Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Коми. «Своя тропа», 2009
Click to view
Общие сведения
К‘ОМИ (самоназвание), коми морт ("коми человек"), коми войтыр ("коми народ"), зыряне (устаревшее русское название), народ в России. Численность 336,3 тыс. человек, коренное население Коми (292 тыс. человек), живут также в Архангельской, Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. В царской России коми именовались зырянами, теперь это название считается устаревшим. Общая численность в бывшем СССР 344,5 тыс. человек.
По данным Переписи населения 2002 года численность коми-зырян, проживающих на территории России, составляет293 тысячи человек, по переписи 2010 года в России проживают - 228 тыс 235 человек. В том числе в Республике Коми - 202 тыс. 348 человек.
Родственны коми-пермякам и удмуртам. Основные этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Говорят на коми (-зырянском) языке финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузсколетский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский, среднесысольский, удорский. Письменность на основе русского алфавита. Б‘ольшая часть верующих Коми - православные, есть старообрядцы.
Непосредственные предки Коми - этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в 10-14 веках на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании Коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. В конце 14 века Коми были христианизированы.
После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства. В 16-17 веках происходило изменение границ расселения Коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, Коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходило сложение основных этнографических групп Коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В 17-18 веках в результате дальнейшего расселения Коми сформировались этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформилась восточная граница этнической территории Коми вдоль Уральского хребта. Шёл активный процесс формирования Коми как этноса. Расширение этнической территории на север продолжалось вплоть до конца 19 века, но чёткой этнической границы не сложилось. Северные Коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать на одной территории с ненцами. Основными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.
В 1921 была образована Автономная область Коми, которая в 1936 преобразована в Коми АССР, с 1991 Коми ССР, с 1992 Республика Коми. Были созданы условия для завершения консолидации народа Коми. В 1918 было принято решение о создании национальной школы. В основу литературного языка положен приустьсысольский (присыктывкарский) говор. Утверждён оригинальный алфавит коми языка, составленный В.А. Молодцовым. На короткий срок (1932-35) письменность Коми переводили на латинскую графическую основу. В конце 30-х годов был принят современный алфавит на русской основе. В 20-30-е годы были заложены основы профессиональной национальной культуры Коми.
Традиции земледелия связаны у Коми, по археологическим данным, с культурой перми вычегодской. Первоначально в 10-11 веках оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с 12 века. Деревянная соха (гор) в это время оснащается железными сошниками. С 15 века постепенно внедрилось трёхпольное земледелие, однако даже в 19 - начале 20 века у Коми применялись все три системы земледелия: трёхполье, перелог и подсека.
Наиболее распространённой зерновой культурой был ячмень, второе место по значению занимала рожь. Овёс и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лён и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук, с конца 19 века картофель, который в начале 20 века распространился повсеместно.
На давние традиции скотоводства у Коми указывают языковые данные, основная его терминология в коми языке относится к древне-иранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные остатки коров, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве Коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рекам Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Наилучшим считался печорский скот.
Специфической отраслью скотоводства у северных Коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские Коми стали не ранее конца 17 века, по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные Коми внесли в него ряд усовершенствований.
Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских Коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со 2-й половины 19 века товарное значение приобрела также добыча боровой дичи.
Основные объекты добычи: боровая дичь (рябчик, тетерев, глухарь, куропатка); из водоплавающих: утка, гусь; дикие копытные (лось и олень); пушные звери: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка, песец и белая куропатка.
Давние традиции у Коми имело рыболовство. Рыба ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое значение имело товарное рыболовство у северных Коми (ижемцев и печорцев). В Печорском уезде Архангельской губернии в начале 20 века ежегодный доход от продажи рыбы в 2 раза превышал доход от охоты.
Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса Коми имело собирательство (брусника, клюква, голубика, черника, морошка, земляника, малина, смородина, рябина, черёмуха). У печорских Коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали берёзовый сок (зарава). У всех этнографических групп Коми (кроме северных Коми-оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением).
