Да здравствует ручная печать!

Aug 18, 2014 15:30

В эту субботу удалось попечатать с Марком Титенским в лаборатории ШКАФа. Я давно уже хотел посмотреть, как работает Марк, так как весь мой опыт печати из книжек, и из тех далеких советских времен, когда мы с папой печатали семейные фотографии.
Надо сказать, что в Питере я нашел только одну «живую» фотолабораторию (лаборатория «ШКАФ») с возможностью аренды и нормальным оборудованием. Фотопечать из «темной комнаты» стремительно перетекает в «светлую комнату», где нет растворов, ручной работы и громоздкого оборудования.
После закрытия лаборатории в Ярком Мире Марку приходится подрабатывать в местах, не связанных с фотопечатью и это очень печально, так как получается, что его профессиональный опыт и талант не востребованы. Но мы полны оптимизма!



Не буду подробно описывать весь процесс, расскажу о некоторых моментах, которые меня удивили.

1. Растворы для печати Марк готовит из проточной воды, не фильтруя, и не измеряя температуру. Главное, чтобы она не менялась в течение процесса печати, то есть лучше комнатной температуры. Само значение температуры роли не играет, так как он смотрит на результат проявки при данных условиях. Я же для поддержания температуры 20-22 градуса подкладывал лед каждые 30 минут, чтобы температура не выровнялась с комнатной. Это чудовищно.



2. Время для проявки не одинаковое, а зависит от того, какой контраст дает то или иное время. То есть контраст отпечатка зависит не только от значения фильтра, но и от времени проявки. Марк варьировал время проявки от 30 секунд до 3 минут. Я раньше кидал кусочек бумаги в проявитель в кювету с проявителем и ждал, когда она полностью почернеет. Это время и было единым для проявки всех фотографий. Марк долго смеялся :)



3. Частенько Марк опускал лист в проявитель голыми руками, потом макал во вторую кювету с водой и сразу же опускал в фиксаж. А я то думал, что растворы настолько ядовиты, что попадание на кожу чревато химическим ожогом, а после того, как уронил пинцет из кюветы с проявителем в кювету с фиксажем, даже менял растворы.



4. Марк сновал из угла в угол с непроявленными листами фотобумаги, совершенно не боясь получить вуаль от какого-нибудь из красных фонарей (надо сказать, что в ШКАФу много фонарей и очень светло, можно спокойно читать газетку). Я думал раньше, что даже небольшой фонарик через несколько минут может вызвать вуаль на мультиконтрасте. Не знаю даже, почему я так думал.



5. Использованный фиксаж Марк предлагает использовать многократно, если есть где хранить. У него в лаборатории была большая ванна на 20 литров, где он менял раствор раз в неделю. Он сказал, что невозможно напечатать столько фотографий, чтобы истощить такое количество раствора. Я же всегда выливал раствор после работы, так как не знал, насколько он истощен. По мнению Марка выливать нужно тогда, когда фиксаж станет желтым, как проявитель, так как туда проявитель все время и попадает.



6. Довольно интересно было наблюдать процесс печати проб. Марк не экономит на пробных полосках. В среднем на три - четыре листа уходит один лист на пробы. Сначала он старался получить отпечаток среднего значения плотности и контраста, а затем добивался появления максимально черного цвета, чтобы «снимок не выглядел серым». После этого «запечатывал» светлые участки и «выкрывал» темные участки в несколько этапов. Любопытно, что «запечатывание» и «выкрывание» он делал сначала на тестовых полосках. И это логично!



За 5 неполных часов мы напечатали три разных снимка размером 30Х30 на бумаге FOMASPEED VARIANT 30X40/10 312 (мультикотрастная бумага на полиэтиленовой (RС)). Кстати, бумага оказалась очень хорошего качества, и по мнению Марка несильно уступает Ilford MG.



Мы были очень довольны результатом: я был доволен тем, что мне наконец то удалось осуществить свою давнишнюю мечту и поработать с профессионалом, а Марку удалось «помахать шашкой» после довольно долгого перерыва в работе.

Ч/Б, ручная, пленка, Марк Титенский, аналоговая, darkroom, лаборатория, ШКАФ, печать, мастер класс

Previous post Next post
Up