Бизнес лихих 90-х. Новороссийск

Sep 22, 2014 19:01

Бизнес 90-х в других городах России

«Предприниматели в то время совершенно не знали законы»
Корреспондент РП поговорила с предпринимательницей из Новороссийска, которая начала заниматься бизнесом в 90-е годы, о том, каким она запомнила это время

Торговые палатки и ларьки, ставшие культовыми в 90-е годы, безвозвратно исчезают с городских улиц. В Новороссийске программа сноса временных объектов мелкорозничной торговли практически завершена. Вместе с ларьками рынок покидают и предприниматели, которые начинали еще в 90-е годы прошлого века. Тех, кто смог подстроиться под новые рыночные условия - единицы. ©
~~~~~~~~~~~



Татьяна Гаврилова (имя изменено - Примеч. ред.) - владелица большого продуктового магазина, расположенного недалеко от центра города. Она начинала свой бизнес с ларька, сделанного из гаража, где продавались сигареты, алкоголь и шоколадные батончики.

- Начать бизнес в 90-е годы, действительно, было легко. Достаточно было просто пройтись по городу, найти место, которое ты считаешь перспективным, поставить там ларек, какой тебе нравится, и все, можно торговать. Никакого оформления не требовалось. Таким же образом поступили и мы с мужем в 1995 году: присмотрели место и установили там ларек из старого гаража общей площадью 5 м2.

Где-то дней через пять к нам пришли молодые ребята и предложили свои услуги «охраны», назначив цену. Раньше мы никогда не соприкасались со сферой бизнеса, поэтому такое предложение нас сильно удивило и озадачило. Вечером мы позвонили своим знакомым, которые уже несколько лет занимались торговлей, чтобы выяснить, кто это к нам приходил и должны ли мы им платить. Они объяснили, что мы открыли ларек на участке, который держат эти ребята и платить нужно обязательно, иначе они просто-напросто сожгут киоск.

Еще через несколько дней пришли другие ребята и сказали, что платить нужно им. Мы объяснили, что к нам уже приходили товарищи, на что те спокойно ответили: «Нет, они вам не товарищи! Мы будем вас охранять. Это наша территория».

Они попросили устроить им встречу с первыми ребятами. Уж не помню, как мы ее им устроили, но в итоге мы стали платить вторым.

Позже наши «охранники» объяснили, что первый раз к нам приезжали простые местные пацаны, которые под шумок хотели заработать денег. Тогда, оказывается, все местные группировки как раз формировались и укрупнялись. В итоге в городе стали работать две крупные группировки. Одну держал человек по кличке Гранд, другую - Шоколад.

Мы попали под «крышу» Гранда. С этого момента, в строго определенную дату к нам приходили его люди, которым мы отдавали деньги. Надо сказать, небольшие по тем временам. Мы этих ребят между собой называли «сиротки».

- Вы их боялись?

- Нет. Знаете, я не могу назвать этих людей бандой. Это были очень грамотные, правильные и порядочные люди. Я никогда не видела их пьяными, грязными, плохо одетыми или грубо разговаривающими. У каждого из них был какой-то свой бизнес, помимо «охранного». Они работали круглые сутки, не лежали на диване как некоторые в то время. Да, они были вне закона, но то, за что они брали с нас деньги, отрабатывали на 200%. Они могли решить абсолютно любой вопрос. Например, Гранд иногда лично ходил в налоговую инспекцию, если у его «клиентов» возникали какие-то проблемы. Он был очень культурный, в белой рубашечке, всегда одет с иголочки.

- И какие проблемы решали эти люди?

- Не секрет, что в то время сотрудники всех контролирующих органов ничего не боялись и злоупотребляли своим положением. Если сейчас без постановления прокуратуры не пройдет ни одна проверка, то тогда абсолютно любой сотрудник любого управления и в любое время мог прийти и написать акт за то, что у тебя лампочка не так висит или бейджик у продавца не с той стороны приколот. Был случай, когда к нам зашел торговый инспектор, сел на стул и заявил, что он очень устал ходить, поэтому проверять нас не будет, а сразу напишет в акте, что у нас ценники неправильно составлены. Следом мог зайти сотрудник ППС и уверенно сказать, что вот это и вот это у нас не соответствует закону, и поставить перед выбором: либо он выписывает штраф на три минимальных оклада, либо платите сейчас. Люди молча выкладывали деньги. Предприниматели в то время совершенно не знали законы, их просто негде было прочитать.

После проверки мы звонили людям Гранда, они приезжали и начинали разбираться. Сначала требовали полный отчет с нас: кто приходил, за что оштрафовали. Если, например, причиной штрафа было отсутствие сертификата, то они спрашивали, почему этого документа нет, мол, почему так плохо работаете? Если твои объяснения их убеждали, то тогда они ехали разбираться с теми, кто выписал штраф.

К 2003 году такая система охраны мелких предпринимателей стала хорошо известна и организована, поэтому проверяющие входили в магазин и прежде, чем начать проверку, говорили продавцу: «Если вам есть, куда звонить, то звоните».

