Познаваемость Истории_2. Буква С СЛОВО.

Nov 29, 2015 14:26

Продолжение. Начало в «Познаваемость истории. Часть 1. Константы».

После рассмотрения физических основ Мироздания интересно рассмотреть и константы речевые, сопровождающие жизнь людей. Как и в части 1 данная статья содержит философские рассуждения далекие от популярной беллетристики.

Начертания букв дают возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Для многих наших современников буква лишь графический символ звука. В детских книжках ещё можно встретить декоративное изображение заглавных букв в начале красной строки. Традиция берет начало из глубокой старины. Букву украшали орнаментом, чтобы передать мысль визуально образом. Декоративное начертание содержало в себе чертеж мира. Ни больше, ни меньше.
Как видим, в Мире действуют не только физические константы, но и так сказать константы буквенные, которыми предки отображали основы Мироздания, каким они его представляли.
Сказанное не плод разыгравшейся патриотической фантазии, этому есть доказательства в самом языке и письменных документах.
Для нашего исследования рассмотрим характерные русские слова НОЧЬ, СОН, СПАТЬ.
То, что вокруг нашего тела присутствуют энергетические оболочки, уже давно не эврика. Кроме работ физиков «матрешечное» строение человека мы встречаем в старинных игрушках, на ликах (иконах) и в лингвистике. Для этого достаточно провести смысловой разбор общеизвестных слов. Образность русского языка унаследована от прадедов и отражена в их письме. Только подойдем к вопросу аккуратно. Буквы русской Азбуки имеют персональные имена-символы. Одни имена понятны и сегодня, а иные загадка и для специалистов.
Заявленная информация будет выложена в цикле статей «Познаваемость Истории».
По обозначенным выше словам сначала определим, что означают буквы С, Н, П и Ч, но не как звуки. Мы постараемся определить их смысловые образы. Проанализируем графику букв, накладывая их поочередно на матрицу графем.
Графику букв и их имена используем из Новгородского Кодекса (конец X-го века), самой древней на сегодня книги.
Почему выбор именно таков? Графика букв Азбуки изменялась на протяжении всей своей жизни. Идеология и политические взгляды на Руси и в России менялись не единожды, что неизбежно отражалось на философии образов буквиц и даже на их графике. Игнорировать данный факт невозможно. Ближе к истокам, точнее выводы.
С методикой наложения букв на матрицу можно ознакомиться в журнале автора Navyserge.
Первой рассмотрим букву С - СЛОВО.
Графика и название буквы соответствует данным, приведенным в работе А.А.Зализняка, «Новгородский кодекс» (конец X - начало XI века), опубликованной в журнале «Вопросы языкознания», март-апрель 2003 г. http://www.ruslang.ru/doc/voprosy/voprosy2003-2.pdf
Буква С графически является частью буквы О. причем больше чем наполовину, занимает на матрице место со стороны линии тела, значит, она тяготеет к материальному миру. Если О это «Всё вокруг разом», то С это самостоятельная/отдельная часть этого «Всего». Что важно - даже «часть всего» неоднородна, она состоит из набора элементов. Процесс «СЪ» указывает на сведЕние/объединение этого набора элементов в одном месте. Проявление же этого процесса - «СЬ» или «СЕ», указывает на самостоятельную часть чего-то. Слогами «СЬ» и «СЕ» можно описать практически любой физический объект, кроме разве что слитков чистого металла (любого), которые по своей природе однородны, а не собраны из разных элементов.


Имя буквы С - Слово.Это разговор особый. Имена букв - самые емкие слова, которые ближе всего к смыслу графем, и не более того. Подменять смысл графемы ее именем нельзя, поскольку смысл графемы много шире отдельного слова.
Слово СЛОВО, оно людей объединяет, т.е. «сводит в одном месте», хотя само слово «СЛОВО» немного о другом. По своей сути это процесс-основа, первоначало - «В начале было Слово…». Это главная фраза, к какой мы постоянно будем обращаться.
