1. Из первых двух частей может сложиться впечатление, что кроме автомобилей в музее Рахми Коча более ничего и нет. Такой вывод не соответствует действительности (мягко говоря) . Повторю, что сюда стаскивали абсолютно все, имеющее хоть какое-то отношение к технике.
2. Есть целый зал локомобилей самого паропанкового вида.
3. Некоторые из них просто фантастичны по конструкции.
4. Отдельная комната посвящена лесопильне, все шевелится, только что при тебе бревно не распиливают.
5. Крупные станки внутрь помещения не влезают и их так и экспонируют на улице, под навесом. Климат позволяет.
6. Я не сразу понял, что этот мотороллер на выходе из помещений тоже экспонат!
7. Не надо забывать и о том, что музей вовсе не зря расположен на берегу Золотого Рога. Второй (после авто) специализацией являются плавательные средства.
8. Да-да, прямо вот такие буксиры и пароходики.
9. У пирсов пять разных небольших плавсредств - «Liman 2», «Kont Ostrorog», «Rosalie», «Gonca» и «Vernicos». Некоторые из них и отставили от работы-то недавно совсем.
10. Я в них не понимаю ничего, но наверно знатокам страшно интересно. Ишь какая яхта паровая!
11. Целый зал лодок и лодочных моторов.
12. Не преувеличиваю!
13. Автомобиль-амфибия (на фирму-изготовитель внимания не обратил, но что-то очень знакомое).
14. Казалось бы, что интересного в веслах?
15. Особая ветвь турецкой архитектуры - павильоны на пристанях. И в начале XX века их архитектурные формы приобрели особую вычурность и своеобразие. Сохранились из них не все, к сожалению.
16. Не удивлюсь, если это бывшая ВИП-катер самого Рахми Мустафы Коча.
Для того, чтоб заинтересовать детей, выставлены не только скучные железки и деревяшки, но и комнаты-мастерские различной тематики.
17. Вот какая-то лавка с судовым оборудованием.
18. Рыбаки.
19. Плотники с деревянной лодкой возятся.
20. Часовщик.
21. Кузнец.
22. У входа в лавку для антуража даже автомобиль Остин 1936 года поставлен. А герб с двухглавым орлом не черногорский ли?
23. Мастерская сапожника, женщина изображена страшновато.
24. Завершает ряд лавок аптека. Ну, они во всем мире одинаковы.
25. Переходим к рельсовому залу. Начнем с макетов.
26. Целая станция. После
«Гранд макета Россия» все смотрится простовато.
27. Когда-то в Стамбуле была и конка, и обыкновенный трамвай, и троллейбус.
28. Только заново запущенный исторический трамвай и остался до нынешних времен. Такие по проспекту Истикляль ходят.
29. Личный вагон 32-го султана Османской империи Абдул-Азиза, известного либерала и реформатора. В нем он прокатился по всей Европе и принимал австрийского императора Франца-Иосифа, английскую королеву Викторию и французского императора Наполеона III.
30. Не разбираюсь в марках турецкого подвижного состава (тем более исторического), но пишут, что это паровоз G10 1910 г.
31. А это какая-то игрушка, а не серьезный апппарат.
32. В самом прямом смысле жесткий вагон.
33. Тепловозов несколько и все они разрезаны в разных местах, чтоб внутренности детям показать.
34. Есть интересная эмблема.
35. Жемчужина железнодорожной части - итальянский рельсовый автобус фирмы Фиат. Нечто совершенно потрясающее в смысле деталей и дизайна.
36. Салон.
37. Закуток для проводника.
38. Кабина, инструменты управления (по центру проходит какой-то гигантский капот, а машинист буквально лепится сбоку).
39. Очень, очень круто конечно же. И это 1938 год! При Муссолини еще.
40. Ни к селу, ни к городу в зале рельсового транспорта поставили милейший фруктовый фургончик.
Снова выходим на свежий воздух и рассматриваем чахоточный раздел авиации.
41. Вертолет в раскраске турецких ВВС. Что-то очень американское и очень знакомое.
42. Крупных экспонатов немного, но есть. Например, распрстраненнейший когда-то во всем мире самолет DC3.
Служит крышей для магазина сувениров.
43. Самолет Do-28. Армия, видимо, очень любила этот неприхотливый легкий самолетик связи и в
музее турецких ВВС таких аж два.
44. Танк М47 Паттон. Если автомобили жертвовали в музей частные лица, то данный танк - 52-я танковая дивизия.
45. Совершенно неизвестный прежде мне самолет HFB-320 Hansa Jet. Основным эксплуатантом было - внезапно! - Люфтваффе (самолет РЭБ), но часть самолетов эксплуатировалось и как бизнес-джеты. Общая серия всего 47 экземпляров. На фото не очень заметно, но тут применена схема с обратной стреловидностью крыла.
46. Обломки американского бомбардировщика В-24 «Либерейтор», который выполнял боевые задания над территорией Румынии (бомбил нефтепромыслы Плоешти и потерялся в 1944 году).
47. В недавние времена его подняли со дна Черного моря. А останки экипажа (10 человек) передали США, где их и захоронили с надлежащими почестями. Нам прекрасно понятна формула «Никто не забыт и ничто не забыто» и приятно, что воины павшие в том числе и за наши интересы, перестали быть без вести пропавшими.
48. На особом месте выставлены автомобили фирмы «Анадол». Их семь и эти модели, как я понял, полностью исчерпывают историю марки с 1966 по 1981 год.
49. Эмблема.
50. Разнообразные трактора. Рядом есть самый настоящий английский двухэтажный автобус, только вот фото с ним у меня совсем не получились.
51. Там и целая небольшая железнодорожная станция есть (с кассами, туалетами, платформой) и говорят, что в некоторые дни даже катают посетителей по небольшой узкоколейке по берегу, до ближайшего моста.
52. Какой-то важный для турецкой истории вагон.
53. Самыми крупными экспонатами музея нужно признать паром «Фенербахче» и дизельную подводную лодку S-338.
Для попадания внутрь ПЛ необходимо покупать отдельный билет и даже с билетом просто так на борт вас не пустят (нужно ждать проводника-экскурсовода). Фотоаппарат к тому времени совсем разрядился и ее я решил оставить ее на будущее. За подробностями отсылаю в пост
periskop,
он бывал и внутри.
Сходил я и на вторую территорию музея. Очень она забавна - совершенно пустая, туда просто никто не доходит. С другой стороны и смотреть особенно не на что, практически только одни модели представлены.
54. Разве что вот такой реактивный самолет, явно один из первых. Предполагаю, что французской разработки.
Подводя итог трех больших частей.
Забавно, но государственные музеи представляют в любой стране зрелище унылое. Вспомните наш Политехнический музей или то же Монино. Везде, где нет хозяина, то есть увлеченного частника, даже самое интересное собрание железяк постепенно превращается в склад металлолома.
Все вышеприведенное имеет аналоги и в России. Это
музеи Задорожного в Красногорске и индустриальный музей в Верхней Пышме, например.
Предыдущие части:
Стамбул 2017. Часть I. Перелет Москва (Внуково) - Стамбул (Ататюрк). Стамбул 2017. Часть II. Люди на улицах Стамбула. Стамбул 2017. Часть III. Безопасность. Стамбул 2017. Часть IV. Попугаи в парке Гюльхане. Стамбул 2017. Часть V. Паромы в проливе Золотой Рог. Стамбул 2017. Часть VI. Музей Рахми Коча. Коляски, Повозки, Мотоциклы, Первые автомобили. Стамбул 2017. Часть VII. Музей Рахми Коча. Главная автомобильная часть.