Урок 27: когда боковой ветер 10 м/с

May 27, 2009 17:33

27 мая 2009 г. Налёт 0.17 (общий - 14.51). Инструктор - А. Кириллов. Як-18т (0267G). Гостилицы
Погода: ветер 210 градусов, 10 м/с, видимость больше 10 км. Облачности нет. Температура 25 градусов, точка росы 10 градусов. Давление 1007 гПа. Взлётный курс 150 градусов.
Время полёта: 13.34 - 13.51

С утра погода радовала - ни единого облачка, тепло, в общем, благодать! И по пулковскому прогнозу грозы лишь к концу дня. Вообще пулковские синоптики любят грозы прогнозировать ежедневно в тёплое время года, а реально они бывают, может, пару раз за месяц. Перестраховываются, видимо. В общем, если по TAF'у грозы только в один промежуток времени, то, скорее всего, их точно не будет ) Такой вот прогноз на прогноз.




Так о чём это я - неладное я заподозрил по дороге на аэродром, когда при выезде с лесистого участка на пустынный машину ощутимо ветром бросало в сторону. Приехав на аэродром, я понял, к чему было такое предчувствие - по гостилицким полям ветер гулял со скоростью 10 м/с. Явно не для учебных полётов, т.к. близко к максимальному ограничению по полётам вообще. Однако полетать хотелось, посмотреть себя, что называется, в деле.

В итоге слетали три круга. На круге иногда болтало, иногда мы проваливались вниз, иногда нас поднимало вверх. Но в целом нормально я летел. Единственное - скорость гуляла, но об этом позже. Также нужно на выходе из разворота другой ноги давать (это давняя моя проблема).

Самое интересное, конечно, заход и посадка в таких условиях. Во-первых, важно четвёртый разворот заканчивать с учётом упреждения по курсу. В моём случае ветер дул справа, значит, до посадочного курс не нужно доводить, надо раньше крен убирать. А потом, судя по тому, проходит через меня осевая или нет, куда она удаляется/приближается, изменить взятое ранее упреждение. Ближе к земле больше давать правой ноги, елси вдруг самолёт сильно уходит влево (т.е. если его ветром сдувает).

Главное - я на собственной шкуре узнал, что такое сдвиг ветра. Во время второго захода я шёл на глиссаде со скоростью 170, рассчитывая немножко её погасить ближе к начале выравнивания. И вот, летим мы, значит, на 170, как вдруг раз - и скорость стремительно падает до 140!! Причём гораздо быстрее падает, чем я даю газу. т.к. я не предполагал, что она может так существенно упасть. В итоге, конечно, набрали обратно 160, как раз уже и выравниваться нужно было, коснулись нормально.

Пошли ещё на круг, заходим, выравниваемся и тут раз, встречная составляющая ветра как будто исчезает. И вместо того, чтобы лететь горизонтально и гасить скорость до торца, как было задумано, самолёт проваливается вниз. Инструктор резко дёргает штурвал на себя, помогает, но всё равно касаемся за какой-то метр до асфальта.

В общем, вывод тут такой. Несмотря на то, что в РЛЭ написано, что в случае сильного бокового ветра нужно брать скорость на 10 км/ч больше, это не помогает. Даже ещё 10 км/ч сверху тоже не помогают. Дополнительно к этому нужно обязательно активно работать РУДом и, в случае необходимости, быстро перемещать его на большие расстояния.

практика, як-18т, гостилицы, посадка, погода, обучаемый

Previous post Next post
Up