Начинаем разбор.
СЛОВО - проявление процесса сведения воедино в одном месте (СЬ), описываемое понятием ЛОВО = понятие о живых существах (ЛО), характеризуемое понятием поглощения (ВО). Это некая проявленная совокупность чего-то, что однозначно соотносится с живыми существами, точнее, с понятием поглощения, к ним относимым. Поглощают люди не только пищу. Люди, в основном, поглощают информацию. Этот процесс идет на каждом шагу. Люди смотрят, слушают, общаются. Именно про это поглощение идет речь. СЛОВО - инструмент получения информации человеком. При этом СЛОВО, как инструмент, существует, и существует «В начале…».
Для справки.
НАЧАЛО = НА+ЧАЛО - разовое проявление итогового процесса (НА), описываемого разовым же проявлением процесса накопления (ЧА), относящегося к живым существам (ЛО). Ещё раз. Это свершившийся факт (НА) хотя бы разового проявления накопления чего-то (ЧА) живым существом (ЛО).
Чтобы лучше понять, что за накопление имеется в виду, рассмотрим знакомое слово ЧЕЛО - общее понятие о живых существах (ЛО), обусловленное проявлением процесса накопления (ЧЕ). Это именно то место живого существа, которому свойственно накопление. Мозг, который этим и занимается, находится у нас именно в голове, которую наши «дикие» предки называли ЧЕЛО. От этого главного места и само название ЧЕЛОВЕК.
Кое-что о человеке.
В новгородских берестяных грамотах Человек «почему-то» называется ЦОЛОВѢКЪ. К чему бы это? Сравним эти два слова.
ЧЕЛОВѢКЪ - процесс притяжения (КЪ) понятия ЧЕЛОВѢ - проявление физического поглощения (ВѢ), обусловленное понятием ЧЕЛО, рассмотренным выше. Вроде бы все верно, человек именно челом поглощает и пищу, и информацию, которую так же описывает слог ВѢ, а все слово описывает некий объект, который притягивает (КЪ) эту информацию (ВѢ) своим челом (ЧЕЛО).
ЦОЛОВѢКЪ - процесс притяжения (КЪ) понятия ЦОЛОВѢ - проявление физического поглощения (ВѢ), обусловленное понятием ЦОЛО - (оставим ударение так же на слоге ЛО) - общее понятие о живых существах (ЛО), обусловленное общим понятием однородности (ЦО).
Живое тело не однородно по определению, т.е. вроде бы выше написана ахинея. Однако, все наше тело ЦЕликом является приёмником информации ВѢ, поскольку органы чувств расположены не только на голове.
И так ли были не правы древние новгородцы в своем «цокании»? Может они просто о другом говорили? Среди этих слов нет неправильного, они просто разные и о разном. Второе, на мой взгляд, более полно отражает сущность человека, если он, конечно, человек (в смысле цоловек).
А вот, например, ЦѢЛОвать нельзя, поскольку делаем мы это лишь верхней частью тела. Можно поЧЕЛОвать. И действительно в дореволюционной литературе можно встретить слово «почеломкаться». В словарях слово отмечено как просторечное. Ну «дикие варвары» что с них взять. Тут прямо по поговорке: «Не глянув в святцы, бухнули в колокола». Результат - потеря старинного мировоззрения. И так во всех словах, где есть эти Ц и Ч.
Новгородцы буквой Ч вовсе не брезговали, это видно по берестяным грамотам. Характерный след оставил и писатель Малороссии. В словаре Ушакова приведен пример из творчества Гоголя: Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! И отец с сыном стали целоваться». Видите, как старинное стало затеняться новым. А вот в старину употребляли буквы и соответствующие им звуки там, где это нужно. Слова типа ЦЬРКОВЬ (церковь), ЦѢНА или ЦѢЛЫ (целый) не писали как ЧЬРКОВЬ, ЧѢНА или ЧѢЛЫ. J
Продолжим.
