Jun 06, 2008 12:46
Перепечатываю сюда, потому что текста в инете с свободном доступе не нашла.
Карл Р. Роджерс "Клиент-центрированная психотерапия".
"Для нас также представляет интерес исследование Герберта Уильямса (Williams Herbert D. Experiment in self-directed education // School and Society. 1930. N31 p.715-718), проведенное много лет назад, которое было посвящено изучению обучаемости делинквентных (склонных к правонарушениям -прим. мое) подростков в специально организованных для этого условиях.
Из тех юных правонарушителей, в обучении и воспитании которых школа испытывала наибольшие трудности, была сформирована учебная группа, по всем внешним критериям напоминавшая школьный класс. Как и ожидалось, на этапе начальной диагностики у мальчиков были обнаружены задержки в интеллектуальном развитии и сниженный уровень школьной успеваемости.
Комната, в которой начались занятия подростков, не была оснащена никаким специальным оборудованием и единственным ее отличием от других классных комнат был большой стол, на котором лежали разнообразные книги, учебники и хрестоматии для читателей разных возрастов. Никаких особенных правил поведения в классе также не было заявлено, за исключением двух: находясь в классе мальчик должен был занять себя каким-либо делом и не отвлекать других от их занятий, не причинять им беспокойства, не надоедать им и не раздражать их. Таким образом для мальчиков была создана ситуация вседозволенности внутри достаточно широких и вполне реалистичных ограничений, когда ответственность лежит на самом подростке. Мальчикам оказывалась одобрение выбранной ими активности и оказывалась поддержка в их непосредственной деятельности, но все поощрения, рекомендации и советы давались только после того, как подросток сам выбирал себе занятие и приступал к выбранному делу, проявляя тем самым собственную инициативу. Так, если мальчик проявлял художественные способности, а также интерес к изобразительному искусству, ему могла быть оказано помощь в том, чтобы перейти в специальные художественный класс; если же он оказывался способным к математике или особенно интересовался механикой, ему содействовали в прохождении соответствующих курсов. Подростки были вместе в течение четырех месяцев, хотя некторые из них оставались в группе не весь период.
По окончании этого периода была проведена диагностика успеваемости подростков на выходе. ЗА время этих четырех месяцев успеваемость мальчиков повысилась: их достижения в чтении равнялись умственному возрасту 11,2 месяца; в арифметике 14, 5 месяца; по остальным предметам были продемонстрированы близкие результаты. В целом общий образовательный уровень подростков повысился на 12,2 месяца, что в четыре раза превышает естественные ожидания от группы с таким уровнем отставания и абсолютной несформированностью учебных навыков."