Продолжаем тему подводного флота. В прошлой части мы уже выяснили, что проект "Антей" был технологическим ублюдком, и это (в сочетании в тупостью, некомпетентностью и трусостью командования) стоило жизни морякам. Также выяснили, что знаменитая патриотическая байка о средиземноморском походе имеет мало отношения к реальности, а "убийцами авианосцев" такие АПЛ могут считаться только в больной фантазии, т.к АУГ США сами уничтожат их задолго до того, как они успеют произвести выстрел, а даже выпущенные ракеты отлично видны на радарах и будут сбиты средствами ПВО и авиацией АУГ. Однако, у патриотни есть и другие поводы для гордости. Например, АПЛ "Акула". К примеру, типичные комментарии патриотни к посту об этой подлодке:
А почему же "Акула" получилась такой большой? Ведь больше подлодка шумит, тем больше у нее магнитное поле, кильватерный след и т.п и тем легче ее обнаружить. А все дело в том, что Совок был мировым лидером в ракетостроении, недосягаемым для стран Запада. В силу этого лидерства его ракеты были Р-39 почти втрое тяжелее ракет "Трайдент", в полтора раза длиннее и на треть толще. Ну не смогли тупые пиндосы сделать такие же большие ракеты сделать, да что с них взять, с тупых-то.
Сравнение характеристик ракет. Интересно, что "Булава" хуже первого "Трайдента", несмотря на то, что на 33 года его младше. Вообще, твердотопливные ракеты были слишком сложными для Совка, именно поэтому при копировании "Шаттла" Совок заменил два твердотопливных ускорителя 4 РН (сейчас это украинские РН "Зенит".
Вот и пришлось делать огромную АПЛ, которая была, по сути, соединенными корпусами двух АПЛ. Миллиарды, выброшенные на ветер, но зато повод накатить и рекорд Гиннеса! В Совке прекрасно понимали технологическую пропасть между странами Запада и Совком, поэтому старались компенсировать шумность советских АПЛ за счет других характеристик (нечто похожее мы сегодня наблюдаем в авиации, не в силах обеспечить нормальные ЭПР наяривают на "сверхманевренность" и пускают в пидриотической прессе байки про "старые радары, видящие стелсы"). В Совке стремились увеличивать боекомплект, увеличивать скорость, глубину погружения. Наиболее серьезной попыткой компенсировать технологическое отставание была т.н "титановая серия". Например, АПЛ "Анчар", с корпусом из титана, имела очень высокую скорость:
Она развивала скорость под водой до 44.5 узлов (для сравнения, у АПЛ "Огайо" она составляет 25 узлов). Безусловно, это было абсолютно бессмысленно, при движении лодка издавала сильный шум, что демаскировало ее за сотни километров, а от противолодочной авиации все равно не убежишь.
АПЛ К-278 «Комсомолец» поставила рекорд по глубине погружения (1027 метров, вместо обычных 400-600 метров)
И самой серьезной заявкой был проект 705 "Лира". Я практически ничего не могу похвалить из советского оружия, т.к большая часть из него - полнейший хлам. Однако этот проект - одно из немногих исключений. Должен признать, что это был чумовой проект... Реактор с жидким теплоносителем (применялся, кроме "Лиры", только на экспериментальной американской АПЛ SSN-575), очень малый экипаж за счет автоматики (всего 32 человека вместо обычных ~150)
Но технологический уровень Совка не позволил сделать надежный реактор с металлическим теплоносителем, а отставание в электронике не позволило сделать надежные автоматизированные системы, которые заменяли экипаж. Эти факторы в сочетании с экономическим крахом сделали траты на "Лиру" бессмысленной. На титановые лодки были выброшены просто чудовищные деньги, и все это было впустую. Разрыв с США так и не был преодолен, титановые лодки были утилизированы и только патриотня иногда их вспоминает...