Традиционные ремёсла у Коми в 19 - начале 20 века в значительной мере оставались ещё в рамках домашней промышленности как подсобные занятия. Проникновение в деревню товарно-денежных отношений в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Распространённое у Коми прядение и ткачество и в начале 20 века не поставляло продукцию на рынок, в то же время крашение домотканых холстов и сукон уже вышло из рамок домашней промышленности. К началу 20 века в Усть-Сысольском уезде было около 20 красилен, по 2-3 в каждой волости. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале 20 века по 2-3 человека в каждой волости. Работали по заказу и на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и некоторых других производств. Некоторые ремёсла (например, шитьё одежды) получили характер отхожих промыслов. К местной специфике относились: техника ленточно-жгутового налепа при производстве гончарной посуды; традиционный геометрический орнамент, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильные изделия; оригинальные зооморфные сюжеты росписей по дереву и меховая мозаика у северных Коми. Преимущественно для себя изготовлялись лодки, сани, лыжи и другие средства передвижения.
Основные типы поселений: деревня (сикт, грезд) и село (погост), расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни были мелкими, с разбросанной планировкой. В 18-19 веках распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В 19 веке в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные сёла, растянувшиеся на несколько км вдоль рек. Правильная уличная планировка появилась лишь в современный период.
Традиционное жилище - наземная, прямоугольная по форме, срубная из сосновых брёвен постройка на высоком подклете. Жилая часть - из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор: внизу хлев (карта), вверху поветь (стын). Характерная черта жилища - односкатность крыши, крытой тёсом. Для южных районов характерны одноэтажные жилища, у северных Коми в конце 19 века распространились двухэтажные многокомнатные дома. Из украшений жилища распространена резьба, ею украшают фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшают наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент - геометрический. На охлупне (князевое бревно) - резные фигурки коней и птиц, в виде птиц - курицы (крюки) водосточного желоба. У северных Коми на охлупне часто укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.
Традиционная одежда Коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных Коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана - короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур, зимой - овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту - прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами. Свадебный головной убор - очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы Коми женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову тёмным платком. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой - шуба (пась). Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиционным геометрическим орнаментом. Северные Коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малицу, совик, пимы (меховые сапоги) и др.
Традиционная пища - растительная, мясные и рыбные продукты. Общераспространены кислые супы, летом - холодные похлёбки на основе хлебного кваса, каша из ячневой (реже перловой) крупы, рыба в варёном, солёном, сушёном, жареном виде, как начинка для пирогов. Рыбный пирог обязателен и в праздники. Мясо чаще было на столе у северных Коми - оленеводов и у охотников. Значительное место в пищевом рационе занимает выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, распространены отвары ягод и трав, хлебный квас, берёзовый сок (зарава), компот из пареной репы или брюквы, на праздничном столе домашнее пиво (сур).
Многообразная духовная культура Коми представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах: космогонические мифы Коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нём (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая поэзия. Семейные и календарные обряды Коми близки к северо-русским. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранились дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.
В 1989 создано республиканское общество "Коми котыр", ставящее перед собой прежде всего культурно-просветительские задачи. В различных районах и городах в 1990-91 организованы региональные общества "Изьватас", "Эжватас" и др.
Н.Д. Конаков
Очерки
Ен и Омöль - братья-демиурги
Разговор о народе коми, который в настоящее время живет в Республике Коми, а также в Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской и других областях Российской Федерации, лучше всего начать издалека - с сотворения мира.
У этого народа, сформировавшегося в X-XIV веках, существует много версий о том, как был создан мир. Одна другой интереснее. Если в христианской мифологии, миротворческой деятельностью занимался один-единственный бог (бог-отец), то у народа коми в миротворении участвовали два бога-демиурга: Ен и Омöль (Куль). Ен и Омоль были не просто богами, они были еще и братьями. Короче говоря, один ум для сотворения мира - хорошо, а два лучше.
Как выглядел мир до того, как братья-демиурги приступили к созидательной работе? Он был в виде первобытного хаоса. Сам же хаос являл собою безбрежную водную стихию, по поверхности которой плавали боги-творцы, но не в человечьем виде, а в птичьем. Бог Ен был лебедем или уткой, а Омöль (Куль) - гагарой.
