Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Адыгейцы. «Больше, чем сыр», 2008
Click to view
Общие сведения
АДЫГЕЙЦЫ - народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (124 тыс. 835 человек - по переписи 2010 года). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал Вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого.
Как этнос адыгейцы сформировались в XIII-XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.
Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие «адыгеец» и «культурный человек» воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»
Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов («Кхабзе»). Этот свод законов считается святым. И того, кто его нарушает, наказывает совет старейшин.
Очерки
Если давать клятву, то именем матери
Адыгейцев можно узнать по традиционной одежде. Она общая для всего Северного Кавказа. У мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном и, конечно, платок.
Народная мудрость адыгейцев гласит, что самая красивая одежда - это скромность. С этим можно только согласиться. Мы внимательно прочитали пословицы адыгейского народа и обратили внимание на то, что очень многие высказывания не устарели и по сей день.
А некоторые мудрые фразы можно и сейчас рассматривать как руководство к действию.
Судите сами: Лучше все раздарить, чем проторговаться.
У кого бывает много гостей, у того дети не голодают.
Когда вороне сделали глаза, она запросила брови.
Есть что-то древнее, языческое и в такой непростой пословице: «В неначатом деле змея сидит».
Если хотите приступить к какому-то делу, то перво-наперво выгоните змею. А дальше все пойдет как по маслу.
Бог Тха создал вселенную
В далеком прошлом адыгейцы были язычниками. Почитали деревья, рощи, леса. Особое внимание уделяли адыгейцы богу Тха. Он занимал главное место во всех языческих религиях. Этот бог создал вселенную, в его руках находятся судьбы всего живого. Адыгейцы приписывали ему, как верховному богу, следующие атрибуты: милостивый, милосердный, всепрощающий, дающий здоровье и судящий. Эти атрибуты носят оттенок единобожия. Следует отметить, что адыгейцы параллельно верили в существование и других, более мелких богов. То есть богов второй степени, например таких, как бог молнии Шибле, которого бог Тха поставил для воспитания людей. Вот уж, действительно, с помощью молнии, то есть бога молнии, можно воспитать в человеке много положительных черт характера.
Адыгейцы также верили в рай, ад, существование души, ангелов, сатану, джинов и в жизнь после смерти.
Уклад жизни определяется обычаями
Адыгейцы - народ, проживающий в России, коренное население Республики Адыгея (108 115 человек). Адыгейцы живут также в некоторых районах Краснодарского края (более пятнадцати тысяч). Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. Говорят адыгейцы на адыгейском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи. Распространен русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
История адыгейцев своими корнями уходит в далекое прошлое. Как этнос они сформировались в XIII-XIV веках. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно и очень драматично. Россия фактически завоевала Адыгею. Но на это ушло несколько десятилетий. Новая и гораздо более свободная жизнь началась для адыгейцев в 1922 году в связи с образованием Адыгейской автономной области (в составе Краснодарского края). В 1991 году эта область была переименована в Республику Адыгею.
Семейно-бытовой уклад адыгейцев определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины в адыгейском обществе было достаточно высоким, сохранилось оно и в нынешнее время.
Что приятно для души, то красиво и для глаз
В народной поэзии представлены героические сказания под общим названием «Нартовский эпос». Это старинные героические песни о борьбе против местных феодалов. Есть в фольклоре адыгейцев военно-исторические песни, охотничьи, трудовые, свадебные, колыбельные, шуточные. А также песни-плачи.
Исторические, героические и шуточные песни исполняются у адыгейцев мужчинами. Женщины же поют другие песни: лирические, колыбельные, целебные и песни-плачи. В пословицах и поговорках тема музыки, пения, благозвучия тоже встречается: На чьей арбе сидишь, того песни и пой.
Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит. Для адыгейских песен характерно двухголосие. Оно слагается из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоятельный мелодический рисунок. Есть у адыгейцев и свои музыкальные инструменты. Например, камыль - духовой инструмент вроде продольной флейты. Шичепшин - это смычковый инструмент, а пхачич - ударный. С середины XIX века в музыкальный быт адыгейцев вошла гармонь. И тоже стала очень популярным инструментом. С адыгейской народной музыкой были знакомы многие знаменитые русские композиторы: Глинка, Алябьев, Балакирев и Танеев.
Для того чтобы картина была полной, несколько слов о традиционных занятиях адыгейского народа. Это - пашенное земледелие (просо, ячмень, кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное (от слова «бурка) и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционные поселения состояли у адыгейцев из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище наземное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.
Адыгейцы придают особое значение воспитанию человека. Понятие Адыгеец и человечность (культурный человек) воспринимается ими как одно и тоже. Если кто ведет себя не подобающим образом или не оказывает должного уважения, его спрашивают: «Вы абыгеба?», что означает «Ты разве не адыгеец?»
Все принципы морали, поведения в обществе, самовоспитания заключены в устном собрании законов («Кхабзе»). Этот свод законов считается святым. И того, кто его нарушает, наказывает совет старейшин.
Известно также, что у адыгов есть клятва именем матеpи (самая сильная клятва) или именем пpедка. Наpушение такой клятвы считалось позоpом всего pода. Человек не имеет основания для довеpия, если он пpеступил чеpез клятву матеpи.
А как вести себя иноверцу, оказавшемуся среди адыгов? Проявить интерес к их обычаям и языку. Тот, кто уважает обычаи и язык адыгейцев, то есть знает их, почитается как самый высокий гость, независимо от социального положения.