Лица России. Селькупы

Aug 15, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Селькупы. «На Родину в Иванкино», 2011

image Click to view



Общие сведения

СЕЛЬК‘УПЫ, (прежнее, до 30-х гг. XX в., название - остяко-самоеды) - народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек), небольшая группа имеется в Туруханском районе Красноярского края - 304 чел.

Численность: 1897 г. - 5805, 1926 г. - 1630 (по этой переписи большая часть селькупов была учтена вместе о хантами), 1959 г. - 3768, 1970 г. - 4282, 1979 г. -3565, 1989 г. - 3612 2002 г. - 4367 (фиктивный прирост за счёт того, что многие метисы, ранее числившиеся русскими, записались селькупами). По данным Переписи населения 2002 года численность селькупов, проживающих на территории России, составляет 4 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 3 тыс. 649 человек.

Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык. Селькупский этнос сложился в ходе длительного взаимодействия и слияния аборигенного населения среднего течения р. Оби с проникшими сюда в начале н. э. из района Саян самодийскими племенами.

В XVII в. часть селькупов переселилась к северу, на р. Таз, а позднее - и на р. Турухан. Занятия селькупов в прошлом - охота и рыболовство, у северных групп - и оленеводство (Народы Сибири, 1956).

Селькупы сосредоточены в нескольких сельских населенных пунктах. Везде селькупы живут совместно с представителями других народов, которые доминируют в численном отношении (Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В., 2003.)



К концу 16 века существовало объединение Селькупов - Пегая орда. С основанием Нарымского острога (1596) русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить Селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских Селькупов. Под влиянием русских нарымские Селькупы стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество.



Основными направлениями хозяйственной деятельности Селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге - белка. Северные Селькупы добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки - пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре - дикий олень, главным образом с помощью ружья. Современный охотничий промысел развит главным образом на севере селькупского региона.



Среди томских (среднеобских) Селькупов профессиональных охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысловой охоте занимает добыча водоплавающей птицы и боровой дичи. Оленеводство распространено только в северном ареале расселения Селькупов, в тазовско-туруханском регионе. Оленеводство заимствовано Селькупами от ненцев и энцев.



В прошлом у Селькупов устанавливаются следы бытования родового и фратриального деления. Уже с конца 19 века основной общественной единицей становится соседская община. Общинники совместно пользовались охотничьими угодьями, устраивали коллективно заграждения на реках для ловли рыбы. Прочно бытовали обычаи соседской взаимопомощи.



Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки - карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В 19 веке селькупские селения - юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) Селькупов - землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал - очаг с трубой.



Селькупы-оленеводы, живущие в Тюменской области и Туруханском районе Красноярского края, используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных Селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски - вываренных и сшитых между собою кусков бересты - или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа.



Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных Селькупов служила парка - распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины - домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные Селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.



В прошлом Селькупы питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку - порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы Селькупов - изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в 19 веке в пищевой рацион Селькупов вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы и др.



Разнообразными жанрами (героические песни, исторические предания, сказки, загадки, поговорки) представлен селькупский фольклор. У современных Селькупов, особенно Селькупов Томской области, многие фольклорные произведения исполняются на русском языке. Из музыкальных инструментов у Селькупов бытовали варган - губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения Селькупов. У северных Селькупов был известен только шаманский бубен.

В. И. Васильев, Егор Толкунов

тв и радио, проекты, русские и славяне, фильмы, россияне, сельское хозяйство, фольклор, наследие, быт, менталитет, север, регионы, культура, общество и население, образование и воспитание, видео, единство и община, агитпроп и пиар, фото и картинки, сибирь, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up