, что в горе живет дракон Зилант, который может испепелить врагов своим огнем. Кстати, нефть добывали в районе Лениногорска, которая самотеком выходила из недр в районе Шугуров. Доказательством теории, по мнению Халикова, являлись дошедшие до нас топонимы: там, где некогда располагались окраинные крепости Булгарии, до сих пор существует топоним «Зилант» в названии гор, сел (Елантово и Елань Нижнекамского района, Зилантова гора).
Леонид Абрамов, краевед, культрегер, издатель книг по истории Татарстана
Татарская Атлантида
В Казани есть очень красивая легенда о «татарской Атлантиде». Связана она с древнейшей цепочкой озер, которые сегодня носят одно имя - озеро Кабан. Сегодня это озеро находится в историческом центре города. Само возникновение озера обросло легендами. Одна из них рассказывает, что много лет назад первых поселенцев привел в эти места святой старец по имени Касым-шейх. Однако, когда люди увидели вокруг лишь болота и густой кустарник, они возроптали: «Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?» Тогда святой старец расстелил свой бешмет, помолился Богу, взялся за край бешмета и поволок его за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло озеро с чистой и целебной водой. Если смотреть сверху, Ближний Кабан и впрямь напоминает нам расстеленный бешмет с двумя рукавами - Булаком и Ботанической протокой. Правда, по мнению ученых, озера - остатки древнего русла Волги, и возраст озерной системы оценивается в 25-30 тыс. лет.
Рассказывают, что когда полчища Тамерлана покорили древний Булгар, спастись удалось немногим. Одним из спасшихся был князь Кабан-бек. Вместе со своими воинами он бежал на север и нашел убежище среди дремучих лесов на берегу большого и прекрасного озера. С ним был сказочный Алп-батыр, который одолел всех драконов и хищников вокруг озера. Стали люди обживать этот край, построили селение, княжеский дворец, который утопал в райском саду под названием Бустан. Но после покорения Казани Иваном Грозным город этот с мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками опустился на дно озера. И если в очень тихую и ясную погоду выплыть на лодке к середине озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан с подводного минарета.
У известного татарского поэта Габдуллы Тукая есть такие строчки, повествующие как раз об этой легенде.
Коль пришлось уж к слову, дно я покажу,
О подводных тайнах вкратце расскажу.
Медные деревни там увидишь ты,
Города из злата - дивной красоты.
В царстве змей стоглавых стережет вода -
Мраморных оленей резвые стада…
Габдулла Тукай, известный татарский поэт
Озеро Верхний Кабан
- И в наши дни существует поверье, что если выйдешь на озеро Кабан в ясный солнечный день и посмотришь вниз, то увидишь там мечети, город, услышишь призыв азана. Это что-то вроде затопленного Китежа-града.
Галина Ковалева, историк, экскурсовод
Сокровища на дне озера Кабан
Самая известная легенда, связанная с озером Кабан, рассказывает о покоящихся на его дне несметных сокровищах. Этот клад не найден до сих пор. Искатели кладов, историки - все в равной мере не могут найти достаточного количества аргументов за или против того, что сокровища эти существуют. Очень подробно эта легенда описывается в книге Рафаэля Мустафина «Тайны озера Кабан»: ее автору поведал легенду потомок приближенной к казанскому хану семьи Азимовых.
- Там говорится, что перед захватом Казани, чтобы сокровища не достались войскам Грозного, их закатали в бочки, а бочки спрятали на дне озера Кабан. Из поколения в поколение вельможи, присутствовавшие при захоронении клада, передавали знание о месте, где лежит сокровище. По преданиям, это рубины, золото, серебро. Из-за того, что на дне озера много ила, даже водолазы ничего не могут там разглядеть, видимость нулевая. Кто-то, говорят, находил бочки, но они при подъеме срывались, и повторно уже ничего не находилось. По легенде, озеро держит свои тайны и не дает раскрыть их, пока не придет время.
Любовь Ковалева, экскурсовод, менеджер Туристско-информационного центра Казани
Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалеку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает), найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и тут-то, на расстоянии в несколько связанных вожжей, и находятся сокровища. Причем на такой глубине, чтобы, даже зная это место, но, не зная еще одного секрета, их невозможно было поднять.
Причем, казна состоит из трех частей. Это золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла, а также золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. Третья часть - сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной.
На основании этой легенды в прошлом году был снят полнометражный художественный фильм «Сокровища О.К.», главные роли в котором исполнили Алексей Воробьев, Эльвира Ибрагимова, Байбулат Батуллин и Мария Кожевникова. Снимался фильм в Казани: на берегу озера Кабан, на главных улицах города и в Казанском кремле.
Сокровища О.К. Трейлер, 2013
Click to view
Наталия Фёдорова, Артем Карпенко,
Татьяна Леонова, Наталья Гребнева
SmartNews, 29 января 2014