Лица России. Саамы

Aug 14, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Саами. «Русская Лапландия», 2011

image Click to view



Общие сведения

СА‘АМЫ (самоназвание), саами, лопари, народ в Норвегии (40 тыс. человек), Швеции (18 тыс. человек), Финляндии (4 тыс. человек), в Российской Федерации (на Кольском полуострове, 1 тыс. 771 человек). По данным Переписи населения 2002 года численность саамов, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек.

Язык саамский, составляет отдельную подгруппу финно-угорской группы уральской семьи; распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов. Верующие Саамы в Скандинавии - лютеране, в Российской Федерации - православные.

По-видимому, Саамы - потомки древнейшего населения Северной Европы, хотя существует мнение об их переселении с востока. Христианизация Саамов началась в 15-16 веках.

До 17 века основными занятиями Саамов были охота и рыболовство, с 17 века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства Саамов (так называемых горных Саамов) ведущим занятием. Традиционное хозяйство Саамов на морских побережьях, особенно в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (так называемые морские Саамы), во внутренних районах Швеции и Финляндии - на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные Саамы). Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные Саамы заняты в оленеводстве (в скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в России - около 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях. Значительная часть Саамов живёт в городах.



Традиционным переносным жилищем Саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами,- кувакса у кольских, кота - у скандинавских Саамов. Другое традиционное жилище (вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них - оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки - отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских Саамов - тупа, у кольских - пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины - рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил у скандинавских Саамов пэск (или мудд), у кольских Саамов - печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротником, стягивавшимся ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами.



На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин - шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек - перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги - низкую обувь из ровдуги или меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами).

Традиционная пища Саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом - из рыбы; некоторые группы Саамов употребляли также оленье молоко.

Фольклор Саамов представлен мифами, сказками, преданиями. Долго сохранялись следы дохристианских культов с развитым пантеоном, поклонением духам и священным камням-сейдам, шаманизмом и т.п.

Т.В. Лукьянченко



Очерки

От 60-й параллели до Северного Ледовитого океана

Полярную звезду найти на небе легко. Достаточно продлить линию, соединяющую две звезды ковша Большой Медведицы. Полярная звезда является самой последней звездой в ручке ковша Малой Медведицы. По ней легко ориентироваться, потому что направление на Полярную звезду совпадает с направлением на север. Эти сведения мы узнаем на школьных уроках по астрономии. И для кого-то их вполне достаточно. Но, оказывается, роль этой звезды гораздо важнее, чем просто светить, пребывая на небе, и указывать нужное направление. У саамов существует поверье, что Полярная звезда служит опорой, которая держит небо. Отсюда и ее название - Небесная Опора (Boahjenast).



Солнце приветствовали поклоном

Мироздание по представлениям саамов состояло из трех миров: верхнего, среднего и нижнего. Нижний мир, где жили души умерших и духи-покровители, находился под землей. Хотя есть записи, сделанные восточными саамами, о том, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд. Причем люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв.

Средний мир был земным, где жили люди и животные, а верхний (небо) принадлежал божествам. Исследователи полагают, что единого верховного божества у саамов не существовало. Одним из верховных божеств был Юбмель (Ибмель). Он символизировал жизненные силы природы. Также к числу верховных божеств принадлежал и бог Солнца (Пейвэ или Бяйвэ). Он существовал у всех групп саамов. Известно, что при окончании полярной ночи появление Солнца следовало приветствовать поклоном. По сохранившимся сведениям, этому божеству приносили в жертву белую важенку (самку северного оленя). Бог Солнца у саамов не был персонифицирован, не имел какого-то зримого воплощения. А вот бог Грома (Айеке), напротив, был антропоморфным (человекоподобным) существом и держал в руке молот. Названий у этого бога было много, и все они были основаны на звукоподражании грому: Гарагаллес, Гарангаллес, Гороюрий, Тиермес, Торотурос.

Среди древних саамских божеств известны и женские. В старых источниках часто упоминаются четыре богини - Мадеранна, Саранна, Юксанка и Уксакка. Причем их роли не всегда ясны, но в целом их связывают с заботой о сохранении жизни на земле - как рождением людей, так и животных. Упоминается и еще одна богиня - Ябмеакка, властительница загробного мира. Но самая многочисленная группа божеств или духов в древнем пантеоне саамов была связана с повседневной жизнью и хозяйственными занятиями саамов. Это были «хозяева», ведавшие различными отраслями жизни и деятельности саамов. Первое место среди них занимала Луот-хозик (хозяйка оленей) - покровительница оленей и оленеводства.



