Ранее:
Основатели религий в реальной жизни: Иисус Основатели религий в реальной жизни: БуддаТворцом самой молодой из мировых религий ислама был Мухаммад. В отличие от Будды и Христа, его биография в общих чертах известна. Она изложена в Коране и хадисах, хотя их историческая достоверность вызывает порой сомнения. Безусловно, у Пророка есть сокровенная биография, но мы говорим о земной жизни основателей, которая наложила свою печать на их учения.
Мухаммад - такой же полноправный основатель религии, как Будда и Иисус Христос. Это объединяет всех троих. А теперь главное отличие Мухаммада, которого в старину у нас, подражая французскому, называли Магомет. Теперь в современном русском литературном языке принято писать: Мухаммад или Мохаммед.
Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери, располагавшемся на окраине Мекки, метрах в 400 от храма Каабы. Американский писатель-романтик Вашингтон Ирвинг в своей биографии Магомета указывает апрель 569 года, а выдающийся историк религий Мирча Элиаде целый период предположительно между 567-м и 572 годом. Разнятся даты и в многочисленных энциклопедиях, как отечественных, так и в зарубежных.
Его отец Абдаллах умер еще до рождения сына, и по арабскому обычаю его наставником стал дед Абд аль-Мутталиб. Все они происходили из воинственного и могущественного рода Хашим племени курейш, "самого прославленного семейства среди арабов, семьи правителей Мекки и наследственных хранителей Каабы", как отмечал знаменитый историк Эдвард Гиббон.
К этому же племени принадлежала и мать Мухаммада, юная Амина, которая отдала своего шестимесячного сына на воспитание женщине из кочевого племени Бану Саад. Два раза в год - весной и осенью - обладающие средним достатком мекканцы отдавали своих чад на воспитание женщинам окрестных кочевых племен. В удушливой и грязной Мекке дети могли бы запросто погибнуть. Кормилицей Мухаммада стала Халима.
О жизни Пророка в приютившей его семье легенды почти ничего не сообщают. Кроме одного случая, раскрашенного изумительными поэтическими деталями, который произошел примерно на четвертом году пребывания мальчика у кочевников. В полдень, при ярком солнечном свете, когда кормилица с мужем были в шатре, а Мухаммад вместе с молочным братом невдалеке играли и присматривали за ягнятами, к мальчикам подошли двое незнакомцев в белом одеянии. Это были ангелы, но дети об этом не догадывались. Один из странников держал в руках золотой таз, наполненный ослепительно белым снегом. Они положили Мухаммада навзничь и, раскрыв грудную клетку, вынули его сердце. Из сердца они извлекли каплю черного цвета и отбросили ее прочь; затем вычистили сердце и внутренности ребенка снегом и, вложив сердце на место, удалились.
Примерно в 25 лет Мухаммад женился на состоятельной вдове Хадидже, которой было 40 лет. Почтенная и уважаемая в городе женщина, пережившая двух мужей, вела торговлю с помощью нанятых ее приказчиков, которые получали не твердо установленную плату, а определенную долю прибыли. Хадиджа предложила Мухаммаду отвезти ее товары для продажи в Сирию, а там закупить греческие и персидские изделия. Вдова щедро расплатилась с молодым человеком, поскольку полученная ее прибыль намного превышала обычную, а Мухаммад произвел на нее неизгладимое впечатление своей статью, умом, характером и безукоризненной честностью.
Хадиджа была дочерью Хувайлида, прямого потомка прославленного Курайша в девятом колене. Словом, была самых благородных арабских кровей, и от ее второго покойного мужа ей в наследство досталось немалое богатство. Молодые сыграли свадьбу в богатом доме Хадиджи. Вместо ожидаемого богатства Мухаммад обрел настоящую любовь. После смерти Хадиджи у Мухаммада было еще девять жен, но при ее жизни - не было другой супруги у пророка. У них родилось семеро детей: три сына, умершие в младенческом возрасте, и четыре дочери. Кроме счастливой семейной жизни, большой любви и полного дома детей - радостей частного человека, жена подарила Мухаммаду уверенность в его высоком предназначении. Хадиджа поддержала религиозное призвание своего супруга.
