Календарь и астрономия славян. Часть II.

Mar 27, 2012 13:10

История календаря римского.

Продолжение. Начало здесь.

От http://grigam.narod.ru/kalend/kalen6.htm и из Книги И.А. Климишина "Календарь и хронология", главы III "Календари наших дней".

То, что римский календарь и римские долговые книжки-календы одно и тоже - довольно смелое и нарочитое объяснение. Первоначально в Римской империи, как и в других странах, народы вели счет дням по своим религиозным системам. Сначала почитали богов, определяли дни посева и уборки урожая, и уже затем в результате развития общества календари начинали использовать для других потребностей, в частности назначение дней уплаты налогов.




Источник рисунка

Около середины VIII в. до н. э., римляне пользовались календарем, в котором год, по свидетельству Цензорина, состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первый месяц года был назван мартиус (Martius) в честь бога войны Марса. Второй месяц года был назван априлис (Aprilis) от латинского «aperire», что значит «раскрывать», в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц посвящен богине Майе матери бога Меркурия и получил название майус (Majus), а четвертый в честь богини Юноны, супруги Юпитера, был назван юниус (Junius).

Так появились названия месяцев марта, апреля, мая, июня. Последующие месяцы имели числовые обозначения:


Квинтилис (Quintilis) -«пятый»

Секстилис (Sextilis) -«шестой»

Септембер (September) -«седьмой»

Октобер (Oktober) -«восьмой»

Новембер (November) -«девятый»

Децомбер (December) -«десятый»

Скорее всего, числовые имена были в этом календаре изначально,  и только в последствии стали заменяться именами богов.

Этот календарь отличался от календаря греков на 50 дней. У греков год равнялся 354 дням. В попытке выровняться с греками были образованы месяцы январь, содержавший 29 дней, и февраль, получивший 28 дней.

Такой календарный год римлян короче тропического более чем на 10 дней. Из-за чего календарные числа с каждым годом все менее соответствовали явлениям природы. Празднование уборки урожая стало припадать на зимний период.

Чтобы устранить такую неправильность, каждые два года между 23 и 24 февраля римляне вставляли добавочный месяц, так называемый Мерцедоний, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. В результате год у римлян равнялся то 355 дням, то 378.

Чтобы окончательно не запутать народ таким календарем жрецы Рима приказывали глашатаям публично «выкликать» для всеобщего сведения начало каждого нового месяца, а также начало года.

Очень меткую характеристику состояния римского календаря того времени мы находим у французского писателя и просветителя XVIII в. Вольтера, который писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось». Источник: [http://grigam.narod.ru/kalend/kalen6.htm].

Как вы полагаете, могли славяне такой календарь позаимствовать? Современный календарь скорее был принесен на Русь так же принудительно, как и греческая письменность Кирилла, при «добровольной» христианизации.

Я убежден, что религия придя из Византии, уничтожила не только Веды, но и подвернувшиеся им славянскую письменность и славянский календарь. Существование самобытной культуры славян было препятствием на пути внедрения новой религии. Славянская и римская календарные системы, очевидно, не совпадали, а письменность славян содержала не христианские догмы. Древнее наследие встало поперек и княжеским амбициям в период реализации идеи «Москва - третий Рим». А раз что-то мешает, значит, оно пережиток и его судьба предрешена.

Так возник миф о римском календарном приоритете. Как впрочем, и миф о славянской письменности от греков.

Мифология слов дней недели.

После возникновения календаря в ходе развития общества, строительства городов и храмов возникла потребность назначать дни для часто повторяющихся событий. Например, в Вавилоне каждый седьмой день назначали как общеторговый. Где-то назначали особые дни для религиозных событий и их повторяли через 10 или иное число дней. Египтяне, принявшие систему недель, имели семидневную неделю и называли дни по пяти планетам, Солнцу и Луне.

Древние цивилизации поклонялись каждая своим богам. И вот родился Рим. Оглянулись римляне и увидели, как живут соседи. У всех есть свои боги торговли, например у ближайших соседей греков торговлей заведовал Гермес. Конечно, патрициям Рима сразу потребовался бог торговли, и таковым назначили лукавого Меркурия.




Бог торговли, ловкости и воровства. Источник рисунка

Торговцы кропили себя и свой товар водой из источника на склоне Целиева холма, посвящённого Меркурию. Делали они это для того, чтобы смыть с себя грех мошенничества, допущенного в торговле. Интересный обряд и, кажется, что-то напоминает.

Но мошенничали римляне не только в торговле. Любили они присваивать достижения разных народов, и эта традиция дожила до нашего времени.

Попытки создать ещё один миф про латинский приоритет названий дней недели не увенчались успехом. Эту информацию можно отправить М. Задорнову как сюжет для развлечения. Во-первых, до III века н.э. у римлян неделя состояла из восьми дней. А, во-вторых, слова, обозначающие дни недели имеют настолько очевидные скандинавские и славянские корни, что этот миф заглох при первых потугах.

Через английский язык распространились имена германо-скандинавских богов: например, Wednesday - среда посвящена главарю скандинавского пантеона О́дину, или правильнее Водану, Ведуну! А четверг - Thursday бог войны Тор; пятница - Friday жена О́дина Фрейе инача Фрида... Про другие дни недели и говорить не надо - все очевидно славянское. Единственное исключение - суббота. Это слово раскрывает корни христианской религии, пришедшей из Иудеи, где своей религией установлен священный день отдыха саббат, шаббат.

