Лица России. Арабы, ассирийцы и афганцы

Jun 16, 2014 00:15


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

Другие лица России
Общие сведения

АР‘АБЫ, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность арабов, проживающих на территории России, составляет 11 тысяч человек.

Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех Арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т.д.). Современные разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака. Часть Арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы: шахри, ботхари, харсуси в Омане, махра и сокотрийцы в Йемене. Письменность на арабской графической основе. Основная масса Арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке, Сирии, Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди Арабов-христиан - копты Египта, марониты и православные Ливана, мелькиты (Ливан, Сирия, Иордания и др.) и др.

Предки Арабов - племена Аравийского полуострова, у которых во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Внедрение лучного верблюжьего седла резко усилило военное и транспортное значение верблюжьей кавалерии. Первые северо-арабские государства 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия нашей эры - Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан, Лахм и племенное объединение Центральной Аравии Кинда - не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (7 век). С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 века) этноним Арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец 19 - начало 20 века), освободительная борьба Арабов против европейских колониальных держав в 20 веке привели к политическому освобождению арабского мира, национальной консолидации Арабов в пределах суверенных государств.

Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни Арабов. Идеи арабского единства и национализма, палестинская проблема и внутренние противоречия политизируют арабское общество, придавая ему характерный социальный динамизм.

Арабы представляют собой оседло-кочевническую общность с конфликтами и взаимозависимостью между её составляющими, а также со значительной степенью культурного единства в каждом из её хозяйственно-культурных типов и подтипов (оседлые - полуоседлые - полукочевники - кочевники).
Большинство Арабов - крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством.

Основа родо-племенной организации - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Поведенческие установки Арабов восходят к бедуинскому кодексу чести, предусматривающему родственную солидарность, гостеприимство, стойкость, мужество. Социальные отношения традиционно выражались как декларируемые кровнородственные.

Традиционное жилище кочевников и полукочевников - четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых Арабов - каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные или из сырцовых плит дома-крепости, хижины из циновок и т.д.

Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство Арабов оказали большое влияние на мировую культуру.

В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова - распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и другие украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами.

Современная одежда Арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.

Обычная пища бедуинов - верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых Арабов - каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т.д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие Арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).

Богат фольклор Арабов, ставший источником классической арабской поэзии (представление о ясновидении поэта - фаль и демоне поэзии - Хаджис) и тесно связанный с музыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты - бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки), сдвоенная и одноствольная дудка и др.

М.А. Родионов

АССИР‘ИЙЦЫ, атурая, сурая (самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы, народ. Наиболее компактно проживают в Северном Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек), Сирии (30 тыс. человек); общины Ассирийцев имеются в России (10 тыс. человек), Грузии (6,2 тыс.), Армении (6,0 тыс.), Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах. Общая численность - 350 тыс. человек. Язык - ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи. Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский, арабский, персидский, русский и другие языки. Письменность на основе сирийского письма. Верующие - христиане.

По данным Переписи населения 2002 года численность ассирийцев, проживающих на территории России, составляет 14 тысяч человек.

Ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам, население Ассирийской державы (середина 2-го тысячелетия - 605 до нашей эры), которые после её падения находились под властью различных государств.

С 1 века среди Ассирийцев распространяется христианство, которое стало играть роль этноконсолидирующего фактора. В эпоху Арабского халифата (с 7 века) достигает расцвета ассирийская несторианская церковь: к 13 веку в подчинении её патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. Ныне Ассирийцы принадлежат главным образом к Ассирийской Церкви Востока (несторианской), Сирийской яковитской Церкви (монофиситской) и ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан, вступивших (в середине 16 века) в унию с римско-католической церковью.

