Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Испанцы. «Я - испанец», 2006
Click to view
Общие сведения
ИСП‘АНЦЫ, эспаньолес (самоназвание), народ, население Испании (численность 38,4 млн. человек). Несколько сотен тысяч Испанцев проживают в ряде стран Западной Европы и Америки. В основном - католики.
По данным Переписи населения 2002 года численность испанцев, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек. Численность в России по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 162 человека.
В Испании общепринятое содержание термина Испанцы - совокупность граждан страны, говорящих на каком-либо из местных языков. Испаноязычное население, составляющее подавляющее большинство жителей государства, не осознаёт себя единой общностью, противостоящей носителям баскского, галисийского и других языков, и не имеет общего этнического самоназвания. В пределах ареала испанского языка (романской группы индоевропейской семьи) и других языков страны (смотри Баски, Каталонцы, Галисийцы) доминирует региональное самосознание, что отражает огромную роль в жизни Испании так называемых исторических областей или регионов. Словосочетание "народы Испании" на самом Пиренейском полуострове подразумевает областные (региональные) общности и относится не только к баскам, каталонцам и галисийцам (в пределах соответствующих областей), но и к арагонцам, канарцам, кастильцам, валенсийцам и др. Среди некоторых групп населения ряда областей региональное самосознание приобрело характер национального; его носители не считают себя Испанцами, что связано с желанием добиться независимости для своей области.
В большинстве же случаев областное и общегосударственное самосознание сосуществуют как два уровня самоидентификации ("баск и при этом испанец", "кастилец и при этом испанец", "андалусиец и при этом испанец" и т.д.).
Исторически и политически в Испании доминировал испанский язык (в самой стране называемый нередко кастильским) - как язык областей, ставших центром объединения различных регионов в единую державу. Вместе с тем диалекты испанского языка связаны с историческими областями: арагонский, астурийский, кастильский, леонский и др. Письменность на латинской графической основе.
Исторические области продолжали сохранять культурно-хозяйственные различия до середины 20 века. С 1960-х годов наметились тенденции к возрождению некоторых местных наречий, бытовавших главным образом в сельской местности, и стремление превратить их в самостоятельные языки путём выработки литературной нормы и организации системы обучения. Это "возрождение", носящее несколько искусственный характер, находит сторонников, например, в Астурии (язык бабле) и Арагоне (язык арагонес). В рамках демократизации общественно-политической жизни в конце 1970-х - начале 1980-х годов была предоставлена автономия всем историческим областям, общим числом 17, большая часть которых находится на территории проживания исконно испаноязычного населения.
Древнейшей основой населения исторически испаноязычных областей Испании были племена иберов, частично смешавшиеся с кельтами, вторгшимися на Пиренейский полуостров в 1-м тысячелетии до нашей эры. Римское господство (2 век до нашей эры - 5 век нашей эры) привело к романизации обитателей Испании (исключая жителей некоторых северных районов). Германские племена, захватившие страну в 5 веке, постепенно были ассимилированы. Определённую роль в этническом развитии местного населения сыграли мусульмане-мавры (арабы и берберы), подчинившие значительную часть Испании в 8 веке, и евреи. По мере отвоевания (Реконкисты, 8 - конец 15 века) захваченных арабами территорий из ряда независимых христианских государств к концу 15 века образовалось единое испанское государство, что способствовало процессу консолидации местного населения. В эпоху Великих географических открытий и возникновения испанской колониальной империи (15-17 века) жители страны начали переселяться в Америку; они участвовали в формировании латиноамериканских народов.
Выделяются этнографические ареалы, включающие несколько исторических областей: Север страны, от Галисии до Наварры; Восток, где с Каталонией в единый ареал нередко включают Арагон и Мурсию; Юг - Андалусия и южная часть Эстремадуры, и т.д. В рамках этих ареалов существуют более мелкие районы (со своими особенностями), а также субэтнические группы - марагатос Леона, вакейрос Астурии, пасьегос Кантабрии и др. Вакейрос и пасьегос издавна занимаются пастушеским скотоводством. Объединённые в небольшие общины, их семьи имели по нескольку временных жилищ на зимних и летних пастбищах. Пастухи обменивали свою продукцию на хлеб, овощи и ремесленные изделия у оседлого населения. В прошлом они подвергались значительной дискриминации, дети их не учились в школах. Изоляции способствовала эндогамия.
