Археологический музей Анталии - без сомнения самое стоящее и интересное место в городе. Местные жители называют его просто и со вкусом - «Muze» (Музей) - что говорит нам о полной вторичности всех остальных здешних культурных учреждений. Есть в городе и исторический центр - старый город (Калеичи), но он столь засижен торговцами и всякими туристически ориентированными лицами, что хождение по тамошним крутым улицам и отдыхом-то нельзя назвать.
1. А вот тихий, прохладный и темный муниципальный музей - просто то что нужно.
2. Время работы у него тоже великолепное - в самую жару. Единственное что, от Старого города он далековато (но нам повезло и мы жили в двухстах метрах от этого чудесного заведения).
3. Нам сюда. Обратите внимание на цитату Ататюрка на фронтоне (они есть на всех без исключения подобных заведениях, даже на школах и больницах) и на некоторые наиболее громоздкие экспонаты, которые внутрь музея не поместились.
Стоит вход 20 лир (за одну турецкую лиру в меняльных лавках сейчас дают примерно 16 рублей), причем во внутренний дворик с большой экспозицией надгробий и всяких каменных штук можно пройти бесплатно. В сувенирный магазин и буфет - тоже.
Если хочется подробностей, то можно взять аудиогид на понятном русском языке (еще 10 лир).
Любопытна история возникновения этого музея. При Османской империи турки особенной ценности в этих скульптурах и черепках прошедших эпох не видели, пока под шумок гражданской войны интервенты-итальянцы (1919-1922 гг.) не захотели наиболее интересные из них вывезти. Ценности удалось отстоять.
А теперь о том, что можно увидеть за 20 лир.
4. Первый зал - детский. Что-то вроде поясняющего макета всей здешней археологической науки.
Потом следуют всякие древние каменнные топоры и прочий хозяйственный инструмент времен раннего человечества. Мало чем они отличаются от подобных экспонатов и в отечественных краеведческих музеях.
5. Это урна для мертвого человека. Сейчас людей развелось много, поэтому и урны делают поменьше, и ценности к покойнику не кладут, и труп предварительно сжигают.
6. Вазы ранних греков (как я понял).
7. Более поздние сосуды, но какова сохранность!
8. Залы затемнены, освещены только витрины. Снимать можно безо всяких ограничений (я специально уточнил этот факт у служителей). Кстати охраняет музей (и залы в том числе) полиция с пистолетами на видном месте.
9. Классические греческие годы.
10. Первые, еще небольшие скульптуры. Приве-е-е-е-ет!
11. Металлическая маска? Оказывается это не кто-нибудь, а римский император Александр Север.
12. Видно, что с металлом работать научились уже хорошо. Тонкая работа. Это кувшин?
13. Вообще изделий из металла очень немного. За столько-то лет почти все в прах рассыпалось. Это вам не камень.
14. Следующий зал носит любопытное название «Зал экспонатов, найденых на морском дне».
15. Мраморный барельеф и инструмент для его изготовления. Наглядно.
16. Все вышеперечисленное можно считать увертюрой, вступлением. Самое интересное начинается далее. Так называемый «Зал Императоров».
17. Например император Адриан (у него была в Анталии зимняя резиденция и он среди здешних статуеделов был особенно популярен) есть аж в трех разных вариантах.
18. Тот же Публий Элий Траян Адриан - вариант помоложе.
19. Траян.
20. Септимий Север.
21. Известнейший сюжет, одна из римских копий с какого-то не сохранившегося греческого оригинала «Три грации». Есть подобный и в Лувре.
22. Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия и мать императора Коммода.
23. Много анонимных скульптур, имя и фамилия потерялись в суматохе веков. Безлико подписаны Statue of a woman.
Спасибо, капитан очевидность! Хорошо хоть, что не «Статуя белого мрамора, жен, 1 шт.».
24. А тут подпись гласит Statue of Clerk. Представитель племени тогдашних чиновников.
Теперь о богах и богинях. Зал так и называется «Зал богов».
25. Афродита (рим. Венера). Ее скульптура тут не единственная, богиня была популярна.
26. Тихе, она же Фортуна.
27. Афину Палладу легко узнать по шлему.
28. Зевс, просто Зевс. Не комплект.
Большая проблема в том, что у многих статуй отбиты головы (и почти у всех мужских фигур - пенисы).
29. Богиня Гигея. По змее на посохе можно догадаться, что ответственна она за здоровье (от ее имени произошло слово «Гигена»).
