О жизни в России

Jun 10, 2012 01:43

Известно, что человек может приспособиться почти к чему угодно - в том числе и к угнетению и к несправедливости - кроме ситуаций, в которых наказание внезапно, случайно и неизбежно.

Эксперимент Марка Селигмана и Стива Майера

Психологи хотели изучить реакцию животных на звонок. Вместо того, чтобы давать положительное  подкрепление, экспериментаторы били собак током. Животных подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить. В результате у собак выработалась «приобретенная беспомощность» - реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Позже возникли признаки клинической депрессии.
Через некоторое время собак выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых легко можно было убежать. Их вновь подвергли тому же воздействию, однако ни одна из них даже не подумала о бегстве. Собаки воспринимали боль как нечто неизбежное. Реагировали пассивно. Они усвоили из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно, и больше не предпринимали никаких попыток выскочить из клетки.
Когда же подвергали ударами тока собак, которые до этого не участвовали в эксперименте, и у которых была возможность убежать, они, естественно, убегали.
Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой.

Позднесоветское изобретение - начиная с Брежнева и продолжая до сих пор - это именно контролирование населения через несистемные наказания. Классическое "наградим непричастных, накажем невиновных".
Достаточно наказать одного-двух за то, что сотни делают безнаказанно - и все начинают чувствовать себя беспомощными. Такие вещи, как процесс Ходорковского, сильно действуют на психологическое состояние общества, отнимая у людей веру в будущее. Самый богатый человек в стране оказался не защищен и посажен за то же самое, что делали все остальные, ныне находящиеся на свободе интересанты залоговых аукционов. Ровно на этот же эффект квазитеррора, психологического подавления, направлен и драконовский закон о публичных выступлениях.

Именно по этому у нас и наблюдается чуть ли не самый низкий на земле индекс удовлетворённости жизнью и огромная смертность. Об этом интервью с Николасом Эберстадтом.
Изменить ситуацию, можно только поощряя людей к инициативам, доказывая людям, что они защищены. Если этого не делать сейчас, то через 50 лет это будет делать уже не для кого.

психология

Previous post Next post
Up