Основное традиционное занятие - пашенное, в том числе поливное, земледелие. Сохраняется специфика возделывания сельскохозяйственных культур: зерновые (преимущественно пшеница) распространены главным образом на богарных землях Месеты, Арагона и Андалусии; кукуруза, рожь и картофель в северных районах; бобовые культуры повсеместно; виноград по всей стране, но особенно в Ла-Манче, Каталонии и др.; оливковые повсеместно, но более всего в районах крупных латифундий (в Андалусии, Новой Кастилии, Эстремадуре и Альбасете); цитрусовые на восточном побережье. Другие традиционные занятия - скотоводство, в том числе отгонное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи, быки для корриды), и морское рыболовство (в основном сардины, тунец). Промышленность сосредоточена главным образом в Каталонии, Стране Басков, Астурии и в столичном районе Мадрид. Сохраняется большое количество мелких мастерских с кустарными промыслами. Из видов народного прикладного искусства наибольшего развития достигли керамика, резьба по дереву, художественная ковка, вышивка, плетение и ткачество, а также производство художественных изделий из стекла. На рубеже 50-60-х годов 20 века началась широкая модернизация экономики, миллионы крестьян, ремесленников и батраков мигрировали из сельской местности в города Испании и других стран Западной Европы. Б‘ольшая часть трудоспособного населения Испании занята в промышленности и сфере услуг.
Сельские поселения Испанцев различных типов: от однодворных хуторов до огромных селений с несколькими тысячами жителей. В целом с севера на юг и от побережья к центру увеличиваются размеры сельских поселений, их компактность и расстояния между ними.
Существенно разнятся формы традиционного сельского жилища. Наиболее архаичны пещеры и полупещеры-полуземлянки в ряде районов на юге Испании, а также круглые или овальные в плане дома (пальясо) на северо-западе из неотёсанного камня и крытые соломой. Для северной ("влажной") части страны типичны дома так называемого баскско-наваррского и астуро-галисийского типа: они, как правило, двухэтажные; на верхнем этаже - спальня, столовая, кухня, на нижнем - хозяйственные помещения и стойла для скота. Такие дома целиком строили из камня, затем при постройке 2-го этажа стали использовать деревянный каркас. К югу, в границах так называемой сухой Испании, для скота и хозяйственных нужд строят отдельные сооружения; здесь больше одноэтажных домов. Многие районы бедны и лесом, и камнем, основной строительный материал - глина: обожжённый кирпич, сырец и так называемый тапиаль (смешанная с известью глина укладывается слоями и высушивается); из дерева делают лишь каркас здания. Для Андалусии характерны дома с замкнутыми двориками внутри жилых и хозяйственных помещений; на южном побережье строят кубические маленькие домики с плоскими крышами. Средоточием семейной жизни в сельском доме является кухня с открытым очагом. Очаг, наряду с каминами, жаровнями в южных районах и печами в северных, служит и для отапливания помещения.
Традиционная одежда населения исторически испаноязычных областей, из которой в повседневном употреблении сохранились лишь отдельные элементы, имеет множество разновидностей. У мужчин узкие штаны до колен (на Севере, в Мурсии и др., - широкие короткие; в Андалусии - длинные, дополнявшиеся гетрами), белые рубахи, жилеты и куртки различного покроя, широкие матерчатые пояса. Сверху надевали накидки, плащи или пледы (на юге). Головные уборы - шапочка со складкой посередине и двумя острыми концами; фетровая или соломенная шляпа, иногда с широкими полями; широко распространился баскский берет. Обувь кожаная или плетённая из эспарто (испанский дрок); на влажном севере в сырую или холодную погоду поверх обычной обуви надевают деревянные башмаки.
Женская одежда различных цветов, с богатой вышивкой. В центральных областях Испании - рубаха на лямках, широкая юбка с передником, блузка, короткая шерстяная куртка, шаль; в Андалусии - длинные узкие платья, в других местах сохранилась одежда архаического покроя, напоминающая сарафан. На ногах чулки, нередко украшенные вышивкой, кожаная или плетёная обувь. На голове накидка, обёртывающая причёску, или платок. На юге голову украшают высоким гребнем, часто - цветами. Сверху накидывают кружевную мантилью, чёрную или белую.
Традиционная кухня также отличается большим разнообразием, но имеет общие черты - обильное употребление свиного мяса (жареного и тушёного) и сала, оливкового масла и маслин, острых приправ из томатов, лука, чеснока и красного перца, а также других овощей и фруктов. Популярна тортилья - хорошо прожаренный омлет с добавлением картофеля, овощей и т.д. В Андалусии довольно много блюд из рыбы, на юго-востоке - из риса. Пьют кофе, молоко, прохладительные напитки из лимонов и апельсинов, виноградные вина, на севере - яблочный сидр.