Исходя из значений слов НАЧАЛО и СЬЛОВО фраза «В начале было Слово…» однозначно относится именно к людям. Не так ли?
Плюс ко всему, современный перевод этой фразы не совсем верен. Рассмотрим имеющийся в нашем распоряжении начальный вариант:
«Въ началѣ бѣ слово и слово бѣ къ Богу и Бог бѣ слово».
Слово БѢ это имперфект от глагола БЫТИ. Имперфект это «прошедшее длительное повторяющееся, незаконченное в прошлом действие» (Учебное пособие по древнерусскому языку для студентов 3 курса). Т.е. это НЕЗАКОНЧЕННОЕ действие (отвечает на вопрос «что делать?»), тогда как глагол БЫЛО, обозначает ЗАКОНЧЕННОЕ в прошлом действие (отвечает на вопрос «что делал?»). Нормальное такое уточнение, не правда ли? Незаконченное действие установленное для смысла фразы в прошлом уже позднéе переводчик взял и закончил, а ведь перед нами канон, в каком отсебятина чревата нарушением этих самых канонов. Вспомним мысль из предыдущей статьи: «расчеты показали, стоит мировым константам изменится на незначительную величину и гармония «звучания» пропадет, а наш мир исчезнет». Так и в текстах. Любое изменение начального варианта искажает мысль первоисточника в целом.
В нашем рассуждении о начальной библейской фразе осталось рассмотреть слово БОГЪ. Бог, в церковно-славянском обычно записывается под тильдой как БГЪ - Общее понятие врожденных качеств (БО), характеризуемое процессом физического ограничения (ГЪ). Что тут можно прокомментировать? А кто еще, как не Бог «решает» как будет выглядеть тот или иной объект, каким он будет «рожден» и с какими исходными свойствами? Это в равной степени относится и к организмам, которые без души не более чем объекты.
Перед нами взгляд предков на Основы!
Если рассмотреть всю фразу (вначалебыло…) по слогам, и как писали когда-то без пробелов, то получаем:
«Внутри (ВЪ) первого проявления (НА) людского познания (ЧАЛО) было и есть (БѢ) то, что является инструментом получения человеком информации (СЛОВО), и оно (СЛОВО) притягивало и притягивает (БѢ КЪ) начало процесса физического ограничения врожденных свойств (БОГОУ), и процесс физического ограничения врожденных свойств (БОГЪ) был и есть (БѢ) тем, что является инструментом получения человеком информации (СЛОВО)»…
Неслабыми мыслителями были пращуры.
Если философию предков упростить до современного языка, то получаем:
«Процесс познания человеком мира обусловлен (ВЪ НАЧАЛЕ) исходным наличием понятия «слово» (БѢ СЛОВО), которое стремилось стать (И СЛОВО БѢ КЪ) врожденным качеством (БОГОУ), эти врожденные качества (И БѢ БОГЪ) фактически являлись и являются этим самым инструментом познания (СЛОВО)»...
Здесь мы видим, как текст из далекого прошлого совпал с мыслью из работы современных российских математиков в статье о мировых константах «о стремлении подобий к оригиналу как основы Мироздания».
Вы только вдумайтесь в то, что прочли. Какая глубина мысли. А нам, до какого уровня представление о буквах упростили?! Только для графического обозначения звука. Иногда можно встретить т.н. акростихи как попытку проникновения современным словом в древний смысл Азбуки. Инструмент познания по-прежнему СЛОВО, а как мы им пользуемся? Как дубиной, а вовсе не скальпелем или лучом лазера.
Честным мыслителям давно ясно, что язык не был придуман человеком, а лишь используется им с самого момента своего появления на Земле. А иначе присутствие в русском языке всей этой азбучной философии, даже используя Чело никак не объяснить.
С этим выводом согласна и религия, поскольку даже она не может объяснить феномен Слова, относя его просто к данности - «Въ началѣ бѣ слово...».
Однако это не все. Разберем иные допущенные вольности.
