Календарь в истории народов тема ключевая, а потому наиболее запутана. С математикой спорить сложнее, это вам не летопись переписать или «утратить». У идеологии были серьезные причины путать следы, и тут она постаралась на всю катушку. Календарная информация встречается во множестве источников, но на поверку представляет собой недоговоренности, домыслы и...
Стоит спросить всемирную паутину о календаре славян, и получишь ворох сообщений-близнецов, что в этом деле Русь просветили римляне. В академическом мире давно принят стандарт, связывать древние изобретения исключительно с Римом и греками. А славяне? А им на страницах истории велено отсутствовать или скрываться под многочисленными этнонимами, которые даже не самоназвание.
Исследователи сообщают о римском календаре такое, что, получи подобный подарок в жизни лучше его убрать куда подальше. Что собственно и произошло, поскольку наши предки тем календарем действительно не пользовались.
Численник римских патрициев работал исключительно в ручном режиме. Жрецы использовали глашатаев, для сообщения какой с утра месяц и день. По свидетельству Цицерона (1-й век до н.э.), жрецы, пользуясь предоставленной им властью, удлиняли сроки общественных должностей для своих друзей или подкупивших их лиц, и укорачивали сроки для остальных. Время уплаты налогов и выполнения обязательств зависело от произвола жрецов. Ко всему этому началась путаница в проведении праздников. Так, праздник жатвы иногда приходилось отмечать не летом, а зимой.
Ситуацию метко охарактеризовал Вольтер: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».
Неразбериха подвигла Юлия Цезаря обратиться к астрономам Александрии. Результат - юлианский календарь, который до сего дня использует наша Церковь. Далее церковная реформа Рима создает Григорианский календарь с иным правилом високосных лет, а ещё Пасху привязали в календаре к воскресному дню. Это и есть наш современный календарь.
Небо оно над всеми народами, а потому говорить об астрономии как науке исключительно чьей-то некорректно. Известны звездные таблицы Улугбека внука Тимура, поражающие своей точностью и ныне. Обозревая континенты, мы видим многочисленные древние храмы со средствами наблюдений за светилами. Радуют и археологи. На находках обнаружены созвездия, засечки равноденствий и солнцестояний.
Зачем «звероподобным» астрономия?
Человека всегда манил ночной вид на Вселенную. Учёные считают знание о звёздах - началом всех наук. Далёкие и красивые, звезды заставили наших предков задуматься - о себе, о своей судьбе и занимаемом месте в мире. Если ночью вглядеться в бездну неба, то, как говорил Ницше, - «бездна начнёт вглядываться в тебя».
Календари известны на всех континентах. Оледенения вызывали вынужденную миграцию и знания расходились по миру.
Календарь - вершина древней астрономии. Смотрели на звезды и славяне, понимавшие толк в науках не менее всех прочих.
Попытку разобраться в утраченном наследии предпринял в начале 19 века Григорий Андреевич Глинка в своей книге «Древняя религия славян», 1804 г.
В книге Григорий Андреевич называет славянскую веру «баснобожием древних славян», а обработку информации он решил выполнить, положившись на интуицию:
«описывая фантазии или мечтательности … встречающиеся пустоты и недостатки, буду наполнять собственною под древнюю стать фантазиею».[1]
Над Глинкой довлела государственная религия и, тем не менее, ему удалось в своей книге собрать многое из того, о чем идеология умалчивала.
Попробуем воспользоваться современным положением науки и дополнить книгу Глинки.
Официальные справочники сообщают:
Новолетие в Римской империи до календаря Цезаря (46 года до н.э) отмечалось как начало полевых работ (март). После ввода юлианского календаря празднование итога года переместилось в Риме с марта на 1 января. Календарь был введен 1 января, с того же дня начиналась деятельность избранных консулов.[2] После принятия христианства первым месяцем года опять назначается март.
С чем связано, и кто установил правило ежегодно отмечать 1 сентября и 1 марта?
Астрономы Александрии создали календарь (юлианский), в котором ключевые числа соответствовали астрономическому событию равноденствию. Календарь не только создали, но и обеспечили его астрономическое сопровождение. В силу ряда исторических причин такое сопровождение и соответствующая коррекция календаря прекратились. Вот тогда-то и начались ошибки, которые устраняли уже административно. А то, что у славян календари были до нашей эры, говорят календарные находки археологов. Подробности можно найти в работах академика Рыбакова.[3]
Поскольку на календарь наслоилась, и многое определила идеология, постараемся опереться ни на слова, а на документы.
На Руси после государственного крещения начало года стали отмечать как когда-то в Риме с начала полевых работ - 1 марта. Память о мартовском Новом годе сохранилась в святцах - церковных календарях Руси. Из них мы узнаём, что март - «первый есть в месяцех месяц». Фраза повторена во многих церковных книгах. Источник фразы находится в Ветхом Завете (Исх., 12;2). О том же записано и в Следованной псалтыри под 1 марта.
