На папке моего младшего сына, в которой он приносит из школы домашние задания, написано “Have You Filled a Bucket Today?”, что означает «Ты наполнил сегодня ведёрко?».
Дело в том, что в начале каждого учебного года учителя в американских школах вместе с учениками создают правила поведения в классе. Они начинают это с чтения книги Доналда Клифтона "How Full Is Your Bucket?" («Насколько полно твоё ведёрко?»). В этой книге говорится о том, что у всех нас внутри есть воображаемое ведёрко, в котором мы храним чувства, которые испытываем к самому себе - то есть свою самооценку. Когда наше ведро полное, нам хорошо, когда пустое - нам грустно. Дети с раннего возраста узнают, что когда они наполняют ведёрко своего друга, то их ведёрко наполняется тоже, потому что делать добро другим очень приятно.
Но существуют не только «наполнители ведёрок», но и «черпатели из ведёрок». «Черпатель» - это человек, который черпает из воображамого чужого ведра, он обижает других людей и не заботится об их чувствах.
Хулиганы, драчуны, а также все те, кто ведёт себя агрессивно по отношению к другим - типичные представители «черпателей», которых в американских школах называют “bully”.
После прочтения книги учителя обсуждают с детьми способы, которыми дети могут наполнять ведёрки друг друга, и составляют список, который они вешают на стене в классе. Вот некоторые из способов «наполнения ведёрок» для детей:
1) Подойти к кому-то из учеников на перемене и пригласить его поиграть Особенно хорошо, если этот ученик - новичок в школе.
2) Поделиться чем-то с другом
3) Помочь кому-то донести что-то тяжелое или большое
4) Защитить кого-то, кого обижают
5) Помочь однокласснику справится с трудным заданием
Узнав обо всём этом от учительницы моего сына и прочтя книгу Доналда Клифтона, я так прониклась этой концепцией, что тоже стала ощущать у себя внутри воображаемое ведёрко. Иногда оно бывает пустым, и я почти физически ощущаю эту пустоту. А иногда оно бывает полным до краёв, и тогда бывает особенно хорошо жить.
А вы наполнили своё ведёрко сегодня?