Обращаемся к Остромировому Евангелию 1056-го года издания и видим:


Источник: фрагмент летописи.«Искони бѣ слово и слово бѣ отъ б(ог)а и б(ог)ъ бѣ слово...».
Известным сегодня «В начале» заменили исходное «Искони», которое в свою очередь является уже трансформированным по фонетическому благозвучию из IЗЪКОНИ, где явно видна приставка IЗЪ и основа КОНЪ. Замена «ИСКОНИ» на «В НАЧАЛЕ» - вполне осознанная. КОНЪ посчитали словом из язычества и заменили. Так началось «просвещение».
Приставка IЗЪ обозначает выход физического результата. КОНЪ - общий принцип притяжения (КО), характеризуемый последующим результирующим процессом (НЪ).
Если бы в физическом мире не было притяжения, то и мира бы не было. Слово КОНЪ фактически описывает процесс его формирования. В качестве существительного это слово обозначает нечто, что было с самого начала времен. Вспомните упомянутое в первой части статьи «стремление подобий к оригиналу как схема жизни Вселенной». И это сказано не Церковью, а математиками.
IЗЪКОНИ - какой-то физический результат (IЗЪ) некоторого количества проявлений процесса притяжения (КОНИ). Это «некоторое количество», как я понимаю, как раз и указывает на пущую древность результата.
Вот такая реставрация древней фразы получилась. Слово науки совпало со смыслом слова библейского. Однако. Как вы полагаете, что было раньше религия или мировоззрение на реальность Природы?
Сделаем вывод: в данной фразе,  в её начальной форме, нет ссылки на «процесс познания», здесь говорится о том, что в самом начале формирования физического мира пребывало СЛОВО, которое как инструмент познания уже существовало и именно оно обуславливало, и по сей день обуславливает порядок его формирования.
Ни больше, ни меньше!
А нам, какой век про письменный подарок от греков толкуют? И сколько времени выводят буквенную письменность как понятие от еврейского письма, от маленького библейского княжества будто бы единственного распространившего эту благодать на территорию Европы с помощью греков и римлян. Во внутренних образах канонических фраз подобные сказки просто отсутствуют.
История нам откровенно рассказывает, что практически вся современная политическая карта мира создана Российской империей и её восприемником СССР. И вот «эти же дети» © срисовывая русское величие, беззастенчиво присваивают его себе в виде переписанной истории и не менее переписанной лингвистики. При этом на Западе не забыли исказить историю своего восточного «первоисточника». А между тем.
Во всех древних трактатах читаем, что профессиональному завоевателю Римской империи (Византии) даже в голову не приходило сунуться в пределы якобы дикой и нецивилизованной Руси севернее Крыма. Лишь после падения великой империи для вторжения на Русь был создан целевой «спецназ» германские ордена. И какова судьба тех орденов, и что в итоге получили их авторы? XV-й век. Междоусобица орденов, взаимное уничтожение английской и французской армий, 5-я колонна в Константинополе. Государственный терроризм поглотил сам себя. Второй Рим как и ранее Рим Первый пал. Когда уже в 19-м веке началось возрождение памяти Кирилла и Мефодия, никто иной, как русские мыслители, несмотря на сильнейшее давление Запада, высказали декларативную мысль о первенстве русского языка. Но враг человеческий не дремлет, и попытки объявления истины западный гегемон встретил в штыки. Русская мысль подверглась обструкции в лингвистике и военному давлению по всему периметру русских границ. От Севастополя до Соловецких островов на западе, на Кавказе и Турции на юге, вплоть до Камчатки на востоке. Везде пытались высадиться англосаксонские войска с идеей доказать свое мировое первенство. Если кто помнит историю войны 1812 года, тот знает, что полководец М.И. Кутузов не сразу принял командование русскими войсками против Наполеона. А где был Михаил Илларионович в это серьезное время? Оказывается его заслуга много более чем принято считать, он поначалу принуждал к миру Турцию, благодаря чему Россия избежала войны на два фронта. Сегодня история с Турцией, похоже, повторяется. Совсем недавние черноморские и кавказские истории как-то подзабылись. Но мы-то помним и Ушакова, сократившего военный турецкий флот до нуля, и Кутузова, объяснившего Турции, что воевать с Россией не следует и на суше.