Судя по библейской ссылке на Книгу Исход, 1 марта было Новым годом и для Рима, и для Константинополя, и для древних евреев. И вот уже на Никейском Соборе (325 г.) постановили ежегодно отмечать 1 сентября как память окончательного освобождения христианства от преследования, что и стало со временем датой Новолетия у Византии.
В те времена имела место более тесная связь Руси с Римом. Вплоть до 15 века празднование Новолетия у крещеных русов шло по римскому правилу - 1 марта. Почему римскому? Потому что Патриархия Константинополя приняла дату Новолетия 1 сентября, тогда как на Руси церковные Святцы считали первым месяцем март.
Византия в свои последние века занялась каноническим освоением Руси. Рим пытался противостоять таким попыткам рыцарскими орденами, захватившими Константинополь 13 апреля 1204 года. Стало очевидно, что начавшиеся примерно за столетие до того крестовые походы, во многом основывавшиеся на действительном религиозном энтузиазме, выродились в грабительские походы, участникам которых было, по сути, всё равно, в каких землях и под какими девизами воевать. В ходе уже военного противостояния с Русью и этнически русским Великим княжеством Литовским проримские ордена прекратили своё существование.
В 1439 году создается союз между представителями восточных православных церквей и Римо-Католической церкви, уния. В конце XV века Запад ведет игру по вовлечению во Флорентийскую унию и Церковь Московскую, разумеется, под эгидой Рима. Уния на Руси встретила неприятие. Почему? Отношения с центрами христианства в Риме и Константинополе складывались у Руси не одинаково. На фоне стремления папского престола к власти над Москвой патриарх Константинополя принимал некоторую самостоятельность Русской Церкви. Интересный факт сообщает Православная энциклопедия. «Патриарх Константинопольский посылал к русскому Митрополиту грамоты не с восковой печатью, как ко всем другим митрополитам, а со свинцовой, как это было принято по отношению к Предстоятелям Автокефальных Церквей. Это дает основание предполагать, что Русская Православная Церковь в период ее зависимости от Патриарха Константинопольского (до 1448 г.) пользовалась если и не de jure, то de facto значительными правами церковной автономии».
Отношение к печатям у правиителей Византии было особым, что отразилось в труде «Об управлении империей». Император Константин сообщал, какие и какого веса печати следует привешивать к документам направляемым правителям разных стран. Самой весомой золотой печатью весом в два солида снабжались документы, направляемые в Хазарию. Особое уважение к печатям сохранилось и перешло в привычку на бытовом уровне вплоть до современной Турции. Продолжим.
Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом всея России на поместном соборе 1448 года. Иона заменил отвергнутого русской Церковью сторонника унии Исидора, поставленного Константинополем. О том, почему титул митрополтита в XV веке не как принято сегодня «Всея Руси», а «Всея России», поговорим отдельно.
Интриги порождают интриги. Папа пытается использовать для вовлечения Москвы в унию замужество царевны Зои Палеолог, выдавая её за Ивана III. Результатом предполагалось возложение на Московского князя короны от имени папы.
1472 год. Заочное обручение Зои и Ивана III в римской базилике Петра и Павла, московская свадьба Зои-Софии в Москве. Претензии Рима отринуты. За спиной Ивана III-го новые интриги папских посланников в Москве по организации венецианско-ордынской коалиции против Турции. Одновременно ведутся переговоры по установлению договорных отношений с ханом Большой Орды Ахматом противником Руси. Союз Рима и Венеции с ордынским ханом против турок не получился. На Западе начались процессы реформаторства, считай сепаратизма, и Риму на тот момент стало не до Руси.
Спустя время, под переориентацией с латинства на Константинополь подвел черту указ Московского князя Ивана III от 1492 года.
Европейские претензии на наследие Римской империи возникают задолго до знаменитого письма старца Филофея, написанного в начале XVI века. В XV веке в свете витающей во властных структурах Европы идеи стать «Третьим Римом» началась переориентация Руси со всего римского на наследие Царьграда. За почетное звание Третьего Рима боролась вся Европа, а не только Москва. Ещё умы занимало Лето 7000, что в современной системе соответствует 1492 году. Ждали Судный день иными словами Конец света. Конец не настал, и жизнь пошла своим чередом.
В тоже лето 7000 (1492 г.), по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года официально назначили на византийское 1 сентября. Когда сама Византия приняла 1 сентября за новолетие, точных сведений нет. Принято считать, что в V-м веке. Известно только, что этот день Православная Церковь отмечает как память о начале служения Иисуса Христа в синагоге Капернаума, как начало Его общественного служения.[4]
Вся деятельность Ивана III это создание Русского царства и тоже общественное служение. На простой вопрос «кто создал Россию?» слышишь невразумительное: Калита, Боголюбский, Петр I, Иван Грозный или нечто более экзотическое. Удивительно, но Ивана III Великого люди до сей поры воспринимают как кремлевскую колокольню или колокол, но не как имя создателя нашего государства. Печально, но факт.
Жизнь и властвование Ивана III это серьезный календарный период нашей страны 1440-1505. Чтобы стать царем нужно иметь царство, чтобы жениться нужна невеста.