По одной из версий мифа Землю (ил и песчинки) со дна водной пучины достает гагара.
В других вариациях этого мифа первичный хаос выглядит иначе: как мрак и туман. В этом мраке каким-то образом встретились два голубя. Они назвались братьями и достали из глубины мрака землю.
Есть в мифологии коми народа версия, когда демиург работает в одиночку. Не менее любопытной представляется и вариант, в котором сотворение мира происходит само по себе, без целенаправленной деятельности творца. Ветер приносит откуда-то пыль. Она падает в воду. Из пыли, попавшей в воду, образуется земля. Просто, как все гениальное.
Практически во всех космогонических версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту. Вначале она разрасталась до размеров небольшого острова, а лишь затем, постепенно, приобретала свои истинные размеры. Братья-демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля сама по себе покрывалась лесом и травой. Земной рельеф тоже создавался не по воле демиургов. Точнее говоря, Ен создал камни, но они обрели способность к росту и тянулись к небу до тех пор, пока Ен не остановил их рост. Так появились горы. Интересна (и в то же время красива) версия возникновения рек. Реки появились на месте тех тропинок, по которым ходили мамонты.
Есть вариант космогонического мифа, в котором творческой деятельностью занимается огромный медведь. Он пришел на землю, которая была плоской, и всю ее расцарапал. Собственно говоря, из «рельефной расцарапанности» и появились болота и горы.
Когда же земля была сотворена, братья-демиурги занялись созданием небесных светил. Ен создал солнце, а Омöль - луну. По одной версии, светила были сотворены практически одновременно в самом начале акта творения. По другой, Омöль создал луну, когда на земле уже жили люди. У них стал вымерзать хлеб, и тогда Ен сотворил солнце.
Чем завершилось сотворение мира? Тем, что Ен соорудил небо. Туда он и удалился жить после победы над Омöлем (Кулем) в борьбе за космическое главенство. А что стал делать Омöль (Куль)? Он ушел жить под землю. По одной версии, добровольно, по другой - помещён туда Еном, заманившим его обманом в глиняный горшок. И что мы имеем в итоге? Братья-демиурги создали, играючи, трехмерную (и вертикальную) модель космоса: мир верхний, мир средний и мир нижний.
Звери и птицы их слушались…
Что же касается животных, то в их сотворении принимали участие оба демиурга. Этот процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омöлем. Так, например, Ен создал белку, чтобы человек мог на нее охотиться. Тогда Омöль, как бы в противовес, сотворил куницу, чтобы она ловила белку.
В ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом. Ен сотворил петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика и утку-широконоску. Опять же любопытная подробность в столь масштабном мифе: утку-широконоску Ен сделал последней. На ее нос и окраску перьев пошел весь оставшийся материал и краска. Поэтому у этой утки такой большой нос и разноцветные перья.
В противовес деятельности брата Омöль создал ястреба, филина и ворону, а также хищных зверей: лисиц, рысей, росомах и так далее. Кроме того, Ен сотворил лягушку. А Омöль - лося, оленя, зайца, кошку, крыс и мышей, ящерицу, всех рыб и вредных насекомых. Короче говоря, братья-демиурги соперничали не на шутку.
Убедившись, что Омöль творит значительно активнее, Ен стал вносить в его создания некоторые изменения. Например, зайцу окрасил кончики ушей черным цветом. Ершу дал колючки. Спрашивается, для чего? Наверное, для творческой радости. После таких изменений лось, олень, заяц и все рыбы стали считаться творениями Ена. Творением Ена считается и кошка. Ей демиург дал теплую шерсть, разрешил жить в доме у людей, а за это обязал ее ловить мышей и крыс. Брат Омöль, в свою очередь, дал шерсть собаке. После этой утепляющей добавки ей было запрещено находиться в доме.