Но вернемся к причине так внезапно начавшейся в 19-м веке войны по сути первой мировой войны Запада против России. Рассмотрим прекрасную фразу известную сегодня многим, но до настоящего времени не имевшей научного обоснования.
«…Се же буди ведомо всеми языкы и всеми людъми, яко же русскый язык ни от куду же приа … и грамота рускаа никим же явлена, но токмо самим Богом …, а грамота рускаа явилась Богом дана в Корсуне руску, от нея же научися философ Костянтин…».
Такая фраза неприемлема для западных «просветителей» и едва эту мысль на Руси изрекли, как тут же возникла проблема с указанием на её источник. Фраза многим знакома по её цитированию академиком Истриным. Но ссылка на летописный источник, приведенная в его работе не верна. Эти строки не обнаруживаются ни в переводах, ни в списках летописей. Сам ли Истрин ошибся или помог кто, не ведаю. Рад привести верную ссылку.
Источник: Рукописные собрания совместного проекта Российской Государственной Библиотеки и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Сборник богослужебный, разных почерков, первой половины XVI века:
Книга архиепископа Велико Новагорода и Пскова Серапиона Куръцова.
л. 363, Из Хронографа Добровскаго о Кирилле и Мефодии (1825 г.) стр. 118. «…Се же буди ведомо всеми языкы и пр.» http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=647
Немного отвлечемся на источники.
Приведенная цитата сегодня известна по работе В.М. Истрина (1865-1937). «Истрин В. М. 1907. Редакции Толковой Палеи, стр. 61.
В чем причина путаницы со ссылкой на летопись, где такая фраза отсутствует? Причина в самой Палее как таковой. Палея не источник от Истрина. Сегодня по этой теме существует целая библиотека трудов, в коих рассматривается Палея - памятник византийского происхождения по Ветхому Завету и апокрифическим текстам. В.М. Истрин занимался исследованием этого материала. Его книга стала библиографической редкостью. Попытки найти её в Интернете мне не удались. Найденные ссылки не работают или заражены вирусами. Почему? Об этом можно догадаться, прочтя статью А.П. Щеглова, «Толковая палея», http://www.staropomor.ru/Bogoslovie(4)/paleya.html#verh. Данная ссылка пока доступна. Работа Щеглова раскрывает суть Палеи, по какой причине она сама и работы вокруг неё замалчивается, а ссылки отказываются работать. Приведу лишь одну цитату от Щеглова.
«Полемика Толковой Палеи направлена против иудеев. В ней постоянно присутствует противопоставление мировоззрения иудеев до Христа и после Него, то есть Иудеи как единственные хранители Божественного Откровения и Закона в мире теряют свою избранность после пришествия Христа, и не могут более являться хранителями не только Благодати, но и Закона. Этот дар отобран у них и передан христианам».
Предвосхищая возможный троллинг, спешу сообщить взгляд авторов данной статьи на взаимоотношения науки и религии.
Слова церкви, по своей сути, верно отражающие действительность, с наукой не могут быть связаны в принципе. По крайней мере, в понимании абсолютного большинства людей. Однако невозможно отрицать тот факт, что в религии не все так однобоко, как считают атеисты. При этом очевидно, что у каждого свой интерес. Судя по датировке источника фразы «…Се же буди ведомо всеми языкы и пр.» мысль пущена в оборот для утверждения Церкви на русской земле. Как говорят на Руси, - дружба дружбой, а табачок врозь. Фраза в первоисточнике пиар, как для верующих, так и для атеистов.
Поскольку у нас разговор о СЛОВЕ просвещения, то поделюсь известной информацией о братьях-просветителях помимо трудов Добровского и Истрина.
