(no subject)

Sep 23, 2010 09:30


Назвали меня духовно зрелым человеком... Не думаю - был бы зрелый, не стал бы писать о монашке, который стал архиереем, написав донос на собрата - и того посадили (1969 год, Свистун), о прикремлёвских православных (Гурболиков, Белановский) в гламуре... Но вот - пишу... (А наши милые фундаменталисты об одном пишут - мол, экуменисты! Что эти архиереи - экуменисты фальшивые, а стукачи настоящие, их не колышет)... Ну почто я историк!.. Пишу и рыдаю, пишу и прощаю... Историк он ведь что - он расставляет таблички: "Мины!" или, если он античник, "Hic sunt leones!" Вот и я предупреждаю: вот где мины... Ты мина не ходи, ты Христос ходи!... Итак...

Как я двадцать лет молчал о Сергее Бычкове (говорят, в переиздании его статьи «Отец Александр Мень и КГБ» в Вестнике РХД убраны все заявления о том, что я и Леонид Василенко сами донесли на себя в органы), так о.Павел Адельгейм молча о своём доносчике. Молчал полвека! В 1969 году его арестовали в Узбекистане, где он был приходским священником. Изучая дело, он наткнулся на донос:

«В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями» (Лист дела 178, т. 2).

Автор доноса - Макарий Свистун, ныне - митрополит Винницкий, РПЦ МП. Ещё один однокурсник Адельгейма, свящ. Милий Руднев, сказал ему, что Свистуна поставил «в безвыходное положение» митр. Филарет Денисенко, тогдашний и многолетний ридигер Украины. «Он предложил написать донос (скорее всего, по запросу КГБ Узбекистана) в качестве шанса сделать карьеру: «Напишешь - будешь епископом. Это твой шанс».

Адельгейм писал в 2008 году: «Комментировать эту информацию не берусь. Некоторое подтверждение даёт сопоставление дат и событий. 07 июня 1970 г. совершилась Ваша хиротония во епископа. 17 июля 1970 г. я был осуждён на три года лагерей и поехал отбывать свой срок в пустыню Кызыл-Кум, на рудниках золотопромышленного комбината «Бессопан». Лагерный срок не был безоблачным. В связи с беспорядками, произошедшими в лагере Кизил-Тепа УЯ 64/44, я лишился правой ноги».

Адельгейм, возможно, так бы и молчал, но в 1993 году его архиереем стал друг Свистуна архип. Евсевий Саввин, который прямо о. Павлу сказал, «в очень агрессивной форме, что знает меня по слухам от общего знакомого». И началось архиерейское благоволение...

*

Православизм не в том, что нормальные с виду люди обсуждают, разрешать ли иноверцам строительство мечетей. Православизм в том, что эти люди не посмеют обсуждать вопрос, разрешать ли «катакомбным» православным строить храмы в Москве. Начальство катакомбников запретило, любое обсуждение будет проявлением нелояльности. Мусульман же - пожалуйста, можно потренькать.

*

Владимир Гурболиков, замглавного редактора гламурно-православного "Фомы", вступился смело за Лужкова: «Считаю всё это мерзостью -- бить человека, толпой, по команде (что журналисты сами "проснулись" и стали вдруг принципиальными -- не верю)». Что ж, не верить в честность журналистов - не грех, но только, если сам неверующий - не журналист. Как после этого можно верить Гурболикову? Или он считает себя исключением?

Далее: «Помню и знаю многие вполне нормальные позиции и дела Московского правительства. С готовностью сотрудничаем по линии нашего журнала с правительственными комитетами. Самых лучших наших спецвыпусков не было б, если бы не люди из того же самого столичного правительства».

Проверяем Гитлер-тестом: евангелический пастор мог бы хвалить Гитлера за то, что он финансировал издание лучших спецвыпусков приходской газеты? А почему бы нет? А как не пожалеть, что на Гитлера набросились журналисты-коммунисты?!

Гурболикову даже не стыдно признаваться (косвенно) в том, что "Фома" издается на деньги налогоплательщиков бе малейшего их согласия. На журнал, видимо, потрачено куда больше, чем на квартирку для телеведущего Соловьёва.

*

Юрий Белановский жалуется, что «православные СМИ» бегают по кругу. Правда, со сроками у Белановского не вполне ясно. То он отсчитывает от 1990 года («Двадцать лет со всей серьезностью обсуждаются «юбки», «платочки», «собаки в доме» и прочее»), то от 2000-го («У православных СМИ, образно говоря, очень короткая память. Материалы семи-, десяти летней давности незнакомы большинству современных православных журналистов»), то с 2005-го («То, что читают молодые христиане с пятилетним стажем мне и называть не хочется»). Представить себе, что есть христиане с полувековым стажем, он, кажется, вовсе не может - история Церкви для него начинается с 1983 года, когда крестился Кураев.

И будут бегать по кругу, и будет вечный инфантилизм, и тот же несчастный Белановский почти двадцать лет бегает по кругу. Потому что напрасно надеяться, что внутри жёсткой системы возможен рост. Нет, будет вечная пионерия. Как не вырастет ступня, если её туго забинтовать, так не вырастет ничто под гнётом "лояльности" и вертикали власти. А так хочется и рыбку съесть, и не замочиться, и духовно расти, и не конфликтовать с тем, что над твоей головой... Призывы и сокрушения Белановского точно повторяют призывы и сокрушения комсомольских и партийных вожаков при большевизме: мол, давайте, ребята, ну проявляйте же инициативу! А чуть кто проявит - сразу тюк...
Previous post Next post
Up