Рисование как медитация (для тех кто точно знает, что рисовать он не умеет)

Aug 15, 2009 13:35

Что бы рисовать не нужно уметь. Не нужно учиться или читать книжки, не нужен мольберт, этюдник или что там еще. Достаточно обыкновенного карандаша, акварели или гуаши. Достаточно просто отбросить страх перед тем, что ничего не получится, перед тем, что ничего не умеешь. Отбросить этот страх и шагнуть на встречу цвету, формам и.. на встречу себе.
Копирование существующих объектов это по желанию, но рисовать можно и по другому. Когда цель не повторение на бумаге объекта, не оттачивание техники, а когда рисование это попытка понять себя. Сделать шаг на встречу к себе, когда это инструмент осознанности.

Все очень просто. Взять кисточку, краски, сесть перед чистым листом бумаги. Можно закрыть глаза и сказать себе, что этот рисунок никто не увидит, никто не выставит ему оценки, ты можешь (или обязан) его тут же выбросить. Смысл не в конечном результате, смысл в процессе. Рисунок никто не будет оценивать и говорить получилось или нет, просто потому что ты можешь его никому не показать. Пускай это станет медитацией. Один час на диалог с собой. И важно не ставить целей: например, не браться рисовать собаку и уходить в попытки ее прорисовки. Смысл не в этом. Смысл в том, что бы взяв в руки кисть отпустить руку, переставать думать о чем либо пока кисточка касается бумаги - это священный момент! И можно существованию просто позволить вести твою руку. Ты только наблюдаешь, ты только свидетель того как движется рука. Ты не имеешь ни малейшего представления о том какое она сделает следующим движение, какую возьмет краску, куда пойдет мазок... Ты можешь недоумевать, поражаться, удивляться или скучать, но главное не вмешиваться, не останавливать движение руки и не давать ему направлений.
На вопрос "А что рисовать?" есть очень легкий ответ. Закрыть глаза. И вслух проговорить или записать на бумаге, что ты сейчас чувствуешь. Какое у тебя состояние? Что ощущает тело? О чем думает ум? Что его беспокоит? Какие эмоции, чувства ты испытываешь? Какой запах, звук, цвет и вкус у твоего состояния? Просто описать это. Обратить на него свое внимание. Во первых ты оказываешься в здесь и сейчас, во вторых ты обращаешь внимание на себя, во внутрь. Прислушиваешься к себе... А теперь, просто возьми кисточку и нарисуй свое состояние! Может быть это огромный черный квадрат Малевича? Или яркая красная линия? Может быть это множество желтых шариков? Или что то еще? Что бы нарисовать десяток желтых шариков не нужно художественное образование, не нужно вообще ничего. Но какое это счастье рисовать себя, разговаривать с собой и иметь возможность выразить этот диалог!
А можно нарисовать какую то проблему или радость или боль, обиду. Может быть утром, в метро тебе наступили на ногу и не извинились, и ты уже забыл давно об этом, но весь день несешь внутри какую то призрачную обиду или может раздражение? Ощущение жестокости мира? Или мало ли еще как в тебе может отразиться чужое действие. Что можно сделать с такой обидой? Можно просто не обратить внимания, запихать в дальний уголок себя, подавить и обнаружить через много лет целый пласт внутри подавленной злости и бог знает чего еще. А можно пойти и навернуть 10 кругов вокруг дома или избить боксерскую грушу. Или по медитировать на эту эмоцию, рассмотреть ее, понять корни и увидеть как она исчезает под твоим пристальным взглядом. И один из вариантов это рисование, один из вариантов работы с собой.
Если удалось отпустить ум и рука двигалась сама... Внимательно посмотри на то, что получилось. Рисунок несет куда больше информации чем кажется на первый взгляд и любой штрих в нем, выбор цвета - несет свой смысл. Это отражение чего то в тебе. Почему именно коричневый? Что для тебя значит этот цвет, с чем он ассоциируется? Почему он оказался здесь? Почему эта линия пошла вверх ?Почему все нарисовалось именно так? Достаточно просто приглядеться к работе что бы начать понимать ее смысл, информацию которую она несет. А начиная понимать что то о рисунке, начинаешь понимать себя. Это то же своего рода медитация, и краски это только помощник, средство, что бы шагнуть в себя. Что бы понять себя. И если первоначально стоят именно такие цели, то страх перед осуждением или разочарованием от работы можно легко отбросить в самом начале, это просто мешающиеся тараканы, попытки ума помешать тебе остановиться. Остановить его вечную гонку... И он может начать придумывать тысячи причин по которым ты именно сейчас не можешь рисовать или медитировать. Сразу же найдется куча срочных дел и все отложиться на вечное завтра. Где то в начале, есть место в котором нужно заставить себя взять за шкирку и усадить рисовать. Дальше будет проще, но очень важно в самом начале не повестись на уловки ума, не сбегать от самого себя.
Рисование может не ограничиваться стандартным листом А4 или А3, красками и кистями. Что тебе ближе? Может быть прикрепить во всю стену ватманы и не ограничивать себя в пространстве? Может на нем родиться целый мир, с детализированными персонажами и множеством интересных мелочей? Или может на всю стену нарисуется забавный чертенок? Или может это будет просто линия, одна линия... Что именно - не важно, важно, что это твое. Что рисуя, ты отражал в этом себя, в эту минуту ты открылся миру, ты сказал ему, что ты то же творец! Что ты то же можешь как и бог - творить! Не важно что, не важно чем, важно, что ты что то выразил, что то создал, ты поделился с миром частичкой себя! И если на огромном ватмане одна только линия... или точка... это твоя точка, в этом есть ты, в этом есть твоя энергия... И эта точка имеет ровно такое же значение для существования как и картины Леонардо Да Винчи, Айвазовского или любого другого человека. Попытка оценить и назвать что то великим или бездарным присуща только человеческому уму, а у существования ума нету. И каждая твоя работа бесценна, она априори - правильная. Она не может не получиться или быть плохой. Это уже оценка, а относительно чего она может не получится? Как зыбко то, относительно чего выставляется эта оценка. Меняются эпохи, страны, люди, взгляды... и каждую минуту, в каждом городе, у каждого человека абсолютно свое понимание того, что такое "получилось" или "не получилось", "плохо" и "хорошо". И эта оценка существует только в твоей голове, как бы ты громко не кричал, что она объективная.
А может, твой формат это маленькая бумажка, совсем миниатюрное пространство для твоей работы... С каким форматом тебе будет комфортнее работать? Совсем не обязательно выбирать стандартные листы, главное, что бы было комфортно, что бы именно в этом пространстве хотелось творить. А почему именно такое -обычно на этот вопрос находиться ответ с течением времени... Чем рисовать? Кисти? А может быть валик для краски? Или просто пальцы? Рука? Может быть нога? Рисовать пальцами это какое то особенное, экстатическое удовольствие и хотя бы раз, но это нужно попробовать) Единственное, что пальцами лучше не рисовать маслом и акрилом - не отмоешься потом)) Акварель, жидкая акварель, гуашь, темпера, пастель, уголь, сангина, тушь, обычный карандаш, детские мелки, да все что угодно! Может быть попробовать нарисовать картину шоколадкой? Или мороженым?
Останавливать свой выбор только на том, от чего загораются глаза. Но если все вызывает апатию и скуку, то просто начинать пробовать, пробовать все что попадается под руку, использовать любую возможность. И очень внимательно к себе прислушиваться, где будет отклик? Когда внутри что то зажжется? И это произойдет, по другому просто не может быть.

Вот например, что рождалось у меня:























Previous post Next post
Up