После кончины о братьях попросту забыли. Это сегодня им приписывается многое величие. До 19-го века ни православие, ни католицизм о братьях особо не поминали. Сегодняшняя память возрожденная. Ныне во многих российских городах стоят памятники Кириллу и Мефодию. Но биография их туманна. Не то греки, не то славяне, не то братья, не то просто единомышленники. К сегодняшнему признанию путь был долгий.
Потрудились братья на ниве просвещения, и отошли в мир иной. На престол вступил папа Стефан V - открытый противник славянского богослужения. На учеников Мефодия начинаются гонения. Сочинения и переводы Константина и Мефодия уничтожены. До наших дней их произведения не сохранились. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме. Папа Александр II (1061-1073) даже называл Мефодия еретиком. Слово - инструмент, за него идет яростная борьба в стремлении к монопольному праву им владеть. Славянские страны в этом процессе конкуренты франкам и вообще Западу, и потому славян задвигают. Но сами славянские народы с этим не согласны.
В Болгарии в конце IX - начале Х века, во время правления царя Симеона в Преславе появляется новая система письма. Именно эта система получает название кириллицы. На протяжении X -XI веков кириллица распространяется на территории Сербии и юга Древнего Русского государства. Появляется Похвала русскому языку в рукописях 12-го века. Далее память о Солунских братьях постепенно иссякает…
К XIX веку в Европе меняется территориально-политическая ситуация.
Середина XIX века. Меняется отношение обеих ветвей христианской церкви к почитанию просветителей. Началась борьба за каноническое и прочее влияние на т.н. славянские страны. Спустя десять веков появились иконы современного письма, на которых в руках братьев изображены тексты с буквами… современной кириллицы. Церковь стала вмешиваться в вопросы политики, положив глаз на славянские страны в попытке возглавить реально идущий процесс роста славянского самосознания.
Католическая церковь стала проводить новую политику. Хорватский епископ из города Дяковар Иосиф Штроссмаер и папа Лев XIII вспомнили о святых братьях. Торжественное празднование памяти Кирилла и Мефодия установлено в 1863 году и в Русской Православной Церкви.
С конца XIX века почитание Кирилла и Мефодия широко распространяется в странах, которые были связаны с их деятельностью (Чехия, Словакия, Польша, Хорватия). Самые пышные торжества ежегодно проходят в городе Велеград в Моравии, где находится могила св. Мефодия, ставшая святыней для паломников и верующих. Кирилл похоронен в Риме в церкви святого Климента, чьи мощи он по преданию принес из Крыма в Рим.
В настоящее время торжества, посвященные просвещению славян, стали государственными праздниками во многих странах, включая Россию.
В энциклике Slauorum Apostoli (2 июня 1985 г.) Иоанн Павел II назвал святых Кирилла и Мефодия «мостом между Востоком и Западом. И по сей день, они являются примером … разрушающим границы, усмиряющим ненависть, а людей различных рас и культур объединяющим в любви Христа».
Однако за десять веков фактического забвения история братьев обросла мифами.
Современная история отношений между Западом и Россией, похоже, повторяется. Сначала санкции, а спустя время, по словам того же Запада - борьба с международным терроризмом без России невозможна.
Как понимать просвещение славян.
Слово и Письмо существовали до Кирилла, но не содержали христианского вероучения, составленного Римской империей после 4-го века! Вот этим просвещением и занимался Кирилл. Научившись в 860 году русской грамоте, Кирилл через три года отправился в Моравию, где до него использовалось руническое письмо, и там перевел на местный язык Священное Писание.
Церковно-славянский язык искусственный, создан Церковью для распространения христианского вероучения. Следовательно, язык русский старший. Понятие «русский язык» в данном случае вопрос терминологии. А вот термин «язык славянский» это уже вопрос принципа, поскольку русский язык существовал до т.н. славянского. Понятие «славянский язык» придумано для обозначения общности русских наречий. Позднее, получив римские дополнения к Азбуке и прибавление слова «церковный» (церковно-славянский ЦС) искусственный язык стал использоваться для просвещения, т.е. для богослужебной деятельности. Причем следует уточнить, что ЦС как язык создан на основе болгаро-тюркского наречия, применявшегося в Солуни (совр. г. Солоники) около 9-го века.