Морская бабушка избавляет от непогоды

От древних верований легко сделать шаг в сторону сказок. Интересно, что многие саамские сказки все эти древние (дохристианские) представления порою описывали, воспроизводили, но уже в сказочной форме. Вот характерный пример. Сказочная история «Морская бабушка».

С давних пор на берегу Териберской губы, заливе морском, стоял погост (поселение). В те времена одни саамы там жили.

Морским промыслом занимались, рыбу ловили. Лодки у них деревянные, оленьими жилами шиты, маленькие такие, верткие. Трудно на этих лодках рыбакам в плохую погоду. Баренцево море суровое, шторма на нем частые. В плохую погоду и в губе не укрыться. Волны в ней гуляют - почище, чем в открытом море.

Собрались как-то саамы и стали думать: не поискать ли другое место для погоста. Уж больно открытая для всех штормов и ветров Териберская губа.

А жила в этом погосте Моресь-аканчь - Морская бабушка. Слушала-слушала и говорит: - Мой прадед в этом месте рыбу промышлял, и дед, и отец, и муж, а теперь вот сыны и внуки. Стыдно мне вас, рыбаки, слушать. Кто же это из родных мест уходит?
Заспорили с ней рыбаки.

- Ладно, - говорит Морская бабушка, - избавлю я вас от непогоды, от бурь.

Не поверили ей саамы.

- Как же ты избавишь нас от непогоды? - спрашивают.

- Скоро увидите, - ответила старушка.

- Нет, - говорят саамы, - скажи, где ты защиту возьмешь?

- Возьму я ее у Цып-Наволока и приведу в Териберку, - сказала бабушка.

Вот так бабушка! Что надумала!



А она говорит: - Вы спать ложитесь и из вежей (жилищ) не выходите, на море не смотрите, пока я вас сама не позову. Пообещали саамы сделать так, как старушка велела, и спать пошли.

Развела Моресь-аканчь большой костер, положила в него треску. Суп варит, китовым плавником помешивает да слова тайные говорит.

Поднялась на море страшная буря, на землю и на воду густой туман пал. Морская бабушка вмиг по нему до нужного места добралась, оторвала от полуострова Рыбачьего большой кусок земли и поплыла на нем по морю на восток, к Териберке.

А тут и утро настало. Небо прояснилось. Туман рваными клочьями пошел, да и весь растаял.

Плывет земля мимо устья Кремневой реки. А в устье том саамское поселение - Погост Истертой Скалы. Его так называли, потому что скалы там штормами сильно разбиты были.

Саамские женки рано поднимаются. Вышли две женщины поглядеть на море, не пора ли мужей поднимать да за рыбой отправлять. Видят: земля плывет.
Закричали они:

- Люди, просыпайтесь! Чудеса делаются! Было на море чисто, теперь земля на нем появилась!

Выбежали саамы из своих веж - и глазам не верят. Стоит против их погоста большой остров. Кильдин он теперь называется.

Вот как все получилось. Не знали женщины те: нельзя было кричать, когда плывущий остров увидели.

Кусок земли тот от человеческого крика и остановился. А Моресь-аканчь, что на нем плыла губу Териберскую от непогоды защитить, вмиг окаменела. И стала она главным морским сейдом, добрым духом моря. Много раз саамы-промышленники к каменной бабушке ходили, китовые позвонки ей в подарок приносили, рыбу всякую.
И всем она удачу в морском промысле давала.

Много лет прошло, столько, что и не сосчитать. Стоит и стоит сейд - большой камень, над морем возвышается.



Сыновья заводили свое хозяйство

Сказки сказками, а как жилось саамам в реальности (в семейной и общественной жизни)? Вплоть до середины XIX века обычной для саамов была большая семья (десять и более человек). Сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили свое хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти. Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определенное время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя. В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным. После свадьбы, когда молодая жена становилась хозяйкой, хранительницей домашнего очага, она, как правило, не попадала в униженное положение и не становилась рабой мужа, а ее влияние на детей иногда даже было большим, чем власть и влияние отца. Правда, на поведение женщины налагался ряд запретов и ограничений. Так, она не могла заходить в переднюю часть вежи (жилища), где находилось «чистое» место. Когда в доме были гости, не участвовала в общей трапезе, а только подавала угощение. Ей запрещалось также близко подходить к местам святилищ, она не смела прикасаться к шаманскому бубну.