Кому-то - ружье, а кому-то - веретено
В трудовых процессах у коми соблюдалось строгое половое нормирование производственных сфер деятельности. Сразу же после рождения ребенка маркировались его будущие профессиональные ориентиры: пуповину у мальчика перерезали на топорище или прикладе ружья. Затем ее привязывали к плугу или к ружью. У девочки пуповину резали на прялке или веретене. Затем привязывали ее к прялке, прятали в ящик швейной машинки или же клали в кудель.
Мужское занятие охотой и женские занятия прядением и ткачеством представляли у коми своеобразную поло-профессиональную оппозицию. Достаточно было женщине наступить на типично мужское орудие лова, как оно «портилось», и в него переставала попадать добыча. Считалось, что мужчина, передавший женщине из рук в руки веретено, навсегда утрачивал способность быть хорошим охотником. Согласно коми-зырянским мифам, мужскую прерогативу заниматься охотой установил еще в мифическое время верховный бог-демиург Ен.
Сугубо мужским занятием у народов коми было кузнечество. К традиционно женским занятиям относилось животноводство, исключая уход за лошадьми. Согласно коми-зырянской мифологической легенде, некогда у древних коми была белая корова. Однажды она пошла в лес и пропала. Всей семьей ее искали семь суток, но не нашли.
На девятый день в лес пошла хозяйка и стала вслух жаловаться на потерю кормилицы. Внезапно где-то в стороне раздался чей-то голос: «Не плачь, хозяйка, твоя корова жива, она вернется. Это я рассердилась на вас, что вы молоко пьете, не цедя в подойник. Это я рассердилась, что твои мужики одну соску оторвали у коровы. Доить будешь с этого дня ты одна и также раздавать молоко мужьям и сыновьям. Иди домой! Твоя корова уже дома!»
На вопрос хозяйки, кто она такая, голос ответил: «Ме сюра-пеляысь мöс видзысь!» (Я от рогатого-ушастого коров охраняющая!»). Хозяйка вернулась домой и увидела, что корова стоит у крыльца, а мужики по очереди доят ее одной рукой себе на ладонь и пьют молоко. При этом много ценного продукта разбрызгивается. Хозяйка рассказала, что с ней приключилось в лесу. И с тех пор уход за коровой и дойка стали сугубо женским делом.
Люди наказывают, духи - тоже
У коми народа были четкие правовые нормы.Охотничье право собственности на промысловую добычу было зафиксировано у коми в старинных верованиях и фольклоре. В несказочной прозе в роли блюстителя исполнения общепринятых норм мог выступить и вожак артели, используя при этом свои колдовские способности. У коми сохранялись универсальные для многих народов представления о том, что особо выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности можно достичь лишь с помощью тайных сил. Поэтому наиболее опытные и удачливые охотники, которых выбирали вожаками артелей, зачастую считались сильными колдунами.
В одной из быличек говорится: «Один член артели не отличал при дневном обходе своих угодий от чужих и приносил домой часто чужой промысел. Свои товарищи не раз уговаривали его оставить эту привычку, но тот не отставал. Тогда главарь артели пригрозил ему. На другой день этот охотник вышел на охоту и все время кружился вблизи своей баньки (промысловой избушки), совершенно потеряв возможность ориентироваться. Так продолжалось изо дня в день. Дальше он уже не стал ходить на охоту. Однажды он заметил, что в его сторону начала двигаться туча, потом полил такой проливной дождь, что возникла угроза затопления всей окрестности. Тогда он поднялся «на дерево». Между тем вода все прибывала. Наконец, он стал кричать, звать о помощи. Подоспевшие товарищи сняли его с крыши избушки». Обращаем внимание на тот факт, что и в верованиях, и в фольклоре наказание за нарушение права собственности на добычу представлено менее суровым, чем оно было в реальной жизни.
У коми-зырян считалось, что наиболее действенным способом наказания вора является жалоба на него колдуну. Существовал целый ряд магических приемов. Например, вор украл клубок ниток. Колдун брал кусочек нитки, оставшийся от этого клубка, и сжигал его. После этого вор возвращал украденный им клубок, поскольку у него начинало жечь сердце.
