Город Грязи

May 23, 2009 09:48


Есть в России город Грязи.
Если б не было его,
То Россия в этом разе
Не теряла б ничего.


Ехал как-то в осеннюю пору Петр Первый на Дон, к Воронежским верфям. И за несколько верст до Липецка, рядом с маленькой деревушкой, сломалась ось у его кареты, и увязла она в грязи.
Вылез царь и начал нетерпеливо расхаживать, пока вытаскивали и чинили экипаж. Вдруг остановился и спрашивает: «Что это за деревня?». «Это, государь, не деревня, это - так, выселки», - отвечают ему. «Так пусть же впредь называется это место Грязи», - сказал раздраженный царь, сел в починенную карету и поехал дальше.


А может, все было и не так. Но тем, кто живет в Грязях, видимо, приятно хотя бы думать, что это не самое благозвучное название дал сам царь.
В середине 19 века через захудалое село Грязи прошла железная дорога, затем еще одна, и выросли Грязи в крупный пристанционный поселок, а потом и в город (третий по численности в области, между прочим).
Но имя есть имя - каждый, кто попадает в город Грязи, начинает невольно вертеть головой в поисках… да-да, ее самой, и сразу же находит. И в голове сами собой слагаются стихи, которые вы прочитали в начале отчета.

Хотя меня занесло в Грязи не осенью, как Петра, а в начале марта, название города показалось весьма подходящим. Впрочем, в эту пору все русские города не блещут чистотой.

Наверняка, в Грязях есть множество выдающихся памятников архитектуры и монументального искусства, но я до них просто не дошел, так как пробыл в городе недолго. Понял, что до центра (если он там все-таки есть) от вокзала неблизко, а в этот день еще хотелось осмотреть Липецк. Так что прошелся только по нескольким улицам в районе вокзала.

Железнодорожный вокзал «Грязи-Воронежские» - не только лицо, но и колыбель города. Именно железной дороге обязаны Грязи своим городским статусом.


Обязательный паровоз-памятник на площади за вокзалом


Не удержусь - полностью приведу стихи, написанные на борту паровоза.
К сожалению, они не подписаны - видимо, сочинены каким-то местным поэтом:

Я с детских лет к тебе неравнодушен.
Однажды в жизнь мою ворвался твой гудок.
И им впервые был мой интерес разбужен
К неведомым краям, к романтике дорог.

Давно гудок умолк. Быстрее мчит вагоны
По линиям страны другой локомотив.
А я, старик, в тебя по-прежнему влюбленный.
И память бережет тех первых чувств порыв.

Твой путь в Истории воспетым быть достоин.
Индустрии страны ты эстафету нёс.
В индустрии ее был труженик и воин.
Пусть здравицей тебе звучит «Наш паровоз».

Нелёгким был твой путь. Ты пережил все бури:
Голодным хлеб возил, агитсоставы вёл.
Будил свистком тайгу, чтоб город на Амуре
В рекордно быстрый срок построил Комсомол!
Военный эшелон, суровый вид вокзала
Исторгнув тяжкий вздох, нахмурив дым густой
Ты двинулся вперед, от нас, детишек малых
Защитников отцов повез к передовой.

Ты день иночь работал неустанно,
Спешил на всех парах, чтоб обеспечить фронт.
Победа! И тебя, увитого цветами,
Восторженно встречал ликующий народ.

Опять помчишься ты по мирным пятилеткам
Стальной тяжеловоз индустрии страны.
Старик! Перед тобой, как перед славным предком
Мы головы склонять почтительно должны.

Спокойно отдыхай, пенсионер почтенный
Ты подготовил старт для звездных кораблей
Живи в сердцах людей, в легендах, на полотнах
С героями тех лет, гордясь судьбой своей!

В общем, заслуженный паровоз - ничего не скажешь


Застройка привокзальных улиц весьма скромная. Почти деревенская








Немногие здания возвышаются над одноэтажными частными домиками.

Типовая советская школа. Может и довоенная


Явно послевоенная полукаменная двухэтажка


А вот нечто конструктивистское - подстанция какая-нибудь


Этот дом, может быть, и дореволюционный в основе


Какой конфессии принадлежит этого культовое сооружение, не знаю, честно говоря


А это, похоже, когда-то было Домом Культуры




Переходем через железную дорогу по мосту.


Внизу видны скромные железнодорожные постройки




Над которыми возвышается элеватор


Готовя этот репортаж, с удивлением нашел в сети его дореволюционную фотографию


Таким образом, ему около ста лет


За мостом начались типичные грязевые грязинские улицы


Добрел по ним до нового элеватора (или не элеватора) и поворотил обратно


Привлекло внимание в этом районе разве что еще это немного странное сооружение - может, кто знает, что это может быть?


Указателем на магазин СССР я был слегка заинтригован


Но когда до него дошел, меня постигло разочарование -
это оказался не магазин советской символики или чего-нибудь в этом роде,
а сам себе делать ремонт в Грязях я не собирался


Еще в Грязях привлекли внимание ярко раскрашенные загадочные артефакты, понатыканные установленные в разных местах города.






Надо признать, ярких красок здесь действительно не хватает.
Тем приятнее наткнуться на весело раскрашенный элемент городской среды.


Но вот мы и вернулись обратно к вокзалу.


На новой автостанции с башней и часами попрощаемся с Грязями.


Даже не надеюсь, что город вам понравился. Но хотя бы некое минимальное представление о Грязях вы получили - а то когда еще там сами побываете...

Липецкая область

Previous post Next post
Up