Занимаясь некогда темой арабских связей с нацистами и ролью гитлеровской Германии в стимуляции "палестинского национального движения", включая прямую поддержку арабского мятежа 1936-39 гг., я неожиданно для себя обнаружил, сколь значительной была в данном контексте роль
темплеров - переродившейся
пиетистской общины, членами которой начиная с 60-х гг. XIX века в Эрец-Исраэль было создано несколько успешных сельскохозяйственных колоний и городских кварталов.
С началом Второй мировой войны англичане интернировали темплеров, а затем, в 1943 году, депортировали их из подмандатной Палестины, главным образом - в Австралию. Имела место также и сделка по обмену европейских евреев на интернированных англичанами темплеров: благодаря ей спаслось около 550 узников
Берген-Бельзена. Оставшееся в Эрец-Исраэль имущество темплеров отошло к Израилю и было учтено соглашением о репарациях от 1952 года, после чего израильское правительство перевело депортированным темплерам и их наследникам 54 млн марок.
В некоторый момент я спорил с кем-то в ЖЖ о степени охваченности темплеров идеологией нацизма и о реальных параметрах их участия в подрывной прогерманской активности накануне и во время 2МВ. Мне показалось тогда, что мой оппонент, как и многие израильские краеведы, подсознательно стремится к тому, чтобы по возможности преуменьшить значение данного эпизода в истории темплеров.
Не исключаю, что это связано с особым очарованием оставшегося от темплеров архитектурного и ландшафтного наследия. Всякому, кто бывал в
Галилейском Бейт-Лехеме и в мошáве
Аллоней-Абба (б. Waldheim), в иерусалимском квартале Мошавá Германит и в оставшихся от темплеров переулках на хайфском Кармеле, должно быть понятно, чтó я имею в виду. Экскурсоводам неловко водить туристов по этим живописным местам, уделяя слишком много внимания таким деталям, как деятельность Палестинской национал-социалистической партии, участие темплеров в объявленном Гитлером антиеврейском бойкоте, тайные поставки оружия, финансирование арабского террора или минирование темплерами ведущих к еврейским соседям дорог. Куда приятнее говорить о том, что темплеры стали первыми разводить в наших краях медоносных пчёл и сажать эвкалипты.
Особое очарование преображённого темплерами ландшафта отмечал уже в 1877 году
Йоэль-Моше Саломон: Мы обратили внимание на колонии, основанные около семи лет назад немцами из Вюртемберга: их строгий и изящный порядок, широкие улицы и прекрасные здания, напоминающие европейские города настолько, что всякому, кто путешествует здесь, должно показаться, будто он находится не в пустынной стране, а в давно обустроенной и уютной Европе. Всего нескольких лет хватило жителям этих колоний, чтобы увидеть плоды своих рук! И этот приятный вид одновременно наполнит еврейское сердце печалью и отрадой, тоской и надеждой.
Возрадуется еврейское сердце тому, что наша святая земля способна превратиться в сад Божий, лишь только коснется её умелая, работящая рука - так, что насытит она человека всеми благами, сверх самых смелых его надежд. И даже превосходит она европейские страны, подтверждение чему находим мы в том, что вот, чужого народа люди оставили свою родину и поселились здесь, в этой благословенной земле. Не поступили бы они так, если бы не нашли преимущества в ней перед своим отечеством! Но, с другой стороны, стыд покрывает наше лицо, как только припомним, что чужого народа люди первыми возжелали нашей святой земли, тогда как сами мы стоим в стороне и не спешим утешить нашу святую мать, жаждущую увидеть своих сыновей. Стоим, не желая снять вдовий покров с её лица.
Другой, менее симпатичный аспект отмеченной выше тенденции к преуменьшению роли темплеров в нацистской стратегии на Ближнем Востоке бывает, как мне кажется, связан с общим нежеланием израильской историографии рассматривать палестинский национализм в контексте его связей с гитлеровской Германией - связей слишком существенных для того, чтобы их трактовали как маргинальное, эпизодическое явление, полностью обусловленное политической конъюнктурой своего времени.
Вышедшая недавно книга
Давида Кроянкера "Немецкая колония в Иерусалиме и улица Эмек-Рефаим" содержит отдельную главу "Под сенью свастики: 1933-1939", в которой приводятся многие не публиковавшиеся ранее свидетельства нацистского энтузиазма, охватившего темплеров с приходом Гитлера к власти в Германии. "Гаарец" посвятила вышедшей книге Кроянкера статью Далии Карпель
"Свастики в Иерусалиме" (здесь она же
по-английски - к сожалению, без иллюстраций), а в иерусалимском еженедельнике "Коль ѓа-зман" (местное приложение к "Маариву") на ту же тему вышла статья Ашера Кешера "Тёмная сторона темплеров".
Ещё о темплерах: в
ивритской Википедии, о них же намного беднее в
английской Википедии, заодно уж
карта созданных темплерами поселений и о мошаве
Бней-Атарот (б. Wilhelma) на Ynet. Говорят, что в ближайшем будущем должна открыться для посетителей реставрируемая часть поселения
Сарона, территория которого отошла в основном под комплекс зданий ГШ в Тель-Авиве.
Upd: забыл включить сюда же, себе на память:
1. Людвиг Буххалтер, глава ПНСП, прожил более ста лет и умер в Австралии всего два года назад, ни в чём не раскаявшись. Получил от Израиля $60 тыс. в качестве компенсации за свой дом в Иерусалиме.
2. Кинотеатр "Лев Смадар" - бывший "Ориент" и затем "Эфрат", история бойкота и аренды.
3. Первое здание больничного комплекса "Биккур-холим" (уточнить, что за здание, ведь вроде бы в 1867 г. основана как еврейская больница); в 1937 г. - попытка увольнения еврейских врачей в рамках нацистского бойкота.
4. Лагерь "Шнеллер" - бывшая Сирийская больница и сиротский приют, основанный в 1860 г.; в тридцатые годы использовался как транзитный канал поставок оружия и боеприпасов арабам. В 1938 г. имела место попытка продажи объекта и перевода Сирийской больницы в монастырь
Мар Элиас, поскольку "там вокруг церковные земли, которые никогда не будут проданы евреям".
5. Мельница и пекарня "Франк" - д. Бейт-Лехем 24. Совместное владение, затем отказ от партнёрства с евреями (Элиэзер Липман), затем тайное соглашение между интернированными немецкими хозяевами и бывшими еврейскими совладельцами: немцы обещают своё ходатайство Липманам на случай оккупации ЭИ Роммелем, евреи - помощь в послевоенном восстановлении Франков в правах.
6.
Ссылки на архивные документы у
david_2.