После женитьбы с Мухамаддом происходило нечто странное, внешне напоминающее припадки. Без всякой видимой причины его тело начинала сотрясать дрожь, как при ознобе, лицо бледнело и покрывалось крупными каплями пота, иногда бывали судороги. Сознания он не терял, но часто испытывал невыносимую тоску.
Первые три года Мухаммад сообщал содержание божественных посланий только нескольким близким людям: кроме Хадиджы, двоюродному брату Али, приемному сыну Зайду, и двум будущим халифам, Осману и Абу Бакру. Спустя много лет в Коране будет сказано, что созданием, которое предстало перед Мухамаддом для передачи вестей от Аллаха, был Джибрил, ангел Гавриил. Он и повелел Мухаммаду проповедовать веру в единого Бога, Милостивого и Милосердного.
Современная наука исходит из тезиса, что Мухаммад действительно имел экстатический трансперсональный опыт, у него были видения и откровения, воспринимавшиеся им как свидетельство его непосредственного общения с Богом. При этом пророк оставался реалистичным политиком, религиозным и государственным лидером (после хиджры и переселения в Мекку - 622 год) и военным стратегом.
Это умение Мухаммада мыслить исключительно в категориях земного мира отразилось в его отношении к богосыновству Христа. Для Пророка было непостижимым, что этот образ - окно в потустороннее, трансцендентное. "Ему [Мухаммаду] казалось, - сообщает пастор Общины христиан Рудольф Фрилинг, - что употребление в отношении Иисуса слова "Сын" подразумевает наличие женщины, которая родила Богу ребенка, - так, как это обычно происходит у людей. Но соответствующие новозаветные высказывания можно понять и совсем по-другому, если исходить из того, что сам человек, будучи подобием Божьим, является существом "теоморфным".
По этой причине жестких доктринальных схем о Боге в Коране не найти. Священная книга мусульман с большой долей подозрительности относится к любым богословским спекуляциям и отвергает их как занна (по-арабски буквально "догадки") - безответственные и бездоказательные соображения о тех вещах, о которых никто ничего не может знать. В исламе, как и в иудаизме, Бог воспринимался прежде всего как нравственный императив.
О ночном путешествии Мухаммада, когда он, оседлав крылатую кобылу аль-Бурак, посетил земной Иерусалим, а затем вознесся на небо, не стоит упоминать в реальной биографии. Хотя бы по той причине, что это сказочное приключение длилось мгновенье. Из кувшина, опрокинутого Мухаммадом, когда он отправился в путь, не успело вытечь содержимое, как он уже вернулся. Краткость не помешала созданию многочисленных травелогов в исламской традиции.
"Магомет подкреплял собственным примером запрет на употребление вина, утолял голод небольшим количеством ячменного хлеба, любил вкус молока и меда, но обычной его пищей были финики и вода, - описывает частную жизнь Пророка и его привычки Эдвард Гиббон. - Благовония и женщины были единственными чувственными удовольствиями, которых требовала его природа и не запрещала его религия, и Магомет уверял, что эти невинные радости усиливают его религиозный пыл. Жаркий климат горячит кровь арабов, и античные авторы отмечали их склонность к сладострастию. В частной жизни Магомет давал волю своему мужскому вожделению и злоупотреблял своим правом пророка. Все женщины без ограничений были отданы на служение его желаниям. Если мы вспомним 700 жен и 300 наложниц царя Соломона, то должны будем восхвалить умеренность араба, который имел не более 17 или даже 15 жен. Из них историки перечисляют по именам 11, которые имели в Медине каждая свой дом. Довольно странно то, что все они были вдовами, за исключением одной, Айши, дочери Абу Бекра. Она, несомненно, была девственницей, поскольку Магомет провел с ней первую брачную ночь, когда ей было всего девять лет (так рано созревают для любви девушки в этом климате)".
Этот же британский историк приводит латинское свидетельство Святого Петра Пасхазия о том, что Мухаммад "хвалился, что обладает детородной силой 30 мужчин, и, как сообщают арабские книги, мог за один час удовлетворить 11 женщин".
Несмотря на многоженство у Мухаммада не осталось наследников мужского пола и в 655-м или 656 году военачальником правоверных стал его зять Али.
Все источники пишут - Пророк Мухаммад скончался 8 июня 632 года в Медине.
Игорь Буккер