Коми - народ в меняющемся мире
Изучение народа коми началось сравнительно недавно. Два с половиной века тому назад. Вплоть до второй половины Х века территория расселения народов коми не привлекала внимания исследователей и путешественников.
В 1771 году на территории Европейского Северо-Востока России побывала первая научная экспедиция во главе с Иваном Лепёхиным, известным русским учёным-натуралистом, академиком Петербургской академии наук. Экспедиция, предпринятая в 1768-1772 гг., обследовала обширную территорию России. По ее окончании ученым были опубликованы подробные дневниковые записки об этом путешествии. Так, именно им впервые была записана коми-пермяцкая легенда о Пере-богатыре и высказано предположение о том, что от этого имени произошло название народа.
В ХХ веке на традиционную культуру коми-зырян обратили внимание некоторые русские литераторы. С конца июля 1837 года по начало января 1838 года в Усть-Сысольске находился в ссылке один из деятелей русской литературы того времени Николай Надеждин. Из этого города он прислал в различные издания около ста статей по различной тематике, в том числе опубликовал в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара статью о древнем коми божестве Войпеле.
И, конечно, самый большой вклад в изучение культуры коми народа внесли те люди, которые сами были представителями этого народа. Например, Каллистрат Жаков и Василий Налимов. А самый известный представитель коми народа Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Жешартской волости Яренского уезда Вологодской губернии. В 1909 году он поступил в Петербургский психоневрологический институт, из которого перевелся на юридический факультет Петербургского университета. Существенную поддержку в получении образования Питириму Сорокину оказал его земляк, к тому времени уже известный ученый и литератор Каллистрат Жаков. По всей видимости, именно под его влиянием Питирим Сорокин в студенческие годы активно занялся изучением традиционной культуры народа коми. В 1910-1911 годах им были опубликованы в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» статьи «Пережитки анимизма у зырян», «Современные зыряне» и «К вопросу о эволюции брака у зырян». В 1916 году в «Известиях Вологодского общества изучения Северного края» вышла в свет статья Питирима Сорокина «К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян». Но на весь мир Питирим Сорокин стал известен не своими этнографическими исследованиями, а социологическим (четырехтомным) трудом «Социокультурная динамика». Он был создан далеко за пределами России, в то время, когда ученый успешно работал в одном из американских университетов.
Питирим Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) - это когда преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности, идеациональный (ideational) - это когда господствует рациональное мышление, идеалистический (idealistic) - преобладает интуитивный вид познания. Кризис чувственной культуры ХХ века Питирим Сорокин связывал с развитием материализма и науки. И в то же время ученый был уверен в будущей победе идеалистической, интуитивистской культуры. А это значит, что изменится отношение к мифам, легендам, сказкам. Вообще к фольклору. Сейчас многие из нас воспринимают мифы как забавные, порою чудаковатые, сказочки, сочиненные неизвестно кем и непонятно для чего. Но именно в мифах, легендах и сказка содержится золотой запас интуиции. Мифология коми народа очень разнообразна и очень интересна. Ее золотого запаса хватит на многие поколения.
К‘ОМИ-ПЕРМЯК‘И, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. До 20 века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь. По данным Переписи населения 2002 года численность коми-пермяков, проживающих на территории России, составляет 125 тысяч человек.
Основная часть Коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы Коми-пермяков - язьвинские и зюздинские Коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские Коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские Коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. В 50-х годах 20 века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное - косинско - камское, южное - иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Б‘ольшая часть верующих Коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.
В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу 12 века (1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского" Епифания Премудрого (конец 14 века). Известно также, что в 15 веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли Коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские Коми-пермяки.
Традиционные занятия Коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Б‘ольшая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы - грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в 19 - 1-й половине 20 века были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть Коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.
Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений Коми-пермяков. Традиционное жилище Коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у Коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.
Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).
Традиционные женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.
Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.
Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из овчин.
Традиционная обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем.
Основа традиционной пищи Коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня Коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.
Праздники Коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди Коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти 20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В настоящее время среди Коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество "Югэр".
Ю.П. Шабаев