Семейные отношения, в том числе положение женщин отдельных областей, также существенно различались. В Астурии, Кантабрии, Арагоне женщины нередко участвовали в работе и в решении семейных дел наравне с мужчинами, кое-где в Леоне трудились в поле, в то время как мужчины занимались домашним хозяйством. Напротив, в южных районах сфера деятельности женщины была ограничена преимущественно домом.
Для общественного быта населения Испании характерна приверженность католическим традициям. Каждое селение и город имеет своего святого покровителя, день которого торжественно отмечается. С особой пышностью эти празднества проходят на юге, где их организацией занимаются специальные братства-эрмандады, обычны процессии, несущие статуи святых, и пантомимы на религиозные сюжеты. На севере празднества скромнее, многочисленны и архаичны обряды, связанные со смертью. Весенние карнавалы и другие праздники, повсеместно сопровождающиеся ярмарками, включают корриду или театрализованые представления, присущие только данной местности (поединки между быками, "битва цветов", "битва мавров с христианами" и др.).
В устном народном творчестве наибольшее развитие получили предания и романсы лироэпического содержания. Широко известен андалусийский фламенко - уникальный танцевально-песенный стиль, с редким для народной культуры индивидуальным исполнением танца; в других областях, особенно на севере, танцы чаще групповые, состоящие из прыжков и перебежек; среди них много мужских, имитирующих сражения.
А.Н. Кожановский
Итальянцы, италиани (самоназвание), (итал. italiani) - народ романской языковой группы, основное население Италии. Общая численность 66,5 млн. человек, в том числе в Италии 54,35 млн. человек. Живут также в других странах Европы (2,7 млн. человек, в том числе во Франции 1100 тыс., Германии 540 тыс., Швейцарии 408 тыс., Бельгии 280 тыс., Великобритании 220 тыс. человек), Америки (8,05 млн. человек, в том числе в США 5,5 млн., Аргентине 1,35 млн., Канаде 800 тыс., Бразилии 650 тыс., Венесуэле 200 тыс., Уругвае 100 тыс. человек), Австралии и Океании (около 300 тыс. человек), Африки (100 тыс. человек), Азии (около 10 тыс. человек).
Численность в России по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 370 человек.
Субэтнические группы: венецианцы, лигурийцы, калабрийцы, ломбардцы, пьемонтцы; наиболее обособлены сицилийцы и сардинцы (сардинцев часто выделяют как самостоятельный этнос). Говорят на итальянском языке романской группы индоевропейской семьи. Диалекты: 1) северная группа - венецианский, лигурийский, ломбардский, пьемонтский, эмильянский; 2) центральная группа - римский, тосканский, умбрский; 3) южная группа - абруццский, апулийский, калабрийский, неаполитанский, сицилийский. Письменность на латинской графической основе. Большая часть итальянцев - католики.
Древнейшей основой италянского этноса были италийские племена (италики), составлявшие большую часть населения Апеннинского полуострова в 1-м тысячелетии до нашей эры. Одно из них - латины, жившие в области Лаций и основавшие Рим, в VI-II вв. до нашей эры покорили остальные италийские племена и населявших север полуострова этрусков, лигуров, венетов, кельтов, а на юге полуострова и островах Сицилия и Корсика - греков, карфагенян и сикулов. В I-II вв. нашей эры всё население полуострова говорило на так называемой народной латыни. Языки покорённых племён Италии послужили основой образования диалектных особенностей латыни и позднее - итальянского языка. С первых веков нашей эры романизированное население Италии постоянно смешивалось с рабами различного происхождения, а с V века с германцами - остготами, вестготами, лангобардами и др. В течение VI-XI вв. отдельные области Италии завоёвывали византийцы, франки, арабы, норманны; происходило массовое смешение италийского населения с завоевателями, в процессе которого складывались итальянская народность и итальянский народный язык; его первые памятники принято датировать VIII-IX вв.
Для формирования итальянской нации важным было становление капиталистических отношений, культуры Возрождения и утверждение в XIII-XIV вв. литературного языка на основе тосканского диалекта. Однако продолжительное сохранение политической раздробленности страны препятствовало консолидации населения отдельных итальянских областей, отличавшихся диалектами и особенностями культуры, в единую нацию. Этот процесс завершился только во второй половине XIX века в ходе развития капитализма в Италии и её государственного объединения.