И все же, положение женщины нельзя было назвать бесправным. Особенности образа жизни и быта саамов в условиях суровой северной природы и промыслового хозяйства были таковы, что семья большую часть времени проводила на своих семейных промысловых участках, вне общения с другими семьями и членами территориального объединения - погоста. Специфика этих условий определяла положение каждого из супругов в семье, их взаимоотношения, обязанности. Жена была единственной помощницей мужа, она не только выполняла необходимую работу по дому и занималась воспитанием детей, но и участвовала в промыслах (рыбной ловле, иногда даже оленеводстве), то есть в добывании основных средств существования.



Как отмечал историк-этнограф Николай Харузин (знаток саамского быта), работу в саамской семье нельзя было строго разделить на женскую и мужскую. По сути своей можно лишь говорить о делах, преимущественно исполняемых женщинами. Это, например, приготовление пищи, шитье и починка одежды, прядение шерсти и вязание, изготовление рыболовных сетей, лов мелкой рыбы в озерах. К работам, исполняемым преимущественно мужчинами, относятся: уход за оленями, заготовка и продажа дров, ямская повинность, лов крупной рыбы, постройка карбасов. Но в действительности в семье не всегда строго придерживались этих норм, и нередко можно было встретить саамскую женщину, которая ехала в лес за дровами или пасла оленей, а также и саама, занимавшегося приготовлением пищи или починкой одежды. Это также делало положение мужа и жены в семье равным.

Особенности быта саамской семьи складывались веками и определялись спецификой их хозяйственной жизни и полукочевого быта. Эти особенности, кажущиеся, на первый взгляд, утраченными, в действительности в определенной мере сохраняются и в настоящее время, особенно в тех семьях, где кто-либо из членов занят в традиционном хозяйстве, а именно - в оленеводстве. В таких семьях необходима одежда из оленьего меха и сохраняется умение изготовлять ее так же, как и навыки изготовления различных орудий труда (аркана, саней), умение традиционной разделки оленьей туши, навыки ориентировки и поведения в тундре.

Интересный факт, заслуживающий внимания: в саамских семьях, ориентированных на традиционное хозяйствование, хорошо сохраняется и родной язык.

В современной семье главой может быть как мужчина, так и женщина. В трехпоколенных семьях это чаще бывают люди старшего поколения. Но иногда главой семьи считается и кто-нибудь из более молодых (например, женатый сын или замужняя дочь). Это может быть связано с их более высоким заработком или более высоким социальным положением. Внутрисемейные отношения строятся обычно на равенстве членов семьи.



Как почувствовать красоту йойка

А еще саамы замечательно поют. Центральное место в их самобытной культуре занимают песни-импровизации (йойки). Они отличается от традиционного народного пения, например, в Западной или Южной Европе. И, вообще, нам, привыкшим к другим ритмам, другим интонационным ходам, к другой мелодике, порой кажутся странными и даже смешными горловые переливы поющих, их однообразные на первый взгляд причитания. Но чтобы почувствовать красоту этих песен, надо вспомнить, что йойк не является песней о ком-либо или о чем-либо. Йойк существует сам по себе. Иначе говоря, «что вижу, о том и пою» - так можно охарактеризовать йойк.

Йойк можно посвятить любимой жене или восходу солнца, какому-нибудь животному или красивому, живописному месту. Йойк можно запросто подарить новому знакомому. Важно, чтобы у человека был свой собственный йойк. Он по своему звучанию и смыслу должен быть связан с его именем

У песни в западноевропейском ее понимании должно быть начало, середина и конец. Йойк же начинается и прерывается внезапно. Чтобы почувствовать красоту йойка, надо на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма. Пение саамских песен сопровождается игрой на национальных музыкальных инструментах нивьта, хоуфф и келлах.

тв и радио, проекты, русские и славяне, фильмы, россияне, сельское хозяйство, фольклор, наследие, быт, менталитет, север, регионы, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, фото и картинки, народы, мурманск, сми, россия

Previous post Next post
Up