Во время завоевательных походов Тимура в конце 14 века большая часть Ассирийцев была уничтожена вследствие отказа принять ислам; уцелели лишь укрывшиеся в горах Курдистана. С 16 века большинство Ассирийцев жило на территории Османской империи. В 40-х годах 19 века был разработан литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В 19 веке Ассирийцы оказались в эпицентре международных конфликтов на Ближнем Востоке, где европейские государства и в том числе Россия пытались использовать в своих интересах Ассирийцев и других местных христиан. Это вызывало недовольство турецких властей и, как следствие, репрессии и погромы. В 1-й четверти 20 века (особенно в 1915) от рук турецких и курдских экстремистов погибло около 500 тыс. христиан-Ассирийцев, многие были вынуждены искать спасения в других странах.

В России Ассирийцы впервые появились во время русско-иранской войны 1826-28, когда российские власти разрешили (1828) поселиться в Армении семьям активных сторонников России. Самое значительное переселение Ассирийцев в Россию произошло после разгрома антиосманского восстания 1914 и последовавшего за этим геноцида Ассирийцев в 1915. В 1917 на территории России проживало около 50 тыс. Ассирийцев. Под давлением властей многие из них приняли православие.

В прошлом подавляющее большинство Ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие - земледелие (главным образом пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные культуры), были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Были развиты торговля, ремёсла (гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в Урмийской долине Ирана - рыболовство. В конце 19 века среди Ассирийцев российского Закавказья начал зарождаться слой промышленных рабочих.

Ассирийцы, переселившиеся в Россию в 1914-18, осели преимущественно в городах, занимаясь главным образом мелкой торговлей (как правило, выходцы из Ирана) либо (выходцы из Турции) ремонтом и чисткой обуви. Сравнительно небольшая часть Ассирийцев, поселившаяся в сельской местности, занималась земледелием. Ныне среди Ассирийцев распространены различные профессии, высока доля интеллигенции.

На протяжении веков Ассирийцы сохраняли родо-племенную структуру. Во главе племенных объединений стояли князья (малики), во главе деревенских общин - старосты (ришмата). Современные Ассирийцы сохраняют представления о традиционной родо-племенной организации и общине. Традиционные семейные отношения патриархальные.

Почти все традиционные праздники христианского происхождения: Пасха, Рождество Христово и др., дни памяти ассирийских христианских святых (Нусардил, Мар-Шалыта, Мар-Геворгиз). Дохристианского происхождения ассирийский Новый год, празднуемый 1 апреля. Ассирийцы сохранили богатый сказочный фольклор.

Современная материальная культура Ассирийцев имеет много общего с культурой окружающих народов: жилища (особенно в городах), бытовые орудия, домашняя утварь, одежда.

Е.В. Мищенко, С.С. Михайлов

АФГАНЦЫ. После принятия Конституции Афганистана 1931 г. термин «афганец» стал применяться ко всем жителям Афганистана, независимо от национальной принадлежности, для именования титульного этноса стало использоваться только их самоназвание.

Численность в России по данным переписи 2010г. - 5 тыс. 350 человек.

Этническим субстратом афганцев стали земледельческие племена индоиранской (арийской) языковой группы.

Афганистан - многонациональная страна. Там проживают свыше 20 народов и народностей. Помимо пуштунов наиболее крупными этносами выступают таджики (4,5-5 млн., что составляет 22-24%), хазарейцы (1,9-2 млн. при доле в населении 9-10%), узбеки (2 млн.) и туркмены (500 тыс. человек).

Самым многочисленным этносом страны являются пуштуны. На них приходится 40-50% населения. По данным на 1988 г., на пушту говорили примерно 25 миллионов человек, в том числе половина населения Афганистана, или около 9-11 миллионов человек, 90% жителей СЗПП, или 14 миллионов человек. Приблизительно 2 миллиона человек, говорящих на пушту, проживает в Карачи и 50 тысяч - в Иране.

Пуштуны (паштуны, пахтуны) - самоназвание народа. В Индии и Пакистане их именуют патанами, а в Иране и Средней Азии издавна называли афганцами. Это название происходит от имени мифического потомка первого царя евреев Саула Афгана. Когда Ахмад Шах Дуррани основал государство в 1747 г., оно получило название Афганистан - страна афганцев, то есть пуштунов.

тв и радио, бл_восток и магриб, проекты, фильмы, россияне, фольклор, наследие, менталитет, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия, турция и византия

Previous post Next post
Up