Часть I. Перелет Москва - Красноярск.
1. Небесная колесница.
Аэропорт Домодедово все же прекрасен. Тем более, что экономный я додумался туда ехать не экспрессом, а обычной зеленой электричкой, которые туда, оказывается (!), тоже ходят. 99 рублей все удовольствие. В вагоне нет пассажиров с курортными мешками, но масса персонала аэрокомплекса. Разница в том, что экспресс идет 43 минуты, а ординарная зеленая - 1 час 6 минут.
Частота приземлений и взлетов очень высокая, посадка может осуществлятся одновременно на две полосы, и в этом диком клубке снующей по перрону техники тяжело увидеть систему, а она есть и еще какая!
2. Из экзотических типов в порту надо отметить прилетевший из Питера Ан-148...
... и неизвестно откуда взявшийся Ил-62 (оба из авиакомпании «Россия», но Ил-62 не рейсовый, а из правительственного отряда). Сейчас во Внуково (родном доме СЛО) крестовина полосы ремонтируется и летают они куда попало.
3. Последний парад Ту-154. Целых три борта у телетрапов и «ЮтЭйр», похоже, будет на них летать пока не развалятся. Теплые ламповые советские самолеты всяко прочнее этих тулузских и сиэтлских мыльниц.
Самолет «Трансаэро» Б-737-300 EI-CXN, КВС Константин Чулков, 2П Максим Николаев. Да, в этой компании летчики тоже отчетливо представляются, и я считаю это правильным. Я жизнь вручаю этим людям.
4. Традиционно питание. Что сказать - и мало, и казенно. Но и на том спасибо.
5. Утро сейчас наступает быстро. Под нами какая-то облачная аномалия, похожая на розу.
6. Уже под самым Красноярском неизвестный мне город с каким-то большим производством (отвалы, трубы, дымы) и городскими кварталами в стороне.
Ачинск? А там уже и до Емельяново недалеко.
Про этот порт много написано у самого известного пишущего гражданского летчика современности Василия Васильевича Ершова. Родной для него порт, поэтому и описания там попадаются не казенные.
Большая цитата, но и прекрасная иллюстрация работы того «Аэрофлота», который мы все с вами потеряли:
«Этот новый аэропорт Емельяново... Авиационно-техническая база осталась в старом городском аэропорту Северном; гоняем самолеты на обслуживание туда-обратно... десять минут лету - полдня хлопот. Самолеты пустые, центровка задняя... зато уж научились мы приземляться с задней центровкой - штурвалом от себя...
Прежде чем ехать автобусом из города в аэропорт Емельяново, я позвонил из Северного и еще раз справился насчет топлива. Теперь уже обнадежили: сказали, что топлива в обрез, но наскребут. А рейс наш, из Мирного до Москвы, выполняемый от Мирного на Ил-18, а от нас на Ту-154, сидит в Енисейске на запасном, по метеоусловиям Емельянова: у нас ветер боковой, больше нормы для Ил-18.
Ладно, сел на автобус и через час был в Емельянове. В АДП равнодушный мальчик Сережа, которому все до лампочки, нехотя отодвинув кроссворд, сообщил, что топлива нет, машины нам нет, а насчет погоды идите на метео.
Потолкались пару часов в штурманской. Потихоньку начал подтягиваться народ на вылеты: боковой ветер утих. Несколько рейсов вылетело на дозаправку в Абакан.
Наконец вылетел из Енисейска и Ил-18 с нашими пассажирами. Мы стали добиваться, какую же машину дадут нам под рейс. Смена заканчивалась, и никому из руководителей, принимающих решения, эти решения принимать уже не хотелось; скорее бы на автобус... или - вон, готовится перелетать в Северный очередной самолет, скорее забраться в салон... (Мы охотно набирали этих, никак не оформленных служебных пассажиров - для центровки).
В АДП диспетчер лениво сообщил мне, что из резерва подняли экипаж, он переехал автобусом в Северный и готовится перегнать машину нам под рейс. (Нам, заинтересованному экипажу, перегнать самолет самим себе под рейс было нельзя, потому что в одно задание на полет рабочее время не влезет: и перелет из Северного в Емельяново, и до Москвы еще лететь с подсадками на дозаправку...). Но тут боковой ветер опять задул, и вот командир сидит там, в Северном, и ждет улучшения.
Потолкались еще полчаса. Наконец выяснилось, что здесь, в Емельянове, есть машина, заправленная до Абакана; нам ее принимать. Сейчас садится Ил-18 из Енисейска, нам загрузят мирнинских пассажиров, добавим своих - и вперед».
Василий Васильевич Ершов. Откровения ездового пса.
Удивительное все же было время, самолеты сами летали за керосином :)
Из особенностей порта замеченных мной - отличная полоса и много места на перроне. Хотя, конечно, ближе к городу ровного места не нашлось и надо было отнести новый аэропорт на 35 километров от центра. В тексте выше упоминается городской аэропорт Северный, который был прямо у Енисея и пользоваться им было, конечно, удобнее. Но сейчас и само то поле застроено элитным жильем, и здание аэровокзала стало автовокзалом. Причуды жизни.
Кстати, не могу найти информацию, когда же там приземлился последний самолет.
7. Вот на фото 60-х годов старый аэропорт Северный.
8. Но вернемся в Емельяново. Пущен в эксплуатацию в 1980 г., достраиваясь на ходу. Сейчас уже все что нужно достроили, но снаружи здание какое-то безрадостное и невеселое.
9. Терминал (если можно так сказать) прилета. Торчит хвост S7.
Автобусы до города ходят регулярно и по расписанию, кроме того в аэропорт заезжают и транзитные автобусы типа Красноярск - Ачинск и Красноярск - Кемерово.
Рядом с большим Емельяново есть еще маленький аэропорт Черемшанка, для местных воздушных линий. Не знаю, какие сейчас остались местные линии, но говорят, что интенсивно летает авиация МЧС и МВД. Вообще, конечно, строить два аэропорта рядом (буквально через дорогу) - это удивительно экономно и по-государственному.
10. Такие остановки встречаются по всему Красноярскому краю. Там еще сбоку туалет есть!
11. На горизонте Красноярск. Первое что бросается в глаза после Подмосковья - простор и не скученность.
12. Город сразу влюбляет в себя, когда ты видишь такие пешеходные переходы.
Следующий рассказ будет о Караульной горе, давшей городу имя и попавшей даже на такую утилитарную вещь, как бумажные банкноты банка Росссии.