Русов «просветили» их же собственным письмом, но немного другим языком. Последствия вольных трактовок привели к утрате исторической истины. На самом деле легко увидеть, что русский язык, как и его азбучная философия, существовали до «просвещения», но были подправлены византийскими греками уже для собственных надобностей, ибо с исконным русским у греков были проблемы. Отсюда и «изобретение письма», что яркой фразой характеризует один из персонажей известной пьесы Оскара Уайльда (1895 г.) «Идеальный муж»:
«Лорд Горинг. Воровство тем невыгодно, миссис Чивли, что иной раз сам не представляешь себе, что ты украл. Этот браслет нельзя снять, если не знаешь, где пружинка. А вы, я вижу, не знаете. Ее не так легко найти».
Точно так же, как никому кроме русских, неведома «пружинка русского азбучного браслета» т.е. суть русской азбучной философии, а Азбука это и есть письмо.
Оттого и наблюдается повальная грамотность в берестяных грамотах начала прошлого тысячелетия у представителей всех слоев новгородского населения, всех возрастов, мужчин, женщин, детей.
Многие современные языковеды пришли к выводу, что сам Кирилл действительно изобрёл азбуку, но глаголицу, которую он противопоставил языческим письменам, которые, скорее всего, являлись русским письмом, именуемым сегодня «кириллицей».
Хоть и утверждается в «Грамматике церковно-славянского языка» Иеромонаха Алипия (изд. 2008 г.), что Глаголица от Кирилла, но как всегда это НО. Глаголица слово не греческое, от ст.-славянского глаголь, что означает - слово, речь. Каждая буква глаголицы играла роль цифры. Первоначально было 36 букв-цифр: девять обозначали единицы, девять - десятки, девять - сотни и последние девять - тысячи. В ранних славянских рукописях отсутствуют надстрочные знаки, которые неизбежно возникают при поздних коррекциях.
В 1848 году отечественный филолог Срезневский И.И. писал: «Особенность многих глаголических букв приводит издавна к заключению, что глаголица есть древняя азбука языческих славян и, следовательно, древнее кириллицы».
Статью пора заканчивать.
«Приписывать создание ки­риллицы св. Кириллу сложно потому, что она слишком схожа с византийским унициалом. Проис­хождение унициала, как и всей гре­ческой письменности, связывают с именем бога Гермеса. Так что спор о том, кому принадлежит изобретение азбуки, идёт не между христианами и язычниками, а между Гермесом и Велесом, а это имена одного бога у греков и славян»! Источник.
Гермеса можно рассматривать в связи с символикой крыльев. Крылья обычно связывают с идеей возвышения или перехода с земли на небеса, они могут также быть связаны с солнечными божествами.  Обычай рисовать ангелов с крыльями появился приблизительно в VI веке н. э. и основан на классических образах вестника богов. Кроме вестников-ангелов, душ и персонификаций, таких как голубь Святого Духа, в источниках встречаются и другие крылатые существа, например, греческий бог-вестник Гермес (Меркурий). Источник.
В следующих статьях цикла «Познаваемость Истории» символизм крыльев будет рассмотрен и в связи с другими интересующими нас буквами.

Вот что сокрыто за буквой «С» со скромной графикой, но всеобъемлющим именем СЛОВО.
Статья написана в соавторстве с Navyserge.

Рекомендуемые источники:
Глаголица - говорящая азбука, http://www.liveinternet.ru/users/3395230/post126002290/
Сайт Народ. Глаголица, http://rbardalzo.narod.ru/4/glag.html
Продолжение следует.

в Список записей по теме: История Руси в именах букв

История Руси, Кирилл, Палея, Истрин

Previous post Next post
Up