Очень любопытно звучит название понедельника на языке хинди и маратхи - сомавар, а на урду - пир. Т.е. ребята за выходные все подвыпили, и в понедельник начинали варить сому (ритуальный напиток) для новой недели.

А Рим как всегда сначала переименовал недельные дни числами от 1 до 8, затем оставил 7, а после вообще все запутал, свалив на астрологию. Известное в науке календарное граффито из Помпеи это подтверждает. Там отмечена дата 6 февраля 60 г. как воскресенье, хотя по современным расчётам этот день является средой.

Учитывая данные обстоятельства, а также факт, что у разных народов названия сильно разнятся, вопрос с римским приоритетом на имена дней недели решили замять.

Чей бог Коло?

В Риме было великое множество богов: боги общегосударственные, городские, домашние. Были даже специальные боги для охраны ягнят и уничтожния сорняков. Одни боги - «уроженцы» самого Рима, другие заимствованы у греков, третьи - у египтян, четвертые - у жителей Азии. Много богов было у Рима, только никогда не было бога Коло, подарившего славянам календарь согласно учению Вед.

Веды религиозная философия и уж её то славяне у Рима перенять никак не могли. Не исповедывали римляне ведическое учение. Само слово календы термин без истоков в латыни.

Объявление римского календарного приоритета, не мешала славянам исповедывать Веды и вести свой календарь многие тысячи лет. Старые славянские названия месяцев связаны с обозначениями различных явлений природы, разумеется, на славянском языке. Вся календарная терминология славян опирается на их древнюю религию Веды. И еще большой вопрос, откуда у римлян появился календарь как понятие и как документ.

Современный календарь, распространенный в мире вместе с христианством, накопил огромную ошибку с момента последней коррекции календаря, выполненной в конце 4 века н.э. Именно 4 век определяется астрономическими расчетами (об этом далее). На сегодня ошибка составляет от 20 до 22 дней, в зависимости от високосности года.

Когда это началось.

Весеннее равноденствие считалось наступлением Нового года и у славян и у римлян и у многих народов. Новолетие отмечалось 1 марта сегодня это 21 марта. Как бы не складывалась жизнь, весеннее равноденствие циклично повторяется из года в год. Славяне этому событию присваивали в своём календаре одно и тоже число - 1 Белояра. Позднее когда славянский календарь пошел по рукам, начались разные реформы и теперь мы имеем такую вот радость.

Календари велись в разных странах на особицу. Счёт года с 1 января ввёл в Риме Юлий Цезарь в 45 году до н. э. В 325 году юлианский календарь приняла Византия, но начинала свой год 1 сентября.

После юлианской реформы ошибка в определении календарного дня весеннего равноденствия не исчезла, а продолжала накапливаться. Возникла проблема с отсчетом христианских праздников.

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, свою реформу календаря провёл в 1582 году римский папа Григорий XIII. Тогда изменили правило високосных лет. Этот календарь был назван Григорианским.

На Руси с 1492 года, а в то время ещё 7000 лет от сотворения мира, начало церковного и светского года перенесли с 1 марта на 1 сентября, подравнявшись под Византию, но на этом не остановились. К процессу подключился царь-реформатор. Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» Государь Петр I повелел заменить летоисчислением от Рождества Христова. Первый послереформенный день пришелся на 1 января 1700 года.

Однако как всегда «Россия пошла своим путем». Петр I принял не григорианский, а юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на календарь григорианский. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. уже Советская власть осуществила переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. По нему мы и живем сегодня.




Источник рисунка: http://webplus.info/images/wpi.images/atr305_004.jpg

После очередной реформы у нас появился новый праздник - Старый Новый год, т.е. Новый год по Юлианскому календарю! А ещё старшее поколение помнит лозунг советских времен - «Слава Октябрю», звучавший в День Октябрьской революции и отмечавшегося не в октябре, а 7 ноября. Такие вот отголоски календарных реформ.

Кстати Православная церковь России по-прежнему живет по юлианскому календарю.

Страны Азии ведут деловую жизнь по общемировому григорианскому календарю, а свои религиозные традиции отсчитывают по древним календарям и ничего. Так почему бы и нам не последовать их примеру и в народной традиции отмечать не странный Старый Новый Год по юлианскому календарю римлян, а своё издревле славное Новолетие в день весеннего равноденствия.




Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusLubok/68.htm.

Из собрания Государственного Исторического музея. Русский рисованный лубок Календарная стенка. Середина XIX в.

На стенке размещены таблицы исчисления дней, «часов», а также изображения звездного неба, птиц Сирин и Алконост и др. В центре помещен круг с буквенным обозначением чисел и отверстием посередине, куда, крепился вращающийся диск.

О чем говорит нам этот музейный экспонат? Он однозначно сообщает, что христианство и его символика на Руси не были доминирующими в народной культуре. Это вещественное доказательство существования двоеверия вплоть до середины XIX века. Древняя культура привлекает наше внимание и сегодня.

В список по теме

Славяне, календарь, Рим

Previous post Next post
Up