Прошло почти два века. По указу Петра Великого 1 января Лета 7209 oт Сотворения мира приняли за 1 января 1700 года от Рождества Христова. Надо четко уяснить, что никаких годов в системе отсчета от Рождества Христова старше 1700 года на Руси не было. Известная фраза в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» о дате рождения царя «от рождества Христова», прозвучавшая при составлении милицейского протокола - киношный фейк. Жаль. Фильм интересный, но История дороже. Всё чем мы бодро пользуемся, говоря о событиях старше начала XVIII века - результат пересчета из системы «от Сотворения мира» в систему «от Рождества Христова». Тогдашние жители Руси пользовались исключительно системой « лет от Сотворения мира», о чем и говорят летописи.
Календарь это астрономия, а ключевые даты украшены праздниками идеологических догматов.
Как отмечали Новый год до крещения?
Русские летописи в отличие от иных, строились на датировании событий с ключевым словом ЛЕТО. Наши дохристианские предки отмечали не Новый год, а Новолетие, которое связывали с природным явлением - равноденствием. Каким?
Археологические находки и работы академика Рыбакова позволяют предположить, что этим днем было равноденствие осеннее. Астрономическое начало осени. Наступление события контролировалось наблюдениями, для чего капища имели соответствующие визиры каменные и деревянные. Оцените уровень знаний предков до просвещения.
После равновесия дня и ночи, Земля готовится к зиме. Осеннее равноденствие - время вознесения благодарностей богам за урожай и достаток, а также воздаяния почестей умершим пращурам.
Праздник урожая породил у современных потомков кельтов и славян фестивали Хэллоуина. Сам праздник Хэллоуин возник в США. Привезенные иммигрантами из Британии и Ирландии древние ритуалы подхватили в Америке. Со временем их смысл выхолостился, а праздник превратился в бесшабашное явление массовой культуры. Хэллоуин не несет никакого религиозного или мистического смысла, хотя детишки в образе страшилок занимаются как бы колядованием.[5]
А что у нас с Новолетием?
Астрономически осенний день Новолетия теперь приходится на 22 сентября. Так распорядились законы небесной механики.
Волхвы отслеживали наступление равноденствия и объявляли этот день народу. Т.е. волхвы корректировали существовавший у славянского народа календарь. Это вам не римские жрецы, наши волхвы длительность лета за взятки не меняли.
Основываясь на астрономии, мы можем определить последний год славянской коррекции. Сразу оговорюсь. Принятые на сегодня названия планет и звёзд, равно как и созвездий у разных народов отличались. Славяне в этом деле не исключение. Многое сохранил и русский уклад жизни, и сам язык.
В современном отрывном календаре присутствуют не только числа месяцев, но и время восходов и заходов Луны и Солнца, а ещё и затмений. Эта традиция зародилась в глубине тысячелетий, ибо за один день, сезон или жизнь одного человека невозможно даже догадаться о существовании прецессии земной оси, определить законы движения небесных тел и отследить их соответствующей системой координат. А без этого бездумные календарные назначения приводят к тому, что наблюдалось у мудрых римлян. На этом фоне мы видим как волхвы «несуществующих» славян своим «баснобожием» проникли в космические глубины знаний.
Волхвы (звездочеты) отсчитывали дни по моментам прохождения звезд через определенный небесный меридиан (направление на северный полюс мира). Например, звезда с современным названием α-Девы пересекала нужный меридиан в день осеннего равноденствия. Событию. предки назначили праздник Рождества Златы Майи. Ровно за 50 дней до этого через тот же меридиан проходила звезда α-Льва. Так определяли дату празднования Перунова дня. Другие праздники были привязаны к движению других звезд.
Это не реконструкция. Это астрономия. Проникнитесь, наконец, уважением к предкам.
Сомневаетесь? А вы попробуйте без хронометров, без компаса и пр., но с ЕГЕшным образованием самостоятельно засечь перемещение звезд и определить день равноденствия. А ведь славяне в эти дни отмечали праздники своих богов. Общение с богами это вам не в бирюлки играть.
Существование праздников с привязкой к звездам и небесному меридиану говорит нам, что прадедам была знакома не только горизонтальная астрономия, т.е. примитивное фиксирование моментов восхода и захода луны и солнца относительно горизонта. Для этого необходима координатная сетка небесного свода.
Факт наблюдения волхвов за звездами отражен в Новом Завете событием «Поклонение волхвов звездочетов». Прошло время, и началось. Славянам календарь якобы подарили римляне, но при этом сами подарители в собственном календаре бездарно путались. Опять обратились к астрономам за помощью. Для императора Цезаря создали календарь, но. Стал ошибаться и этот календарь. Для борьбы с ошибкой ввели високосные добавки и даже меняли правила их применения. Сегодня можно слышать, что де суеверия эти народные приметы погоды раз прогнозы не совпадают с современным календарём. Действительно с современным календарем приметы не совпадают, а с тем, что был у славян…
Ссылки на источники в конце второй части статьи.
Продолжение во второй части.
в Список записей по теме: Познаваема ли история