В декабре в город приезжали «гастролеры» - разбойные банды, которые занимались грабежом. У них было правило: перед Новым годом, когда люди готовятся к празднику, и, естественно, у них накоплены деньги, меняться группировками «город на город». В это время люди Гранда охраняли нас пристальнее, ездили по городу даже ночью. Наш ларек не вскрыли ни разу. Правда, в ларьке у нас ночевали продавцы. Во многом для охраны, но еще и потому, что они были из других городов, и им было неудобно возвращаться домой поздно вечером. Мы поставили там кресло, отопление сделали из газовых баллонов, и люди там спали.

- Где вы приобретали товар? Поставщики вас часто обманывали?

- Поставщики - нет. Мы ездили за товаром в Краснодар и как-то сразу нашли со всеми общий язык. С некоторыми я по сей день работаю. Был случай, когда нас обчистили наперсточники. Они в то время очень бойко орудовали в городе. Мы ехали за товаром и зачем-то остановились у кафе «Минутка». Я зашла внутрь кафе, а муж остался в машине. Выхожу, а он стоит у входа в кафе в полном шоке. Выяснилось, что он только что отдал этим лохотронщикам все деньги, которые у нас были на товар, сам не понимая, как это сделал. Мы начали просить их вернуть, но это было бессмысленно. Тогда муж обратился к знакомому, который занимал высокую должность в местном ОВД. На следующий день нам вернули большую часть денег, привезли прямо домой.

- Какие товары пользовались особенным спросом?

- В 1995 году в городе уже все было. Жвачками людей было не удивить. Единственное, батончики шли на «ура» - «Марс», «Сникерс» и прочие. Потом появился шоколад «Альпен Гольд», люди сметали его с прилавков. Водка шла очень хорошо, у нас был один ее вид. Знаю, что многие предприниматели в то время делали водку из спирта, причем кто-то фильтровал, а кто-то не фильтровал. Тут же разливали ее по бутылкам и продавали. Проблем с этикетками не было. В городе был человек, который продавали наборы: тысяча этикеток, тысяча пробок. Но их непросто было купить, только через «своих».

Воды газированной тогда еще не было, но хорошо покупали местную пепси-колу, которую выпускал новороссийский пивзавод.

- Моряки, наверное, часто привозили на продажу импортные товары?

- До 2000 года в Новороссийске работали комиссионки, куда моряки возили различную мелочевку: жвачки, сигареты, кофе, одеколоны, колготки. Потом эти комиссионки закрыли. Мы у них иногда покупали пиво «Эфис Пилснер», оно было в жестяной банке, что по тем временам считалось редкостью.

В то время в городе появилось очень много челноков, которые мешками возили вещи из Турции. Пароходы ходили один за другим. Причем высаживали их, не довозя до таможни, на заброшенных причалах рыбзавода. Челноки за это платили экипажу долларами, но зато их товар не облагался таможенной пошлиной. Торговали они на территории Южного рынка - там раньше была большая поляна.

Еще моряки иногда привозили микроволновки и фритюрницы. Этот товар еще нигде тогда не появился, а в Новороссийске уже можно было купить.

- Какой момент стал переломным в вашем бизнесе?

- В 2004 году те, кто нас «крышевал», стали потихоньку исчезать. По слухам, ходившим в городе, их стали одного за другим убивать. Какое-то время к нам еще приходили ребята, но потом и они отошли от этих дел.

Постепенно стало наступать время законов и оформленных документов. Те ларечники, кто не оформил документы на землю сразу, потеряли все. Так как после «нулевых» оформить что-то на себя стало очень сложно. Нам повезло, мы оформили земельный участок еще в 95-м году, поэтому стали строить на месте ларька магазин. Но пришлось побегать по различным инстанциям для согласования документов. Тогда чиновники не стеснялись попросить за нужную печать, например, комплект новой резины на автомобиль.

Позже, раз в год, уже отстроенное помещение магазина должно было пройти проверку, на основании которой нам выдавали лицензию. Однако нормативные требования у проверяющих служб сильно противоречил друг другу. Например, пожарные требовали, чтобы на окнах не было решеток, поэтому перед их проверкой решетки мы спиливали. А на следующей неделе приходили сотрудники милиции, которые требовали решетки на окнах - мы их снова приваривали. Вот этим мы занимались раз в год, пока не появились роллеты.

Одно время к нам повадился ходить местный участковый, которому мы должны были ежемесячно собирать пакеты с данью. Но постепенно все закончилось. Да и предприниматели становились все грамотнее, начали изучать законы. Сегодня мелким предпринимателям тоже непросто. Им приходится конкурировать с крупными гипермаркетами и торговыми центрами. Но что делать, пришел период расцвета монополий.

Текст и фото: Наталья Решетняк
«Русская планета», Новороссийск, 17 июля 2014

общество и население, нравы и мораль, криминал, экономфинбиз, современность, города и сёла, 90-е, воспоминания, жизнь и люди, развал страны, торговля и рынки, регионы, ссср, юг, россия

Previous post Next post
Up