При высокоразвитой промышленности в Италии сохраняются традиционные отрасли сельского хозяйства - пашенное земледелие, виноградарство, садоводство (в том числе цитрусовые), разведение крупного и мелкого рогатого скота.
Около половины итальянцев живёт в городах, которые сохраняют многочисленные памятники архитектуры разных эпох (Рим, Венеция, Флоренция, Неаполь, Милан и др.) и частично традиционную планировку. Для Южной Италии характерны большие скученные сельские поселения. Многие из них располагаются на холме, часто окружены каменными стенами. На Севере нередки разбросанные поселения. По всей стране, особенно в холмистых местностях, распространены также посёлки хуторского типа из 5-10 домов.
Основной материал для постройки сельского жилища - камень. В области Апулия бытуют архаичные круглые в плане постройки (например, так называемые трулли). В Северной и Центральной Италии встречаются усадьбы древнеримского происхождения - корти ("дворы"). Жилые и хозяйственные постройки в них образуют замкнутый четырёхугольник. Традиционны сложные типы сельского жилища: левантийский - каменный дом из нескольких помещений, каждое из которых имеет самостоятельную крышу; средиземноморский - двухэтажный каменный дом, прямоугольный в плане, на нижнем этаже располагаются хозяйственные помещения, на верхнем - кухня и комнаты; альпийский - большая двух- или трёхэтажная постройка, к верхнему этажу которой пристроена крытая галерея; венецианский - двухэтажная каменная постройка, сильно вытянутая в плане, с портиком вдоль одной из длинных стен (часто с внешним дымоходом). Единственным отапливаемым помещением крестьянского дома была кухня с большим пристенным или центральным очагом.
Народный костюм в континентальной Италии начал выходить из употребления в конце XIX века. В наши дни его носят крестьяне некоторых южных провинций в праздничные дни и участники фольклорных ансамблей. Главные элементы женского костюма - длинная широкая юбка, кофта туникообразного покроя, корсаж, передник, головной платок, распашная одежда - джакетта и джубетто. Традиционный мужской костюм - короткие штаны, рубаха со вшивными рукавами, короткая куртка или безрукавка, шляпа.
Пища итальянцев отличается разнообразием, обилием овощей и фруктов. Многие области и отдельные города славятся своими местными блюдами. Однако в режиме питания итальянцев всех регионов много общего. Завтрак итальянцев, как правило, лёгкий, в деревне он состоит из хлеба и сыра, в городе - из маленькой чашки чёрного кофе с небольшой булочкой. Первое блюдо обеда (минестра) чаще всего из макаронных изделий, второе - рыбное или мясное. Обычный десерт - фрукты и сыр. Наиболее популярны такие сорта, как модзарелла, пекорино, рикотта и некоторые др.
Непременная принадлежность обеда - сухое вино. Среди вин, получивших всемирную известность: кьянти (Тоскана), марсала (Сицилия), кастелли романи (Лаций), лакрима Кристи (Кампания) и др. Хлеб пшеничный, на севере его часто заменяют полентой - густо сваренной, нарезанной ломтями кукурузной кашей. На юге часто единственным блюдом обеда является пицца - открытый круглый пирог из пресного теста, начинённый чаще всего сыром и томатным соусом. Для приготовления многих блюд южане используют также так называемые "фрутти ди маре" ("плоды моря"). Традиционные рождественские сласти: панеттоне (типа кулича), торроне (типа нуги с изюмом и сваренными в мёде орешками) и панджалло (кекс с изюмом и цукатами).
В ряде праздников (Рождество, Богоявление, Пасха, день Сан Джованни) христианские обряды переплетаются с языческими. Италия - родина карнавала, который обычно проводится в городах, сопровождаясь ряжением и бурным весельем. В этом народном празднике прослеживаются как древние дохристианские корни (ритуальное сожжение чучела), так и веяния нового времени (например, распространение карикатурных масок героев сказок Андерсена, братьев Гримм, персонажей Диснея, известных политических деятелей, артистов и пр.).
Устное народное творчество итальянцев богато и разнообразно. На севере распространены эпические поэмы, на юге - лирические стихотворения "страмботти", пришедшие из Сицилии, в Кампании - лирические (так называемые неаполитанские) песни. Народные танцы - тарантелла, сальтарелло, ломбарда, бергамаска и др.; музыкальные инструменты - гитара, волынка, свирель. Развито декоративно-прикладное искусство: производство художественной керамики, ковроделие, резьба по дереву и др.
Н. А. Красновская