30. Богиня мести Немезида (сохранилась практически идеально). А в русском языке сохранилось словечко «Возмездие».
31. Наиклассичнейший Апполон. Меня до сих пор удивляют люди, думающие, что обрастя сильно выступающими мышцами они станут гармоничными и привлекательными.
32. Некий бог Гарпократ (не Гиппократ, это важно!)
Википедии сообщает о нем любопытные вещи: «Греческая интерпретация египетского бога Гарпехрути, сына Осириса и Изиды; бога зимнего солнца, который изображался в виде голого ребёнка с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту, что означало признаки детства. Греки не поняли этого условного знака и сделали Гарпократа богом молчания и отдельным божеством».
Бог-ребенок с пальцем во рту.
33. Русские туристки с аудиогидом осматривают статую богини материнства и женственности Изиды. Нос и руки статуи не сохранились к сожалению.
34. Далее идут бюсты и среди них есть любопытные.
35. Вот это предположительно голова Антиноя - юноши, который был, вероятно, любовником императора Адриана. После его внезапной смерти цезарь и сердечный друг так расстроился, что начал возводить храмы в его честь и вообще обожествлять в самом широком смысле. Возможности у императора были большие и следы той истории во множестве дошли и до нашего времени.
36. Это голова Асклепия (или Эскулапа, дословный перевод - «Вскрывающий»). Его именем клянутся врачи в клятве Гиппократа.
37. А это головы не аттрибутированные. Возможно, что это просто некие частные лица заказали скульптору свой каменный бюст, который и дошел до нас.
38. Тут подписано, что это богиня Геката, но почему три головы?
39. Отдохнем от богинь, перейдем к утилитарным каменным вещам. Стол для игр. Удобно сделано - бортики подняты.
40. Есть немного мозаик, но тут они неинтересные. За настоящими мозаиками надо в Стамбул ехать, в Арасту.
41. Коллекция личных алтарей.
42. Не знаю, как назывались эти фигуры, но у них тоже есть в музее свое место.
43. Подавляющее количество статуй, которые вы увидели перед этим, найдены в античном городе Перге (пригороде Аксу современной Анталии). Такому важному месту отведен отдельный зал.
44. Император Каракалла.
45. Асклепий. Змей, похоже, отломан.
46. Афродита-Венера. Вечная красота, а сохранность - как будто вчера привезена из мастерской скульптора.
47. Далее следует зал театра. Из Аспендоса (еще один античный город) привезли сохранившиеся фризы и фигуры древнего культурного учреждения.
48. Гермес. Такое впечатление, что голова приставлена не от него (или долгое время хранилась отдельно).
49. Ну и императоры тоже есть само собой.
50. Максимальное развитие каменной скульптуры достигается, как ни странно, в саркофагах.
51. Что это за мужчины с лошадиными головами?
52. А это муж и жена?
53. Погребальные камни для людей поскромнее. Вплоть до детских размеров.
54. А вот сейчас таких красот не делают.
55. Гордость музея, хранящаяся в особом углу с черной драпировкой - скульптура «Усталый Геракл».
Дело в том, что части от него хранились долгое время в разных музеях (часть в США) и его собрали как паззл.
56. Вообще, разнообразных некомплектных скульптур неясного посвящения очень много.
57. Далее очень конспективно представлены византийские иконы.
Отдельного упоминания заслуживают и стенды монет. На каждого чеканившего императора отведен раздел и можно сравнивать - у кого деньги были вычурнее.
58. Последние залы рассказывают про османский период (и это скорее уже не археология, а материальная история). Какой-то каменный портал.
59. Наряды.
60. Причем не такого уж и давнего времени. От головных уборов до носков.
61. Мега-ковер на стене. До сих пор в Турции очень много магазинов ковров, хотя я совершенно не понимаю, кому они тут уже нужны.
62. Композиция «Палатка пастуха» со всеми причиндалами.
63. «Квартира в городе».
64. Заканчивается все каретой. Экспозиция закончена.
65. Хотя можно еще и по двору погулять, там лежат экспонаты не боящиеся погодных условий.
Предыдущие посты в этой серии:
Заметки о популярном курорте. 2017. Часть I. Перелет Москва (Домодедово) - Анталия. Заметки о популярном курорте. 2017. Часть II. Национальные колориты отдыхающих. Заметки о популярном курорте. 2017. Часть III. Турецкая свадьба. Археологический музей Стамбула.